Русский язык
Автор Т.
Г. Рамзаева
Учебник Т.
Г. Рамзаевой « Русский язык» для
3 класса имеет гриф « Рекомендовано
Министерством образования и науки
Российской Федерации». Издательство
« Дрофа» 2007.
Пояснительная
записка
Задачи
обучения школьников родному языку
определяются прежде всего той ролью,
которую выполняет язык в жизни общества
и каждого человека, являясь важнейшим
средством общения людей, познания
окружающего мира.
В
начальных классах осуществляется не
только подготовка к изучению языка, но
и изучение языка на понятийном уровне,
доступном детям 7-10 лет. Обучение
основывается на усвоении существенных
признаков( особенностей ) морфологических,
синтаксических, словообразовательных
понятий, на установлении связей между
признаками понятий ( внутрипонятийных
связей ), а также связей между понятиями
( межпонятийных связей ). Весь начальный
курс русского языка в целом представлен
для учащихся как совокупность понятий,
правил, сведений, взаимодействующих
между собой и обеспечивающих общение
людей.
В этих
целях курс русского языка строится
таким образом, чтобы дети осознали, что
они изучают те самые единицы речи,
которыми пользуются при общении: слово,
словосочетание, предложение, текст. У
каждой из данных единиц есть свои
особенности, и их нужно знать, чтобы
точно выражать свои мысли и правильно
понимать мысли других людей.
Во
всех классах большое место отводится
наблюдениям за лексическим значением
слова; постепенно усваиваются и
грамматические признаки слова, т.е.
слово познается как часть речи, а также
его морфемный состав.
3 класс
занимает центральное место в обучении
младших школьников русскому языку по
всем основным разделам прежде всего
потому, что происходит формирование
основных понятий курса: части речи( имя
существительное, имя прилагательное,
глагол), значимые части слова( корень,
приставка, суффикс, окончание), предложение,
словосочетание, текст. Дети изучают
существенные признаки каждого из понятий
и связи между ними, что чрезвычайно
важно для усвоения языка и овладения
речью. На основе знаний состава слова
в 3 классе проводится формирование
навыков правописания безударных гласных,
глухих, звонких и непроизносимых
согласных в корне слова, а также навыков
правописания приставок.
Обратимся
к содержанию разделов программы и
проследим, как усложняется материал от
1 к 4 классу. В 3 классе исходным является
понятие« часть речи », на базе
которого изучаются имена существительные,
имена прилагательные, глаголы, проводится
ознакомление с местоимениями, наречиями,
числительными. При этом каждая часть
речи изучается исходя из тех признаков,
которые уже на ранних этапах позволяют
сравнить части речи между собой.
В
качестве таких общих линий изучения
выступают следующие:
Что
обозначает слово( предмет, признак
предмета, действие предмета, признак
действия предмета)?
На
какие вопросы они отвечают?
Как
изменяется( или является неизменяемой
частью речи )?
С
какой частью речи чаще всего связано
в предложении?
Каким
членом предложения чаще всего является?
Характерно,
что изучается в 3 классе, род имен
существительных, прилагательных и
глаголов в прошедшем времени.
Постепенное
усложнение от класса к классу характерно
и для раздела « Состав слова »: 3
класс-ознакомление с понятиями
«приставка», «суффикс»,
«окончание», а также формирование
навыков правописания корня и приставок.
В
3 классе знания о главных и второстепенных
членах, о связи слов в предложении
расширяются, что происходит прежде
всего в процессе изучения словосочетаний.
Не менее важным является также ознакомление
с видами предложений по цели высказывания
и по интонации.
В
разделе «Связная речь» центральное
место отводится формированию речевых
умений, обеспечивающих восприятие и
воспроизведение текста и создание
высказываний. Фактически на каждом
уроке осуществляется работа с текстом
в устной или письменной форме, только
при этом условии знания по русскому
языку находят применение в речи и речь
развивается.
Содержание
Повторение(16ч).
Предложение.
Словосочетание(12ч).
Текст(3ч).
Состав
слова(66ч).
Лексика.
Части
речи(63ч).
Текст.
Развитие связной речи.
Повторение
изученного за год(10ч).
Чистописание.
Слова
с непроверяемыми написаниями
Автобус,
адрес, аллея, аптека, библиотека, болото,
ботинки, вагон, валенки, вдруг, вместе,
вокруг, воскресенье, восток, вчера,
герой, горох, декабрь, дорога, жёлтый,
животное, завтра, завтрак, запад, завод,
земляника, картина, картофель, квартира,
килограмм, коллектив, коллекция, комбайн,
комбайнер, комната, компот, корабль,
космонавт, космос, Красная площадь,
Кремль, кровать, лагерь, лестница,
магазин, малина, месяц, метро, молоток,
морковь, ноябрь, обед, овёс, овощи, огород,
огурец, однажды, октябрь, орех, осина,
отец, памятник, песок, пловец, победа,
погода, помидор, понедельник, потом,
праздник, приветливо, пшеница, пятница,
ракета, рассказ, расстояние, растение,
революция, рисунок, сахар, север, сегодня,
сентябрь, сирень, совет, солдат, соловей,
солома, столица, тарелка, топор, трактор,
трамвай, ужин, улица, февраль, хоккей,
хороший, чёрный, четверг, чувство, яблоко,
яблоня,январь.
Основные
требования к знаниями и умениям к концу
3 класса
Обучающиеся
должны знать:
части
слова: корень, окончание, приставку,
суффикс;
части
речи: имя существительное, имя
прилагательное, глагол, предлог;
члены
предложения: главные( подлежащее и
сказуемое) и второстепенные.
Обучающиеся
должны уметь:
грамотно
и каллиграфически правильно списывать
и писать под диктовку текст(55-65 слов),
включающий изученные орфограммы
(безударные гласные, проверяемые
ударением; безударные согласные,
разделительные ъ и ь, непроизносимые
согласные, ь после шипящих на конце
имен существительных женского рода, не
с глаголами, раздельное написание
предлогов со словами) и знаки препинания
в конце предложения(точка, вопросительный
и восклицательный знаки);
производить
разбор слов по составу: находить
окончание, выделять корень, приставку,
суффикс;
подбирать
однокоренные слова разных частей речи;
распознавать
части речи, их грамматические признаки(род,
число, падеж имен существительных, род
и число имен прилагательных, время и
число глаголов);
изменять
имена существительные по числам;
склонять
в единственном числе имена существительные
с ударными окончаниями;
изменять
имя прилагательное по родам и числам в
соответствии с родом и числом
существительного;
изменять
глагол по временам(простые случаи) и в
прошедшем времени-по родам;
распознавать
и употреблять в тексте синонимы, антонимы;
устанавливать
по вопросам связь между словами в
предложении, вычленять словосочетания;
распознавать
главное и зависимое слово в словосочетании;
производить
синтаксический разбор предложений:определять
их вид по цели высказывания и по интонации,
выделять главные и второстепенные члены
предложения, устанавливать связь между
ними по вопросам;
интонационно
правильно произносить предложения;
писать
изложение в 60-75 слов по коллективно(или
самостоятельно) составленному плану;
определять
тему и основную мысль текста;
делить
текст на части, соблюдать красную строку;
устанавливать
связь между частями текста;
устанавливать
связь между предложениями в каждой
части текста;
озаглавливать
текст с опорой на тему или его основную
мысль;
распознавать
текст-повествование, описание, рассуждение;
писать(после
предварительной подготовки) сочинение
повествовательного характера по сюжетной
картинке, личным наблюдениям;
составлять
устный ответ-рассуждение.
|