Суббота, 20.04.2024, 12:07Приветствую Вас Гость | RSS
Персональный сайт учителя начальных классов
 Ларкиной Светланы Николаевны
.
Меню сайта
Категории раздела
Математика. [22]
Русский язык. [10]
Литературное чтение. [30]
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Рабочие материалы.


Главная » Статьи » Поурочные планы 2;3;4 класс. » Русский язык.

Урок 2.Виды предложений по интонации. Главные и второстепенные члены предложений 4 класс.

                     Виды предложений по интонации.

 Главные и второстепенные члены предложений


Цели: развивать умение правильно употреблять в устной и письменной речи предложения разных видов и оформлять их на письме; учить находить грамматическую основу и устанавливать связь слов в предложении.


                                   Ход урока


1. Введение в тему

  • Вова записал слова: я, за, масло, пью, чай, ем, колбасу, руки, хлеб, сажусь, стол.

    С этими словами он написал рассказ о том, как он завтракает. Хороший рассказ у него получился. А вы сумеете написать рассказ с этими словами?(Ученики составляют предложения. Получается небольшой рассказ.)

  • Что такое предложение?

  • Какие бывают предложения по цели высказывания? Приведите примеры.

  • Какие знаки препинания ставятся в конце этих предложений?

                         Если мысль закончил ты,

                         Записал на строчку,

                         Не забудь, в конце поставь

                         Кругленькую точку.

                           Чувства сыплются наружу!

                           Восхищение в словах.

                           Торжество, тревога, ужас -

                           Восклицательный здесь знак!


                               С почемучкой дружишь ты?

                               Значит и в т...традке

                               Знак вопроса смело ставь,

                               Будет всё в порядке!


(Дети читают стихи, пытаются их запомнить.)


2. Словарная работа

  • Найдите слово с пропущенной буквой.

  • Что такое тетрадь? Как бы вы дали ей определение? (Тетрадь — сшитые листы чистой бумаги в обложке.)

    К истокам слова. Слово тетрадь произошло от греческого тетро, что значит «сложенный вчетверо». Ведь бумажный лист как раз и сложили в несколько раз, но теперь уже вовсе не вчетверо. А тетрадка так и называется по-прежнему тетрадкой.

    (Г. Юрмин)

  • Подберите однокоренные слова. (Тетрадь,тетрадка, тетрадочка, тетрадный.)

    (Учитель читает стихи Б. Беловой.)


    - Я начинаю новую тетрадь.

    Как снег белеет первая страница.

    Тетрадь с волнением торопится узнать,

    Какая ей досталась ученится.


    Помним, что тетрадь — это лицо ученика, писать в ней надо чисто, аккуратно. Очень аккуратно спишите то четверостишие, в котором встретилось слово тетрадка. Поставьте в нём ударение, подчеркните безударный гласный.


3. Отличие предложений от словосочетаний

  • Выпишите в левую колонку предложения, а в правую словосочетания.

    Стрекозы примчались.

    Голубые стрекозы.

    Осенние листья.

    Листья опали.

    Бежит река.

    Бегущий мальчик.


(При проверке ребята доказывают, что является предложением, а что-словосочетанием.)

  • Откройте учебники на странице 5 и прочтите сведения о языке.(Дети читают.)

  • Как устанавливается связь в предложении? (По вопросам.)

  • Какие слова составляют словосочетание? (Слова, связанные друг с другом по смыслу и по форме, составляют словосочетание.)

  • Что является грамматической основой предложения? (Подлежащее и сказуемое — это грамматическая основа предложения.)


4. Физкультминутка

5.Работа по теме урока

Упражнение 7 (Страница 6.)

  • Прочитайте загадку, отгадайте её. (Дерево.)

  • Какие члены предложения выделены в каждом предложении? (В каждом предложении выделена грамматическая основа.)

  • Во всех предложениях назовём словосочетания и запишем их с вопросами. Помним, что сначала находим слова, связанные по смыслу с подлежащим, затем со сказуемым, после этого — от второстепенных членов ставим вопросы.

    1) За окошком на виду

    Книга выросла в саду.

                         (Выросла (где?) за окошком;

выросла (где?) на виду;

выросла (где?) в саду.)


2) Зазвенели  со страниц

Голоса весёлых птиц.


(Голоса (кого?) птиц;

зазвенели (откуда?) со страниц;

птиц (каких?) весёлых.)


3) Ветер мимо пролетал,

                                       Книгу всю перелистал.

(Пролетел (где?как?) мимо;

перелистал (что?) книгу;

книгу (какую?) всю.)


6. Подведение итогов урока

  • Чем занимались на уроке? Чему научились?

  • Задайте друг другу вопросы по теме урока. (После того как ученики повторят постановку знаков препинания в конце предложений, можно предложить им материал «Это интересно».)


                                       Это интересно

  • Знаете ли вы, что греки в конце вопросительных предложений ставят не вопросительный знак, как мы, а точку с запятой?

    Испанцы вопросительный и восклицательный знаки ставят не только в конце этих предложений (!?), но и вначале их в перевёрнутом виде (¡¿).

    При Ломоносове, более двухсот лет назад, восклицательный знак называли «удивительным» знаком.


Домашнее задание

Категория: Русский язык. | Добавил: учитель (31.08.2011)
Просмотров: 24734 | Теги: Урок 2.Виды предложений по интонаци | Рейтинг: 3.6/7
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
 
Форма входа

 
Друзья сайта
.
Rambler's Top100 Счетчик тИЦ и PR