Суббота, 27.04.2024, 05:31Приветствую Вас Гость | RSS
Персональный сайт учителя начальных классов
 Ларкиной Светланы Николаевны
.
Меню сайта
Категории раздела
Урок внеклассного чтения [5]
Внеклассные мероприятия [4]
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

Рабочие материалы.


Главная » Статьи » Внеклассное чтение » Урок внеклассного чтения

Внеклассное чтение 2 класс. Сказки А.С. Пушкина.

           Сказки А.С. Пушкина.



Цели урока:ознакомить с творчеством А.С. Пушкина-сказочника,его биографией,

понятием «авторская»(литературная) сказка;развивать память,

мышление,речь,навыки выразительного чтения,навыки коллективной

работы;воспитывать любовь к русской поэзии,русскому языку,

интерес к творчеству А.С. Пушкина.

Оборудование:Выставка книг со сказками А.С. Пушкина,портрет поэта,

фоторепродукция памятника А.С. Пушкину в Москве,карточки для

литературной игры с отрывками из сказок,с литературными кроссвордами.




                                            Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

    -С какими сказками мы ознакомились на прошлом уроке внеклассного чтения?

    (С русскими народными сказками.)

    -Почему они называются народными? (Их автор неизвестен. Они пересказываются

    народом из поколения в поколение,каждый рассказчик пересказывает своими

    словами, добавляет что-то своё.)

    -Прочитайте,какова тема сегодняшнего урока.

    -Кто автор сказок,которые мы будем сегодня читать?

    (Сегодня мы будем сегодня читать сказки А.С. Пушкина. Автор этих сказок

    известен. Такие сказки называются авторскими,или литературными.)

III. Постановка целей урока

    -Сегодня вы познакомитесь со сказками А.С. Пушкина,узнаете о том , как

    придумывал свои сказки поэт. Вы узнаете о том, кто рассказывал маленькому

    Саше сказки на ночь. Вас зачарует необыкновенный язык пушкинских сказок,

    их неповторимый волшебный мир.

IV. Изучение нового материала

    1.Рассказ учителя.

    -Посмотрите на портрет А.С. Пушкина. Кто может посчитать, сколько

    лет прошло со дня рождения ?(Более 200 лет.)

    -Почему же люди разного возраста, разных национальностей, из разных стран

    мира любят его произведения? (Сказки Пушкина интересны,там происходят

    разные чудеса. Хочется сразу дочитать до конца. А стихи поэта очень красивые.

    Когда их читаешь, представляешь яркие картины. Эти стихи можно петь.)

В детстве Саша рано начал читать. Он в совершенстве знал французский язык,

читал книги на французском. А его няня Арина Родионовна, привила ему любовь к русской

речи, русской народной поэзии. Песни и сказки, которые рассказывала ему няня,

запомнились на всю жизнь. Об этих детских впечатлениях он написал в своём

стихотворении «Сон»:

И шепотом рассказывать мне станет

О мертвецах, о подвигах Бовы ...

От ужаса не шелохнусь, бывало,

Едва дыша, прижмусь под одеяло,

Не чувствую ни ног, ни головы.

Любовь к русской народной сказке приходит к Пушкину и от бабушки М.А. Ганибал,

и от дяди Никиты Козлова.

Через много лет, в годы ссылки в Михайловском, в холодные зимние вечера

Арина Родионовна снова рассказывает Пушкину сказки, а поэт торопливо записывает

особенно полюбившиеся из них. Из заметок на полях в тех записях видно, как Пушкин

отбирал сюжеты для своих будущих сказок. Так родилось пять пушкинских сказок,

которые с детства знают и любят люди из разных стран, которые вдохновляют

режиссёров на создание спектаклей, кинофильмов, мультфильмов, композиторов -

на создание музыкальных произведений.

- Прослушайте увертюру к опере М. Глинки «Руслан и Людмила».

  • Что вы представили, когда звучала эта музыка?

    2.Рассматривание выставки книг.

  • Посмотрите, скольких художников вдохновили сюжеты сказок Пушкина.

Какие сказки вы узнали?(«Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и работнике его

Балде», «Сказка о мёртвой царевне...», «Сказка о царе Салтане...», «Сказка о золотом

петушке».

Молодцы! Некоторые люди считают сказкой и поэму «Руслан и Людмила»,

музыкальное вступление которой вы сейчас слушали. Во всех сказках поэта любовь

и верность противопоставляются предательству и зависти. В них высмеиваются

жадность, властолюбие, тщеславие. Так же как и в русских народных сказках,

здесь добро торжествует над злом. Послушайте начало «Песни первой»

поэмы «Руслан и Людмила».

3.Чтение сказок.

Сегодня вы приготовили выразительное чтение отрывков из сказок А.С. Пушкина.

