УМНОЖЕНИЕ ДВУЗНАЧНОГО ЧИСЛА НА ОДНОЗНАЧНОЕ. (с. 9) Цели: закрепить умение умножать двузначные числа на однозначное и решать задачи, умение чертить отрезки, находить периметр четырёхугольника, решать уравнения; работать над расширением математического кругозора, развивать мышление. Ход уроков I. Организационный момент. II. Устный счёт. 35 х 2 24 х 3 15 х 4 56 - 43 97 - 76 Было 54 детали, использовали 12. Сколько деталей осталось? В театре 10 рядов по 9 мест в каждом. Сколько всего мест? III. Закрепление пройденного материала. 1.Решение примеров № 2. 2.Решение задачи № 5. Составьте условие задачи ( яблоки, груши; огурцы, помидоры) - Сколько весили пакеты с грушами( помидорами)? - Что сказано про количество пакетов? 1) 27 : 3 = 9(п.) с яблоками 2) 2 х 9 = 18(кг) Ответ: 18 кг масса всех пакетов с грушами. 3.Работа с отрезками № 6. - Можно сразу начертить все отрезки? - Что сказано о втором отрезке? 12 : 2 = 6(см) - Как узнать длину третьего отрезка? 6 - 2 = 4(см) 4.Самостоятельная работа №8(1-ый столбик). IV. Итоги уроков. Учитель. Ребята, что повторяли сегодня на уроке? Домашнее задание.
НАХОЖДЕНИЕ ЗНАЧЕНИЯ ВЫРАЖЕНИЙ С ДВУМЯ ПЕРЕМЕННЫМИ (с. 11) Цели: познакомить учащихся с нахождением значения выражений с двумя переменными; отрабатывать навык решения задач и примеров; воспитывать чувство взаимопомощи. Ход урока I. Организационный момент. II. Устный счёт. 1. Устно следует решать примеры на изученные случаи умножения и деления двузначных чисел: 40 · 2 60 : 30 80 : 4 30 · 2 80 : 40 60 : 3 10 · 5 90 : 30 100 : 5 Примеры лучше записать на доске. 2. Купили 4 набора мячей. В каждом наборе было 2 больших мяча и 7 маленьких. Сколько всего было мячей? З а д а н и е № 3. Ширина тротуара 3 м, а ширина проезжей части в 9 раз больше. Объясните, что означают выражения: 3 · 9; 3 · 2; 3 · 9 + 3 · 2. III. Работа над новым материалом. В качестве подготовки к рассмотрению нового необходимо поупражнять детей в нахождении значения выражений вида: а+7 в · 6 7 · с и т. п. При этом важно еще раз обратить внимание учащихся на то, что букве в этих выражениях может быть дано любое числовое значение. Для того чтобы найти значение выражения, нужно подставить вместо буквы соответствующее число и выполнить указанное в выражении действие. После этого дети могут по учебнику выполнить задание № 1 (1, 2). Сначала они читают объяснение в № 1 (1), как решали пример, а затем подставляют другие значения букв из задания № 1 (2) и решают получившиеся примеры. Вызванный ученик дает необходимые объяснения. Дети. Надо найти сумму чисел с и d, если с = 48, а d = 12. Получаем пример 48 + 12. Складываем и получаем ответ: 60. Аналогично подставляются другие значения букв. Ф и з к у л ь т м и н у т к а IV. Работа над пройденным материалом. 1. Решение задач. Задание № 4 разобрать под руководством учителя, начиная с данных. После того как учащиеся наметят план решения, записать его они могут самостоятельно. Учитель. Ребята, мы видим, что 2 чемодана весят столько, сколько 2 рюкзака и сумка. Значит, что мы сначала сможем посчитать? Дети. Мы можем узнать, сколько весят 2 чемодана. Учитель. Для этого нам всё известно? Дети. Нет. Мы не знаем, сколько весят 2 рюкзака. Учитель. А это можно найти? Дети. Да. Надо 8 умножить на 2. Учитель. Что узнаем потом? Дети. Потом узнаем, сколько весят 2 рюкзака и сумка. Учитель. Каким действием? Дети. Сложением. К полученному произведению прибавим 4. Учитель. Хорошо. Мы найдём массу двух рюкзаков и сумки. А что это нам даст? Дети. Этим самым мы узнаем массу двух чемоданов. Учитель. Что сможем узнать потом? Дети. Потом мы ответим на главный вопрос задачи: узнаем массу 1 чемодана. Учитель. Как мы это узнаем? Дети. Надо полученный результат разделить на 2. Учитель. А почему будем делить на 2? Дети. Потому что чемоданы были одинаковые. Учитель. Хорошо. А теперь ещё раз проговорите план решения задачи. Дети. Сначала находим массу двух рюкзаков, потом массу 2 рюкзаков и сумки вместе, а после этого массу одного чемодана. 1) 8 х 2 = 16(кг) два рюкзака 2) 16 + 4 = 20(кг) два рюкзака и сумка или два чемодана 3) 20 : 2 = 10(кг) Ответ: 10кг масса одного чемодана. 2. Для самостоятельной работы можно предложить решение примера № 2. V. Итоги урока. Учитель. Ребята, что нового узнали вы сегодня на уроке? Учитель. Что повторяли на уроке? Домашнее задание.
