Четверг, 23.11.2017, 21:12Приветствую Вас Гость | RSS
Персональный сайт учителя начальных классов
 Ларкиной Светланы Николаевны
.
Меню сайта
Категории раздела
Урок внеклассного чтения [5]
Внеклассные мероприятия [4]
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

Рабочие материалы.


Главная » Статьи » Внеклассное чтение » Урок внеклассного чтения

Внеклассное чтение 2 класс. Русские народные сказки.

                   Русские народные сказки.


Цели урока: ознакомить детей с жанром русской народной сказки,

признаками этого жанра;развивать мышление, речь,

формировать умение передавать содержание произведения;

воспитывать интерес к народному творчеству,

русской словесности.


Оборудование: выставка книг со сборниками русских народных сказок,

иллюстрации к сказкам,карточки с пословицами,

видеокассета или диафильм с русской народной сказкой;

на доске названия русских народных сказок.



                                       Ход урока

  I. Организационный момент

   II. Постановка целей

На доске:

внекоторомцарствевнекотормгосударстве

жилибылидеддабаба

жилибылистариксостарухой


- Разделите строчки на слова.

- Что вы заметили?Какие предложения получились?

(Это слова из сказок. Это начало,зачин,разных сказок.)

- Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в мир

русских народных сказок.

    III.Актуализация знаний


1.Рассказ учителя.

Когда вы были маленькими,мама или бабушка, укладывая вас спать,

рассказывала вам сказки. И в далёком прошлом, когда были маленькими

ваши дедушки и бабушки, им тоже рассказывали сказки взрослые.

Сказки появились очень давно. Создавались они самим народом.

Один певец или рассказчик, напевая сказку, передавал её слушателям.

Другой, пересказывая, добавлял что-то своё. Если сказка получалась

удачной,она запоминалась и передавалась «из уст в уста».

    Так сказка становилась народной, имя её автора не запоминалось

2.Беседа.

- Какие первые маленькие сказки вам запомнились с раннего детства?

Репка», «Колобок», «Курочка ряба», и другие.)

- Верно. И даже вот в такую маленькую сказку народ вкладывал свои

мечты о добре, справедливости, безбедной жизни.

В каждой народной сказке содержится мудрая мысль.

Не даром об этом говорится в пословице: «Сказка ложь да вней ...»

Продолжите пословицу. (Намёк добрым молодцам урок.)

  IV. Изучение нового материала

- Посмотрите на обложки книг. Какие герои, предметы вам знакомы?

(Перо Жар-птицы, печь, яблоко; Иван Царевич, Баба Яга,Колобок,Лиса,Волк,Петух и т.д.)

- Есть ли на обложке книги фамилия автора? (Нет.)

- Почему? (Это народные сказки, их автор неизвестен.)

- Откройте первую страницу. Что написано под названием сказки?

(В обработке А.Н. Толстого. В обработке А.Н. Афанасьева. В пересказе

А.Н. Толстого. В пересказе К.Д. Ушинского и е.д.)

-Что это значит?(Эту народную сказку пересказал для нас этот писатель.)

- Перелистайте страницы книги.(Дети рассматривают книги.)

- В вашей книге одна сказка или несколько?

- Книга, в которой собраны несколько сказок называется сборником сказок.

- Как нам найти сказку, которую мы будем читать вместе?

    (Надо открыть содержание.)

- Найдите в содержании книги сказку «Волк и Коза».

- Кто обработал эту сказку? ( А.Н. Афанасьев.)

- Давайте прочитаем сказку вместе. Я буду читать слова автора.

Девочки хором -слова козы, а мальчики — слова волка.



                                                   Волк и коза.

Жила-была коза, сделала себе в лесу избушку и нарожала деток. Часто уходила коза в бор искать корму. Как только уйдет, козлятки запрут за нею избушку, а сами никуда не выходят. Воротится коза, постучится в дверь и запоет:

— Козлятушки, детушки,

Отопритеся, отомкнитеся.

Ваша мать пришла,

Молока принесла;

Бежит молочко по вымечку,

Из вымечка на копытечко,

С копытечка на сыру землю!

Козлятки тотчас отопрут двери и впустят мать. Она покормит их и опять уйдет в бор, а козлятки запрутся крепко-накрепко. Волк все это и подслушал. Выждал время, и только коза в бор, он подошел к избушке и закричал своим толстым голосом:

— Козлятушки, детушки,

Отопритеся, отомкнитеся.

Ваша мать пришла,

Молока принесла...

А козлятки отвечают:

— Слышим, слышим — не матушкин голосок! Наша матушка поет тонким голоском.

Волк ушел и спрятался. Вот приходит коза и стучится:

— Козлятушки, детушки,

Отопритеся, отомкнитеся.

Ваша мать пришла,

Молока принесла;

Бежит молочко по вымечку,

Из вымечка на копытечко,

С копытечка на сыру землю.

Козлятки впустили мать и рассказали ей, как приходил к ним бирюк и хотел их поесть. Коза накормила их и, уходя в бор, строго-настрого наказала: коли придет кто к избушке и станет просить толстым голосом, того ни за что не впускать в двери. Только что ушла коза, волк прибежал к избе, постучался и начал причитывать тоненьким голоском:

— Козлятушки, детушки,

Отопритеся, отомкнитеся.

Ваша мать пришла,

Молока принесла;

Бежит молочко по вымечку,

Из вымечка на копытечко,

С копытечка на сыру землю.

Козлятки не признали волчьего голоса и отперли двери. Волк вбежал в избу, разинул свою широкую пасть и бросился на бедняжек; что ни схватит, то проглотит — всех поел. Уцелел только один козленочек, и тот в печь забился.