Некоторые из ребят выучили их наизусть. Давайте послушаем сказки,

поразмышляем над ними.(Чтение начала сказки учителем.)

Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне

Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди.

(Далее чтение сказки учащимися.)

  • Какие волшебные чудеса происходят в сказке,(Лебедь превращается в царевну,

    князь Гвидон- в муху, шмеля, комара, из воды выходят тридцать ери богатыря,

    белка поёт песенки и грызёт золотые орешки,с изумрудами и т.д.)

  • Назовите отрицательных персонажей сказки.(Ткачиха,повариха,баба Бабариха,

    коршун.)

  • Как наказано зло в сказках? (Злой коршун погиб.)

  • Как вы считаете,избежали ли наказания ткачиха с поварихой, сватьей бабой

    Бабарихой?(Да потому что правда открыта.)

  • А теперь послушаем сказку «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях.»

    (Чтение начала сказки учителем.)

    Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях.

    (Далее чтение отрывков из сказки учащимися. Рассматривание иллюстраций.)

  • Назовите положительных героев сказки?(Царевна,королевич Елисей,богатыри.)

  • Чьи поступки осуждает автор?(Царицы,чернавки.)

  • Как помогает природа Елисею?Зачитайте отрывки из сказки.

    (Отрывки о том, как королевич разговаривал с солнцем, месяцем, ветром.)

  • Опишите внешний вид царевны и царицы.(Читаются отрывки.)

  • Всегда ли внутренняя красота сопутствует внешней?

  • Зачитайте отрывки о характере героинь.

  • Как зло было наказано в сказке?(Собственная злоба,ненависть погубила царицу.)

    А теперь послушаем следующую сказку.(Чтение начала сказки учителем.)

    Сказка о рыбаке и рыбке.

    (Далее чтение отрывков учащимися. Рассматривание иллюстраций.)

  • Назовите отрицательных героев сказки.(Старуха.)

  • Боролся ли старик со злом?Противодействовал ли ненависти,жадности старухи?

    Прочитайте слова об этом.(«Старик не осмелился перечить», «не дерзнул

    поперёк слова молвить».)

  • Можно ли старика по праву называть положительным героем?(Да он отпустил

    золотую рыбку, ничего с неё не взял. Нет он труслив.Он боится старухи, не смеет

    сказать слова «поперёк».)

  • Прочитайте, как природа в образе моря осуждает желания старухи и бездействие

    старика?(«Море слегка разыгралось», «Не спокойно синее море», «Почернело

    синее море», «Видит на море чёрная буря».

  • Как вы понимаете выражение «остаться у разбитого корыта»?(Потерять всё что

    было. Остаться ни с чем.)

  • Теперь послушаем другую сказку.(Чтение начала сказки учителем.)

    Сказка о попе и работнике его балде.

    V. Чтение отрывков учащимися. Рассматривание иллюстраций.

  • Назовите положительного героя сказки. На какого героя русских народных

    сказок он похож?(Балда похож на Ивана дурака,Емелю.)

  • Почему? (Непрактичный, наивный, но добросовестный, трудолюбивый.)

  • Какие отрицательные черты характера высмеиваются в образе попа?(Ненасытный,

    жадный, глупый.)

  • Прочитайте, как был наказан поп?

  • Какие чувства вызвал у вас этот эпизод? (Было смешно. Попа не жалко. У него

    был смешной, жалкий вид.)

  • А теперь поговорим о другой сказке- «Сказка о золотом петушке».Эта сказка

    Пушкина является самой загадочной,непонятной,фантастичной.

    Какие страшные чудеса там происходили?(Непонятно,откуда возникла и куда

    пропала Шамаханская царица, почему сыновья Дадона убили друг друга.)

  • За что был наказан Дадон?(Он был неверен своему слову. Он не печалился о смерти своих

    сыновей, забыл о них, увидя царицу. Он убил звездочёта, хотя тот помогал ему.)

    VI. Закрепление изученного. Литературная игра « Там чудеса...»

    (Класс делится на три команды- три ряда.)

    Конкурс «Волшебное средство»

  • Кому принадлежит это волшебное средство?

        1.ряд               2.ряд                     3.ряд

    Зеркальце    Золотая рыбка      Золотой петушок

              Конкурс «Волшебные превращения»

  • В кого превратились?

    1.ряд

Князь Гвидон

          2.ряд

         Лебедь

          3.ряд

        Чародей

                                     Конкурс « Кто это ?»

  • Из какой сказки эти имена и кому они принадлежат?

    1.ряд

    Дадон, Елисей, Гвидон. .