ДЕЛЕНИЕ СУММЫ НА ЧИСЛО (с. 13) Цели: познакомить учащихся с различными способами деления суммы на число; учить использовать это свойство при решении задач и примеров; совершенствовать вычислительные навыки. Ход урока I. Организационный момент. II. Устный счёт. 1. У мальчика было 18 орехов. 10 орехов он отдал сестре. На сколько орехов больше мальчик отдал, чем оставил себе? 64 : 8 6 х 9 - 26 60 : 30 - 5 ( 20 + 4 ) - 2 3 · 4 : 6 25 : 5 + 20 (36 – 12) : 6 60 – 8 · 2 12 : 3 + 62 28 : (7 – 3) 2. В связи с рассмотрением нового материала на уроке полезно выполнить устно задание № 4, рассмотрев при этом различные варианты. 60 = 50 + 10 60 = 45 + 15 60 = 30 + 30 III. Работа над новым материалом. Ознакомление с различными способами деления суммы на число полезно начать с выполнения знакомых уже детям упражнений вида: «Сумму чисел 8 и 12 разделить на 4». Вызванный ученик записывает на доске этот пример и решает его, поясняя, что сначала надо вычислить сумму, а потом разделить ее на 4. На доске представлена запись: (8 + 12) : 4 = 20 : 4 = 5. После этого учитель предлагает проиллюстрировать этот пример с помощью красных и синих кружков. Дети показывают 8 красных кружков и 12 синих. Учитель складывает все эти кружки в конверт. Учитель. Сколько кружков у меня в конверте? Дети. В конверте 20 кружков. Вызванный ученик делит их на 4 равные части, вынимая из конверта каждый раз по 4 кружка (не обращая внимания на их цвет) и раскладывая их по одному на четырех полочках наборного полотна. Когда все кружки будут разложены, выясняется, что на каждой полочке полотна оказалось по 5 кружков – поровну, но на одной полочке получилось больше красных (синих) кружков, чем на другой. Учитель. Разделим теперь те же кружки так, чтобы на всех полочках было поровну красных кружков и синих. Учитель дает детям время для обдумывания новой задачи. Вероятно, кто-либо из детей найдет правильное решение. Его надо выслушать. Полезно, чтобы этот ученик продемонстрировал свое решение и объяснил его с помощью тех же кружков. Ученик. Сначала разложу на 4 полочки поровну все красные кружки, а потом – синие. Решение записывается на доске: (8 + 12) : 4 = 8 : 4 + 12 : 4 = 2 + 3 = 5. Рассматривая записи на доске, дети должны еще раз объяснить, как выполнялись вычисления в первом случае и как – во втором. После этого учитель предлагает детям самим разобраться в различных способах решения примера (6 + 4) : 2, которые описаны в учебнике, прочитать соответствующие объяснения и выполнить с комментированием задание № 1. (11 + 13) : 6 Дети. Можно сначала вычислить сумму и разделить её на число: 11 + 13 = 24 и 24 : 6 = 4. Решить этот пример другим способом нельзя, так как 11 и 13 не делятся на 6. Для первичного закрепления полезно разобрать в классе два способа решения задачи на деление суммы на число (задача № 2). Сначала дети делают иллюстрацию, затем записывают краткое условие и решение задачи двумя способами. - Что надо узнать в задаче? - Что для этого надо сделать? - Мы можем узнать, сколько платьев сшила первая закройщица? - Вторая? - Сейчас можем ответить на вопрос задачи? - А можно узнать сколько всего было метров ткани? 