Виды
предложений по интонации.
Главные
и второстепенные члены предложений
Цели:
развивать умение правильно употреблять
в устной и письменной речи предложения
разных видов и оформлять их на письме;
учить находить грамматическую основу
и устанавливать связь слов в предложении.
Ход
урока
1.
Введение в тему
Вова
записал слова: я, за, масло, пью, чай, ем,
колбасу, руки, хлеб, сажусь, стол.
С
этими словами он написал рассказ о том,
как он завтракает. Хороший рассказ у
него получился. А вы сумеете написать
рассказ с этими словами?(Ученики
составляют предложения. Получается
небольшой рассказ.)
Что
такое предложение?
Какие
бывают предложения по цели высказывания?
Приведите примеры.
Какие
знаки препинания ставятся в конце этих
предложений?
Если
мысль закончил ты, Записал
на строчку,
Не
забудь, в конце поставь
Кругленькую
точку.
Чувства сыплются
наружу!
Восхищение в словах.
Торжество, тревога,
ужас -
Восклицательный
здесь знак!
С почемучкой дружишь
ты?
Значит и в т...традке
Знак вопроса смело
ставь,
Будет всё в порядке!
(Дети
читают стихи, пытаются их запомнить.)
2.
Словарная работа
Что
такое тетрадь? Как бы вы дали ей
определение? (Тетрадь — сшитые листы
чистой бумаги в обложке.)
К
истокам слова.
Слово тетрадь произошло от греческого
тетро, что значит «сложенный вчетверо».
Ведь бумажный лист как раз и сложили в
несколько раз, но теперь уже вовсе не
вчетверо. А тетрадка так и называется
по-прежнему тетрадкой.
(Г.
Юрмин)
Подберите
однокоренные слова. (Тетрадь,тетрадка,
тетрадочка, тетрадный.)
(Учитель
читает стихи Б. Беловой.)
-
Я начинаю новую тетрадь.
Как
снег белеет первая страница.
Тетрадь
с волнением торопится узнать,
Какая
ей досталась ученится.
Помним,
что тетрадь — это лицо ученика, писать
в ней надо чисто, аккуратно. Очень
аккуратно спишите то четверостишие, в
котором встретилось слово тетрадка.
Поставьте в нём ударение, подчеркните
безударный гласный.
3.
Отличие предложений от словосочетаний
(При
проверке ребята доказывают, что является
предложением, а что-словосочетанием.)
Откройте
учебники на странице 5 и прочтите
сведения о языке.(Дети читают.)
Как
устанавливается связь в предложении?
(По вопросам.)
Какие
слова составляют словосочетание?
(Слова, связанные друг с другом по смыслу
и по форме, составляют словосочетание.)
Что
является грамматической основой
предложения? (Подлежащее и сказуемое
— это грамматическая основа предложения.)
4.
Физкультминутка
5.Работа
по теме урока
Упражнение
7 (Страница 6.)
Во
всех предложениях назовём словосочетания
и запишем их с вопросами. Помним, что
сначала находим слова, связанные по
смыслу с подлежащим, затем со сказуемым,
после этого — от второстепенных членов
ставим вопросы.
1)
За окошком на виду
Книга выросла
в саду. (Выросла
(где?) за окошком;
выросла
(где?) на виду;
выросла
(где?) в саду.)
2) Зазвенели со страниц Голоса
весёлых птиц.
(Голоса
(кого?) птиц;
зазвенели
(откуда?) со страниц;
птиц
(каких?) весёлых.)
3)
Ветер
мимо пролетал,
Книгу всю перелистал.
(Пролетел
(где?как?) мимо;
перелистал
(что?) книгу;
книгу
(какую?) всю.)
6.
Подведение итогов урока
Это
интересно
Знаете ли
вы, что греки в конце вопросительных
предложений ставят не вопросительный
знак, как мы, а точку с запятой?
Испанцы
вопросительный и восклицательный знаки
ставят не только в конце этих предложений
(!?), но и вначале их в перевёрнутом виде
(¡¿).
При
Ломоносове, более двухсот лет назад,
восклицательный знак называли
«удивительным» знаком.
Домашнее
задание |