Русский
язык.
Авторы:
Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова.
Учебники
Л.М.Зелениной, Т.Е.Хохловой
«Русский язык» для 4класса начальной
школы имеют гриф «Рекомендовано
Министерством образования Российской
Федерации». Издательство
«Просвещение» 2009.
Пояснительная
записка
Программа
начальных классов по русскому языку
построена как органическая часть общего
курса русского языка и литературы
средней школы и ориентирована на
языковое, эмоционально-нравственное
и интеллектуальное развитие ребенка.
Младшие
школьники должны открыть для себя родной
язык как предмет изучения, анализа
различных его сторон: словарного,
фразеологического и звукового состава,
соотношения между звуками и буквами.
Цель
программы
- познакомить учащихся с лексико-грамматическими
разрядами слов, словообразованием,
нормами литературного произношения,
орфографией, синтаксическим строем
родного языка. Дети должны усвоить
системы грамматических понятий,
принципы письма, типичные правила
правописания, познакомиться с
особенностями двух форм языка - устной
и письменной.
Программа
ориентирована также на формирование у
школьников приемов анализа языкового
материала, построенного на основе
широкого обращения к языковому опыту
учащихся и чувству языка, свойственного
детям.
Необходимо
формировать у школьников потребность
и способность чувствовать и понимать
выразительность, емкость русского
языка, его лексическое и интонационное
богатство.
4
класс (170 часов)
СИНТАКСИС
И ПУНКТУАЦИЯ (30
ч)
Предложение.
Главные члены предложения (подлежащее
и сказуемое) и второстепенные.
Однородные
члены предложения. Предложения с
однородными членами, соединенными
союзами и, а, но. Знаки препинания в
предложениях с однородными членами с
союзами и без союзов.
Составление
нескольких предложений, объединенных
одной темой (по сюжетным рисункам или
на основании наблюдений за природой,
впечатлений от экскурсий, посещения
театра и т. д.), с однородными членами.
Простые
и сложные предложения. Знаки препинания
в сложных предложениях с союзами и,
а, но.
Составление текстов с использованием
простых и сложных предложений, а также
предложений с однородными членами.
Прямая
речь (общее знакомство). Знакомство с
оформлением диалога. Составление и
запись предложений с прямой речью.
Обращение.
Знаки препинания в предложениях с
обращением: обращение в начале,
середине, конце предложения. Особенность
интонации и цели высказывания предложений
с обращением. Составление и запись
предложений с обращением.
ИМЯ
СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (40 ч)
Лексическое
значение. Основные грамматические
признаки. Род имен существительных,
изменение по числам и падежам. Имена
существительные собственные и
нарицательные.
Основные
типы склонения имен существительных.
Правописание
безударных падежных окончаний
существительных с твердой и мягкой
основами (1, 2, 3-го склонения), кроме
существительных на -мя,
-ий, -ие, -ия.
Склонение
существительных во множественном числе.
Правописание падежных окончаний
существительных во множественном
числе.
Употребление
предлогов с именами существительными,
стоящими в разных падежах.
Составление
предложений (текстов) с использованием
существительных в определенном
падеже и на различение именительного
и винительного, родительного и винительного
падежей.
ИМЯ
ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (22
ч)
Лексическое
значение. Основные грамматические
признаки. Склонение имен прилагательных
единственного числа мужского и среднего
рода с твердой и мягкой основами.
Орфограммы
в окончаниях прилагательных мужского
и среднего рода. Способы проверки.
Склонение
прилагательных единственного числа
женского рода с твердой и мягкой основами.
Орфограммы
в окончаниях прилагательных женского
рода. Способы проверки.
Склонение
прилагательных множественного числа
с твердой и мягкой основами.
Орфограммы
в окончаниях прилагательных множественного
числа. Способы проверки.
Прилагательное
как член предложения.
Употребление
имен прилагательных в речи. Составление
предложений (текстов) с использованием
прилагательных, близких и противоположных
по значению.
ЛИЧНЫЕ
МЕСТОИМЕНИЯ (9
ч)
Общие
сведения о личных местоимениях. Личные
местоимения и имя существительное.
Значение
личных местоимений я,
ты, он, она, оно.
Личные местоимения единственного и
множественного числа.
Склонение
личных местоимений единственного и
множественного числа. Правописание
личных местоимений с предлогами.
Личные
местоимения как члены предложения.
Употребление
личных местоимений в речи. Редактирование
текстов с использованием личных
местоимений.
ГЛАГОЛ
(41
ч)
Лексическое
значение. Основные грамматические
признаки.
Неопределенная
форма глагола.
Время
глагола, изменение по лицам и числам.
I
и II
спряжение глаголов. Правописание
безударных личных окончаний глаголов
I
и II
спряжения.
Мягкий
знак в глаголах 2-го лица единственного
числа. Глаголы на -ТСЯ, -ТЬСЯ.
Изменение
глаголов в прошедшем времени по родам
и числам.