1-я закройщица – 15 м 2-я закройщица – 12 м На 1 платье – 3 м Платьев – ? I способ: 1) 15 + 12 = 27 (м) – всего ткани 2) 27 : 3 = 9 (п.) II способ: 1) 15 : 3 = 5 (п.) – у 1-й закройщицы 2) 12 : 3 = 4 (п.) – у 2-й закройщицы 3) 5 + 4 = 9 (п.) О т в е т: 9 платьев всего. Особое внимание при этом следует уделить дополнительному заданию – изменить в задаче числа так, чтобы ее нельзя было решить двумя способами. Это важно, чтобы показать детям на конкретном примере, что два способа возможны лишь в том случае, если каждое слагаемое суммы делится на данное число, и что может быть так, что оба слагаемых не делятся на число, а их сумма делится: (13 + 17) : 3. Ф и з к у л ь т м и н у т к а IV. Работа над пройденным материалом. 1. Для самостоятельной работы предложить решить примеры № 5. V. Итоги урока. Учитель. Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке? Учитель. Что повторяли сегодня? Домашнее задание.
ДЕЛЕНИЕ СУММЫ НА ЧИСЛО. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ (с. 14) Цели: закрепить знание различных способов деления суммы на число; использовать эти знания при решении задач, а также закреплять вычислительные навыки. Ход урока I. Организационный момент. II. Устный счёт. Во сколько раз 4 меньше, чем 40? чем 80? 16 х 3 9 х 8 34 + 25 100 - 21 III. Работа над пройденным материалом. 1. С целью закрепления знания рассмотренных на предыдущем уроке различных способов деления суммы на число полезно еще раз подробно рассмотреть хотя бы на одном примере оба способа, иллюстрируя решение с помощью демонстрационного счетного материала. «Ромашка» – 9 к. «Василёк» – 6 к. 3 дев. по ? к. После этого дети самостоятельно рассматривают иллюстрацию к задаче № 1, данную в учебнике, и отвечают на поставленные к ней вопросы. Под руководством учителя разбирается задание № 2. Сначала дети самостоятельно решают данные примеры, а затем объясняют, почему только один из этих примеров (второй) может быть решен другим способом. Дети. В этом примере каждое слагаемое суммы делится на 9, а в остальных – сумма делится, а каждое слагаемое – нет. ( 62 + 18 ) : 8 = 80 : 8 = 10 ( 36 + 27 ) : 9 = 36 : 9 + 27 : 9 = 7 ( 40 + 16 ) : 7 = 56 : 7 = 8 При разборе и решении задачи № 3 следует сначала предложить детям решить ее самостоятельно, записывая каждое действие отдельно. При проверке, по всей вероятности, обнаружится, что ученики решали задачу разными способами. Оба варианта решения следует записать на доске с краткими пояснениями. I способ: 1) 36 : 6 = 6 (ящ.) – с яблоками 2) 24 : 6 = 4 (ящ.) – с грушами 3) 6 + 4 = 10 (ящ.) II способ: 1) 36 + 24 = 60 (кг) – всего фруктов; 2) 60 : 6 = 10 (ящ.) – всего. Учитель. Давайте сравним оба эти способа решения и установим, какой из них более рационален? Учащиеся. Более рационален второй способ. Учитель. А почему вы так думаете? Дети. Потому что он короче. 2. Задачу № 4 можно предложить учащимся выполнить самостоятельно. Полезно дать указания, что задача может быть решена разными способами, и предложить детям выбрать более рациональный из них. Ф и з к у л ь т м и н у т к а IV. Самостоятельная работа. Примеры № 6. V. Итоги урока. Учитель. Ребята, над чем вы работали сегодня на уроке? Учащиеся. Учились решать задачи разными способами. Домашнее задание. |