    2 ряд

    Бабариха, Балда, Черномор

    3 ряд

    Соколко (пёс) Чернавка( прислуга царицы) Буян (остров)

    Конкурс «Сказочный зачин»

  • Из какой сказки слова?

    1.ряд

    «Жил был поп...»

    2.ряд

    «Они жили в ветхой землянке ровно тридцать лет и три года».

         3.ряд

«Негде в тридевятом царстве,тридевятом государстве жил-был славный царь».

            Конкурс «Сказочные красавицы»

«...Говорят,...есть,                           Правду молвить молодица                Но...молодая,

Что не можно глаз отвесть.              Уж и впрямь была...:          Тихомолком расцветая,

Днём свет божий...,...землю            Высока,...,бела,                 Между тем росла,росла,

освещает-месяц под косой...,          И...и всем взяла;               Поднялась -и расцвела.

а во лбу...горит».                            Но зато...,ломлива,             Белолица,...,

                                                      Своенравна и ... .                ...кроткого такого.

              Конкурс «Отгадай кроссворд»

По горизонтали: 1.Кем оборотился Гвидон в первый раз, когда полетел к отцу?

2.Ядро золотого ореха.3.Одна из трёх девиц в сказке о царе Салтане.

4.Имя царя из «Сказки о золотом петушке».

5.Имя князя, сына царя Салтана.6. Имя царя в сказке А.С. Пушкина.

7.Как звали пса из «Сказки о мёртвой царевне».

8.Сеть для ловли рыбы.9.Жених юной царевны.

10.Волшебный предмет из сказки А.С. Пушкина.

11.Кто помог Дадону избавиться от неожиданных набегов врагов.

12.Дядька прекрасных витязей.

(Ответы по горизонтали:1.Комар.2.Изумруд.3.Ткачиха.4.Дадон.5.Гвидон.

6.Салтан.7.Соколко.8.Невод.9.Елисей.10.Зеркальце.11.Звездочёт.12.Черномор.

По вертикали:1. Михайловское.)


  Карточки для индивидуальной работы


                                  Карточка № 1

Соедини слово с его значением.Из какой сказки эти слова?


Варёная полба Крытое углубление в земле, вырытое для жилья.


Светлица Имущество,дававшееся дочери при выходе замуж.


Землянка Старинный женский головной убор.


Приданое Каша из зёрен дикой пшеницы.


Рать Светлая парадная комната в избе.


Кичка Войско на Руси.


                                     Карточка № 2

Соедини название сказки А.С. Пушкина со сказочными героями из этой сказки.

«Сказка о попе и о работнике его Балде» Елисей

«Сказка о мёртвой царевне...» Дадон

«Сказка о золотом петушке» Столбовая дворянка

«Сказка о царе Салтане...» Сватья баба Бабариха

«Сказка о рыбаке и рыбке» Бесёнок


                                   Карточка № 3

Поставь галочку около главной мысли «Сказки о рыбаке и рыбке».

Если будешь иметь много желаний, то не добьёшься своей цели.

Чем больше жалеешь тем больше желаешь.

Жадность и зависть до добра не доводят.


                                    Карточка № 4

Поставь галочку около главной мысли «Сказки о золотом петушке»


За свои поступки надо отвечать.

Надо держать своё слово, даже если жалеешь о сказанном.

Будь осторожен в выборе друзей и спутников жизни.


                               Карточка № 5

Поставь галочку около главной мысли «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях».


Если незнаешь человека, не принимай от него подарков.

Зависть — мать всех пороков.

Любовь способна вынести все испытания.


                                  Карточка № 6

Поставь галочку около главной мысли «Сказки о царе Салтане...»


Обман всегда будет раскрыт.

Надо быть терпеливым,прощать своих обидчиков.

Не надо слушать советы других,надо слушаться своего сердца.

VII. Итог урока. Награждение победителей

  • Какая сказка А.С. Пушкина вам понравилась больше всего? Почему?

  • Прошло более двухсот лет со дня рождения поэта. Но время не властно над

    памятью о поэте .В Москве на Пушкинской площади стоит памятник поэту,

    созданный на средства простого народа.(Учитель показывает фоторепродукцию.)

    Вы ещё не раз вернётесь к творчеству поэта на уроках литературы и в этом

    году, и в течение всех школьных лет, и я надеюсь всей жизни.





Категория: Урок внеклассного чтения | Добавил: учитель (10.02.2010) | Автор: Ларкина Светлана Николаевна
Просмотров: 31204 | Комментарии: 1 | Теги: Внеклассное чтение 2 класс. Сказки | Рейтинг: 3.5/2
Всего комментариев: 1
1 сычев владислав  
0
а вы знаете где найти волшебные сказки нам в школе задали

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
 
Форма входа

 
Друзья сайта
.
Rambler's Top100 Счетчик тИЦ и PR