Глагол
как член предложения. Особенности
употребления глаголов в речи (сказках,
стихотворениях, прозе, научно-описательных
статьях).
Сравнение
выразительности (образности) глаголов
с другими частями речи.
Составление
предложений (текстов) с использованием
глаголов, близких и противоположных
по значению, в различных формах.
НАРЕЧИЕ
(7 ч)
Общие
сведения о наречии. Лексическое значение.
Основные
грамматические
признаки.
Правописание
суффиксов -о, -а в наречиях. Наречие как
член предложения. Употребление наречий
в речи.
ПОВТОРЕНИЕ
(ОБОБЩЕНИЕ) ПРОЙДЕННОГО ЗА ГОД (21 ч)
ЧИСТОПИСАНИЕ
Закрепление
навыка правильного начертания букв,
рациональных способов соединений
(по группам) в словах, предложениях,
небольших текстах при несколько
ускоренном письме. Упражнения в развитии
ритмичности, плавности письма,
способствующие формированию скорописи.
Работа
по устранению недочетов графического
характера в почерках учащихся.
Слова
с непроверяемыми написаниями:
Автомобиль,
агроном, адрес, адресовать, арбуз, багаж,
берег, берёза, беседа, беседовать,
библиотека, билет, вагон, валенки,
веялка, вокзал, волноваться, воробей,
ворона, восемь, воскресенье, восток,
газета, горевать, горизонт, город, горох,
горсть, двадцать, двенадцать, девочка,
дежурный, декабрь, деревня, директор,
дорога, до свидания, желать, железо,
жёлтый, завод" завтра, завтрак, заря,
заяц, здесь, здравствовать, здравствуйте,
земледелие, земляника, иней, инженер,
интересно, интересоваться, календарь,
капуста, карандаш, картина, картофель,
кастрюля, квартира, квартировать,
килограмм, класс, колесо, коллектив,
командир, командовать, комбайн, комната,
коньки, корзина, корова, космонавт,
костёр, кровать, лагерь, лестница, лисица,
лопата, магазин, малина, мальчик, машина,
мебель, медведь, медленно, месяц,
металл, метро, молоко, молоток, морковь,
мороз, Москва, народ, ноябрь, обед, облако,
облачко, оборона, овёс, овощи, огород,
огурец, одежда, одиннадцать, однажды,
около, октябрь, орех, осина, отец, пальто,
пароход, пассажир, пенал, переписывать,
песок, петух, платок, победа, погода,
помидор, понедельник, портрет, посуда,
потом, правительство, председатель,
прекрасно, приветливо, путешествие,
пшеница, пятница, работа, радостно,
ракета, растение, ребята, революционный,
революция, рисунок, родина, Россия,
русский, салют, самолёт, сапоги, сахар,
сверкать, свобода, север, сегодня, сейчас,
сентябрь, сеялка, собака, солома, сорока,
союз, стакан, столица, суббота, тарелка,
телефон, теперь, тепловоз, тетрадь,
товарищ, топор, трактор, трамвай,
тревожиться, ужин, улица, урожай, ученик,
учитель, фамилия, февраль, хозяйственный,
хозяйство, хлебороб, четверг, чёрный,
шестнадцать, шоссе, шофёр, экскурсия,
электричество, электровоз, электростанция,
яблоко, ягода, язык, январь .
Основные
требования к знаниям, умениям и навыкам
к концу IV класса
Обучающиеся
должны знать:
признаки
простого и сложного предложений;
признаки
главных членов предложения (подлежащего
и сказуемого) и второстепенных (без
употребления терминов); признаки
однородных членов предложения;
лексико-грамматические признаки имен
существительных,
имен
прилагательных, личных местоимений,
глагола, наречия; признаки 1, 2, 3-го
склонения имен существительных; признаки
I,
II
спряжения глаголов.
Обучающиеся
должны различать и сравнивать:
простое
и сложное предложения;
главные
и второстепенные члены предложения;
лексико-грамматические признаки
изученных частей речи; типы склонения
имен существительных (1, 2, 3-е), типы
спряжения глаголов (I,
II).
Обучающиеся
должны уметь:
производить
синтаксический разбор предложения;
расставлять знаки препинания в простом
и сложном предложениях, в предложениях
с однородными членами;
устно
и письменно составлять предложения,
выражающие благодарность, просьбу,
извинение, отказ, приглашение,
поздравление;
разбирать
по составу имена существительные, имена
прилагательные, наречия, глаголы
неопределенной формы;
безошибочно
и аккуратно списывать и писать под
диктовку тексты (75-80 слов) с изученными
орфограммами в I-IV классах (безударные
падежные окончания существительных и
прилагательных, безударные личные
окончания глаголов I
и II
спряжения и т. д.);
правильно
писать -тся, -ться в глаголах, окончания
глаголов 2-го лица единственного числа,
слова с непроверяемыми написаниями.
|