Приходит коза. Сколько ни причитывала — никто ей не отзывается. Подошла поближе к дверям и видит, что они отворены; в избу — а там все пусто. Заглянула в печь и нашла одного козленочка. Как узнала коза о своей беде, села она на лавку, начала горько плакать и причитывать:

— Ох вы детушки мои, козлятушки! На что отпиралися - отворялися, злому волку доставалися?

Услышал это волк, входит в избушку и говорит козе:

— Эх, кума, кума! Что ты на меня грешишь! Неужели-таки я сделаю это! Пойдем-ка в лес погуляем.

— Нет, кум, не до гулянья!

— Пойдем! — уговаривал волк.

Пошли они в лес, нашли яму, а в той яме разбойники кашицу недавно варили, и оставалось в ней еще довольно горячих угольев. Коза говорит волку:

— Кум! Давай попробуем, кто перепрыгнет через эту яму.

Стали прыгать. Волк прыгнул и ввалился в горячую яму; брюхо у него от огня лопнуло, и козлята выбежали оттуда да прыг к матери. И стали они жить-поживать, ума наживать, а лиха избывать.

  • Чему учит эта сказка? Какова её главная мысль? Подберите одну из пословиц на доске:

    Волков боятся- в лес не ходить.

    Как аукнется, так и откликнется.

    Худо тому, кто добра не делает никому.

  • Чем закончилась сказка? Как волк был наказан за своё коварство? Прочитайте.

  • Прочитайте начало сказки.

  • Часто начало сказки начинается словами «жили-были».

    Это одна из примет народных сказок-сказочный зачин.

  • Прочитайте сказочную концовку-ещё одну примету русских народных сказок.

  • Какие ещё приметы народных сказок вы заметили в тексте?(Старинные слова.)

  • Приведите примеры.(Воротится,запрут,отопрут,бирюк-волк,брюхо, доставалися.)

  • В сказках встречаются устойчивые сочетания слов. Например:давным-давно,

    видано-невидано. Найдите и вы в сказке «Волк и коза» такие слова.

    («Крепко-накрепко», «строго-настрого», «жить-поживать».)

    Сегодня на уроке мы послушаем, какие ещё сказки вы читали дома.

    Будем учиться искать признаки народных сказок, подбирать пословицы,

    определять главную мысль сказки.

    V. Проверка домашнего задания

  • На доске записаны названия русских народных сказок. Какие вы читали?

    Сегодня вы приготовили пересказ наиболее понравившегося отрывка из

    народных сказок. Давайте договоримся не называть сказку.

    Пусть ваши одноклассники сами догадаются, как она называется.

    VI. Физкульминутка.

    Выберите слова одного из сказочных героев и придумайте движения.

    VII. Литературная игра.

    1.Давайте выберем знатока русских народных сказок. Сыграем в литературную

    игру. Игрок,получивший за ответы большее количество баллов,- победитель.

  • Первый тур

  • Угадай, из какой сказки этот предмет : репа, кувшин и тарелка, яичко, печка, стрела, гусли, яблоко, перо птицы. («Репка» «Лиса и журавль» «Гуси-лебеди» «Курочка Ряба»

    «Царевна лягушка» «Кот,петух и лиса» «Сказка о молодильных яблоках и живой воде»

    «Сивка-бурка»)

    Второй тур

  • Кому принадлежат эти слова из сказки?

    «Влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь — всё будет сработано».(Корова — Хаврошечка).

    «Тепло ли тебе, девица,тепло ли тебе красная».(Морозко)

    «Не пей,братец,козлёночком станешь».(Алёнушка)

    «Фу-фу, русского духа слыхом не слыхано,видом не видано,а нынче русский дух сам пришёл».(Баба Яга)

    «Сивка-бурка,вещий каурка,стань передо мной,как лист перед травой».(Иван-дурак)

    «Как выскочу,как выпрыгну,пойдут клочки по закоулочкам».(Лиса)

    «Несёт меня лиса за тёмные леса,за быстрые реки,за высокие горы».(Петушок)

    «Козлятушки,ребятушки,отворитеся,отопритеся,ваша мать пришла,молока принесла»

    (Коза или волк)

    «Вижу-вижу! Не садись на пенёк,не ешь пирожок. Неси бабушке,неси дедушке».(Маша)

    «Ищи меня за тридевять земель, в тридесятом царстве,в тридесятом государстве».(Царевна-лягушка)

    Третий тур

    Разгадывание кроссворда.

    1.Героиня сказки,которая украла петуха.

    2.Героиня сказки «Волк и семеро козлят».

    3.Главный герой сказки «По щучьему велению».

    4.Непоседа,который укатился от бабушки и дедушки.

    5.Имя девочки из сказки «Три медведя».

    6.Вставь имя героя в название сказки: «....... - ясный сокол».

    7.Как звали девочку,чей братик превратился в козлёночка.

    8.Кто превратил Василису Прекрасную в лягушку.

    9.Героиня сказки «Бурёнушка».

    Четвёртый тур

  • Назовите сказки, в которых главным героем была лиса.

    VIII. Награждение победителей

    IX. Итог урока

  • Какие сказки мы читали сегодня на уроке?

  • Какие признаки русских народных сказок вы знаете?

Категория: Урок внеклассного чтения | Добавил: учитель (09.02.2010) | Автор: Ларкина Светлана Николаевна
Просмотров: 43643 | Комментарии: 2 | Теги: Урок. Русские народные сказки. | Рейтинг: 4.2/6
Всего комментариев: 2
2  
Почему нельзя сохранить текст в Word???

1  
интересно, но почему не доступно сохранение и печать?

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
 
Форма входа

 
Друзья сайта
.
Rambler's Top100 Счетчик тИЦ и PR