Может ли дорогостоящий образовательный интернет-проект быть разработан за 15 дней? С высоким качеством исполнения, пользой для потребителей и приемлемыми затратами для государственного бюджета.
Практика показывает, что нет: даже поверхностный анализ «первоисточника», сайта Госзакупок внушает ужас и священный трепет.
Каждый раз, заглядывая на страничку Министерства образования РФ, как будто попадаешь в гости к канадским лесорубам. Несмотря на свою гуманитарную направленность этой конторы, глухим фоном в ее стенах звучит грохот и визг цепных пил. Рев мощных дизелей машин, валящих вековые сосны российского бюджета. А снаружи все гладко и тихо, делается вполне благопристойное дело, как например:
«Поддержка системы сетевого дистанционного обучения для обеспечения подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама, функционирующей на базе специализированного сайта в сети Интернет». Цена - 15 млн. руб. Дата подведения итогов конкурса: 18 ноября 2010 г. Далее госконтракт заключается в промежуток времени между 10 и 20 днями с момента опубликования итогов.
Работы выполняются с момента заключения Государственного контракта и до момента сдачи отчетной документации - 13 декабря 2010 года. То есть, даже при самом лучшем итоге и заключении контракта 28 ноября, на исполнение работ остается 15 дней!
Можно ли сделать интернет-сайт такого уровня за полмесяца. Да ни за что, даже самый гениальный менеджер интернет-проектов такого не сотворит. Только если... сайт уже не был сделан заранее и победитель конкурса уже тоже известен! Зачем тогда напрягать людей, изводить тонны макулатуры на заявки и сопроводительную документацию?
Но это не один конкурс! Приведем «аналогичные примеры».
«Разработка методологии и регламентов внедрения системы электронных образовательных ресурсов, обеспечивающих полноценное личностное и профессиональное развитие обучающихся, и информационной среды образования всех уровней с учетом требований Федеральных государственных образовательных стандартов». Цена - 20 млн. руб.
«Подготовка и переподготовка профильных специалистов на базе центров образования и разработок в сфере информационных технологий». Цена - более 100 млн. руб.
«Разработка электронных образовательных ресурсов для дистанционной подготовки учащихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов по современным профессиями специальностям». Цена - 60 млн. руб.
«Разработка целостной инновационной электронной образовательной среды на основе создания комплексной системы образовательных ресурсов, технических и технологических условий и сервисов, обеспечивающих эффективное использование информационно-коммуникационных технологий в сфере образования и доступность инновационного образования, в т.ч. для людей с ограниченными возможностями здоровья, в условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования». Цена - 48 млн. руб.
«Разработка электронного образовательного ресурса «Журнал успеваемости учащихся» в целях обеспечения общеобразовательных учреждений РФ в рамках требований федеральных государственных образовательных стандартов основного общего и среднего (полного) образования нового поколения» Цена - 12 млн. руб.
«Формирование предметно-тематических комплектов электронных образовательных ресурсов, соответствующих примерным программам и обеспечивающих создание условий для внедрения информационных технологий в образовательный процесс» Цена - 7,4 млн. руб.
«Разработка электронных образовательных ресурсов для учащихся начального общего образования, обеспечивающих условия реализации отдельных требований Федерального государственного стандарта начального общего образования, направленных на решение коммуникативных и познавательных задач, овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, способами изучения природы и общества, формирование общеучебных компетенций». Цена - 20 млн. руб.
«Создание системы подготовки высококвалифицированных кадров в области суперкомпьютерных технологий и специализированного программного обеспечения». Цена - 60 млн. руб.
«Создание единой службы информационно-методической и технической поддержки программного обеспечения, входящего в СБППО и ПСПО, используемых в образовательных учреждений Российской Федерации». Цена - 20 млн. руб.
Приведен только ряд примеров конкурсов Минобрнауки в которых за ничтожный промежуток времени нужно успеть освоить гигантские суммы. Подробнее - здесь http://www.zakupki.gov.ru/Tender/Purchase.aspx .
Естественно, мы можем предположить, что информационные технологии в России развились до такого уровня, что позволяют как семечки щелкать подобные проекты. Но, увы, качество исполнения подобных проектов, как правило, оказывается немногим лучше, чем сайты, сделанные начинающим веб-дизайнером - самоучкой. С чудовищным пользовательским интерфейсом, огромными глюками и проблемами при загрузке. Зачем, спрашивается, тянуть 10 месяцев в году, только в последние дни выкидывая на конкурс десятки проектов? Только ли потому, что «денег нет»? Или все-таки, желая подождать, пока «прикормленные» организации и конторы вступят в дело?
Реальная цена большинства проектов приведенных выше Интернет-ресурсов составляет порядка 20% от заявленной. Если делать все силами коммерческих организаций за разумные сроки (несколько месяцев). И это с учетом коммерческой прибыли предприятия в 20-30%, достаточной «белой» зарплаты для программистов и дизайнеров.
Куда девается остальные 80%? - лес пилят, щепки - летят!
Но проблема не только в этом. К сожалению, большинство из указанных проектов оказываются мертворожденными. Люди протусовались, сымитировали бурную деятельность - и разбежались!
Оценивать эффективность образовательных услуг должны сами «образовательные аудитории», а не прикормленные наемные эксперты, за определенную мзду ставящие на поток и пропускающие откровенно «распилочные» проекты. Нужны ли эти проекты целевой аудитории? Или только их исполнителями и заказчикам?