Суббота, 20.04.2024, 13:39Приветствую Вас Гость | RSS
Персональный сайт учителя начальных классов
 Ларкиной Светланы Николаевны
.
Меню сайта
Категории раздела
Математика. [22]
Русский язык. [10]
Литературное чтение. [30]
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Рабочие материалы.


Главная » Статьи » Поурочные планы 2;3;4 класс. » Литературное чтение.

К.Д. Бальмонт. «Золотое слово»

К.Д. Бальмонт. «Золотое слово»


Цели урока: ознакомить детей с жизнью и творчеством К.Д. Бальмонта; учить пониманию смысла, настроения и образного языка стихотворения.


Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Чтение отрывков наизусть.

III. Введение в тему

1. Работа над пословицей.

Осень говорит: я поля уряжу; весна говорит: я ещё погляжу.

  • Прочитайте пословицу. Объясните её смысл.(Дети читают пословицу и объясняют её смысл. Например: Я помню её так, что осень все деревья и кустарники одевает в разные цвета. Листья меняют свою окраску. И начинается это явление уже в августе. В сентябре бывает всё красиво вокруг. Наступает золотая осень. Весна же наступает постепенно. Сначала даже происходит «борьба» зимы с весной. Но всё-таки весна одолевает зиму. Иногда бывает ранняя, а иногда — поздняя. Постепенно весной всё зеленеет и становится красивым.)

  • Да, у нас в России ярко выражены времена года, поэты посвятили много стихов этой теме. И поэты эти разные.

  • Сегодня мы ознакомимся с творчеством одного из них. Прочитайте его имя на странице

    173, рассмотрите его портрет. (Константин Дмитриевич Бальмонт.)

2. Чтение стихотворения «Золотое слово».

  • Прочитайте название стихотворения, которое выбудете читать. (Золотое слово.)

  • Как вы думаете, почему оно так называется? (Предположения детей.)

  • Проверим наши предположения.

Чтение стихотворения учителем.

3. после чтения.

  • Понравилось ли вам стихотворение? Чем? (Мне стихотворение понравилось. Оно такое интересное, необычное. Даже настроение поднимается. Мне сразу представилась весна. Она как живая, как молодая девушка, которая что-то творит.)

IV. Физкультминутка

V. Изучение новой темы

1. Работа над стихотворением «Золотая слово».

  • Прочитайте стихотворение в слух так, как вы его поняли. (Дети читают.)

  • Объясните значение слова «кутерьма».

КУТЕРЬМА — (разг.) - суматоха, беспорядок.

  • Прочитайте выразительно слова-обещания каждого времени года. Какую интонацию вы выберете? (Мы выбираем хвастливую интонацию. Ведь они обещают сделать то, что могут только сами. Осень обещала: «Я озолочу». А зима сказала: «Как я захочу».)

  • Кто обещал всё озолотить? (Всё озолотить обещала осень.)

  • А кто всё сделал на самом деле? (На самом деле всё это сделала весна.)

  • Разве у весны есть золотые краски? И есть, то в чём они? (Весной солнце золотится. Лютик — золотой, ведь он жёлтый. Речка серебрится, вода залила всё вокруг. А там, где нет воды, - лютик золотой и жёлтый одуванчик.)

  • Как вы поняли выражение «жёлтый одуванчик, - будет и седой»? (Одуванчик сначала жёлтый, а потом, когда созревают семена, он становится белым, пушистым. Это похоже на седые волосы.)

  • Так почему же автор так назвал своё стихотворение?

2. Выразительное стихотворения.

  • Прочитайте стихотворение выразительно. Я даю вам на подготовку 3 минуты. НЕ забудьте, что читать стихи надо так, как читаешь себе. (Выразительное чтение учащихся.)

VI. Знакомство с жизнью и творчеством поэта

(Рассказ учителя о Бальмонте.)

Константин Дмитриевич Бальмонт (1867- 1942 гг.)

Константин Дмитриевич Бальмонт родился 3 (15) июня 1867 года в деревне Гумнищи Шуйского уезда Владимирской губернии. Отец, Дмитрий Константинович, служил в Шуйском уездном суде и земстве, пройдя путь от мелкого служащего в чине коллежского регистратора до мирового судьи, а затем до председателя уездной земской управы. Мать, Вера Николаевна, урожденная Лебедева, была образованной женщиной, и сильно повлияла на будущее мировоззрение поэта, введя его в мир музыки, словесности, истории.
      В 1876-1883 годах Бальмонт учился в Шуйской гимназии, откуда был исключен за участие в антиправительственном кружке. Продолжил свое образование во Владимирской гимназии, затем в Москве в университете, и Демидовском лицее в Ярославле. В 1887 году за участие в студенческих волнениях был исключен из Московского университета и сослан в Шую. Высшего образования так и не получил, но благодаря своему трудолюбию и любознательности стал одним из самых эрудированных и культурных людей своего времени. Бальмонт ежегодно прочитывал огромное количество книг, изучил, по разным сведениям, от 14 до 16 языков, кроме литературы и искусства увлекался историей, этнографией, химией.
      Стихи начал писать в детстве. Первая книга стихов «Сборник стихотворений» издана в Ярославле на средства автора в 1890 году. Молодой поэт после выхода книжки сжег почти весь небольшой тираж.
      Решающее время в формировании поэтического мировоззрения Бальмонта — середина 1890-х годов. До сих пор его стихи не выделялись чем-то особенным среди поздненароднической поэзии. Публикация сборников «Под северным небом» (1894) и «В безбрежности» (1895), перевод двух научных трудов «История скандинавской литературы» Горна-Швейцера и «Истории итальянской литературы» Гаспари, знакомство с В. Брюсовым и другими представителями нового направления в искусстве, укрепили веру поэта в себя и свое особое предназначение. В 1898 году Бальмонт выпускает сборник «Тишина», окончательно обозначивший место автора в современной литературе.
      Бальмонту суждено было стать одним из зачинателей нового направления в литературе — символизма. Однако среди «старших символистов» (Д. МережковскийЗ. ГиппиусФ. СологубВ. Брюсов) и среди «младших» (А. БлокАндрей БелыйВяч. Иванов) у него была своя позиция, связанная с более широким пониманием символизма как поэзии, которая, помимо конкретного смысла, имеет содержание скрытое, выражаемое с помощью намеков, настроения, музыкального звучания. Из всех символистов Бальмонт наиболее последовательно разрабатывал импрессионистическую ветвь. Его поэтический мир — это мир тончайших мимолетных наблюдений, хрупких чувствований.
      Предтечами Бальмонта в поэзии являлись, по его мнению, Жуковский, Лермонтов, Фет, Шелли и Э. По.
      Широкая известность к Бальмонту пришла достаточно поздно, а в конце 1890-х он был скорее известен как талантливый переводчик с норвежского, испанского, английского и других языков.
      В 1903 году вышел один из лучших сборников поэта «Будем как солнце» и сборник «Только любовь». А перед этим, за антиправительственное стихотворение «Маленький султан», прочитанное на литературном вечере в городской думе, власти выслали Бальмонта из Петербурга, запретив ему проживание и в других университетских городах. И в 1902 году Бальмонт уезжает за границу, оказавшись политическим эмигрантом.
      Помимо почти всех стран Европы Бальмонт побывал в Соединенных Штатах Америки и Мексике и летом 1905 года вернулся в Москву, где вышли два его сборника «Литургия красоты» и «Фейные сказки».
      На события первой русской революции Бальмонт откликается сборниками «Стихотворения» (1906) и «Песни мстителя» (1907). Опасаясь преследования поэт вновь покидает Россию и уезжает во Францию, где живет до 1913 года. Отсюда он совершает поездки в Испанию, Египет, Южную Америку, Австралию, Новую Зеландию, Индонезию, Цейлон, Индию.
      Вышедшая в 1907 году книга «Жар -птица. Свирель славянина», в которой Бальмонт развивал национальную тему, не принесла ему успеха и с этого времени начинается постепенный закат славы поэта. Однако сам Бальмонт не сознавал своего творческого спада. Он остается в стороне от ожесточенной полемики между символистами, ведущейся на страницах «Весов» и «Золотого руна», расходится с Брюсовым в понимании задач, стоящих перед современным искусством, пишет по-прежнему много, легко, самозабвенно. Один за другим выходят сборники «Птицы в воздухе» (1908), «Хоровод времен» (1908), «Зеленый вертоград» (1909). О них с несвойственной ему резкостью отзывается А. Блок.
      В мае 1913 года, после объявления амнистии в связи с трехсотлетием дома Романовых, Бальмонт возвращается в Россию и на некоторое время оказывается в центре внимания литературной общественности. К этому времени он — не только известный поэт, но и автор трех книг, содержащих литературно-критические и эстетические статьи: «Горные вершины» (1904), «Белые зарницы» (1908), «Морское свечение» (1910).
      Перед Октябрьской революцией Бальмонт создает еще два по-настоящему интересных сборника «Ясень» (1916) и «Сонеты солнца, меда и луны» (1917).
      Бальмонт приветствовал свержение самодержавия, однако события, последовавшие вслед за революцией, отпугнули его, и благодаря поддержке А. Луначарского Бальмонт получил в июне 1920 года разрешение на временный выезд за границу. Временный отъезд обернулся для поэта долгими годами эмиграции.
      В эмиграции Бальмонт опубликовал несколько поэтических сборников: «Дар земле» (1921), «Марево» (1922), «Мое — ей» (1923), «Раздвинутые дали» (1929), «Северное сияние» (1931), «Голубая подкова» (1935), «Светослужение» (1936-1937).
      Умер 23 декабря 1942 года от воспаления легких. Похоронен в местечке Нуази ле Гран под Парижем, где жил последние годы.

VII. Изучение новой темы. Продолжение. «Фейные сказки»

  • К. Бальмонт написал произведение для своей дочери Нины (он звал её Ниника). Для неё поэт сочинил «Фейные сказки». (Слово «фейные» произошло от слова «фея».) В стихотворных сказках К. Бальмонта среди «мошек и букашек», пьющих «капельки с ромашек», живёт нежная фея, «занятая делом», она проверяет росинки, разрешает споры между насекомыми и растениями.

  • Послушайте его посвящение:

ФЕЙНЫЕ СКАЗКИ: ПОСВЯЩЕНИЕ
Солнечной Нинике, с светлыми глазками — 
Этот букетик из тонких былинок.
Ты позабавишься Фейными сказками,
После — блеснешь мне зелеными глазками,—
В них не хочу я росинок.
Вечер далек, и до вечера встретится
Много нам: гномы, и страхи, и змеи.
Чур, не пугаться, — а если засветятся
Слезки, пожалуюсь Фее.

  • Откройте страницы 210-211 учебника. Прочитайте его стихи.

(Читает стихотворения «Фея и снежинки», «Гномы», «У чудищ».)

  • Понравились ли вам стихотворения?

  • Что представляли когда читали?

VIII. Итог урока

  • Что вы узнали о жизни и творчестве К.Д. Бальмонта?

Домашнее задание




Категория: Литературное чтение. | Добавил: учитель (14.11.2010)
Просмотров: 24128 | Теги: К.Д. Бальмонт. «Золотое слово» | Рейтинг: 4.6/8
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
 
Форма входа

 
Друзья сайта
.
Rambler's Top100 Счетчик тИЦ и PR