Среда, 24.04.2024, 04:11Приветствую Вас Гость | RSS
Персональный сайт учителя начальных классов
 Ларкиной Светланы Николаевны
.
Меню сайта
Категории раздела
Математика. [22]
Русский язык. [10]
Литературное чтение. [30]
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Рабочие материалы.


Главная » Статьи » Поурочные планы 2;3;4 класс. » Математика.

Урок 67-70
УМНОЖЕНИЕ ДВУЗНАЧНОГО ЧИСЛА НА ОДНОЗНАЧНОЕ. (с. 9)
Цели: закрепить умение умножать двузначные числа на однозначное и решать задачи, умение чертить отрезки, находить периметр четырёхугольника, решать уравнения; работать над расширением математического кругозора, развивать мышление.
Ход уроков
I. Организационный момент.
II. Устный счёт.
35 х 2      24 х 3      15 х 4       56 - 43      97 - 76
Было 54 детали, использовали 12. Сколько деталей осталось?
В театре 10 рядов по 9 мест в каждом. Сколько всего мест?
III. Закрепление пройденного материала.
1.Решение примеров № 2.
2.Решение задачи № 5.
Составьте условие задачи ( яблоки, груши; огурцы, помидоры)
- Сколько весили пакеты с грушами( помидорами)?
- Что сказано про количество пакетов?
1) 27 : 3 = 9(п.) с яблоками
2) 2 х 9 = 18(кг)
Ответ: 18 кг масса всех пакетов с грушами.
3.Работа с отрезками № 6.
- Можно сразу начертить все отрезки?
- Что сказано о втором отрезке?
12 : 2 = 6(см)
- Как узнать длину третьего отрезка?
6 - 2 = 4(см)
4.Самостоятельная работа №8(1-ый столбик).
IV. Итоги уроков.
Учитель. Ребята, что повторяли сегодня на уроке?
Домашнее задание.

 НАХОЖДЕНИЕ ЗНАЧЕНИЯ ВЫРАЖЕНИЙ С ДВУМЯ ПЕРЕМЕННЫМИ (с. 11)
Цели: познакомить учащихся с нахождением значения выражений с двумя переменными; отрабатывать навык решения задач и примеров; воспитывать чувство взаимопомощи.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счёт.
1. Устно следует решать примеры на изученные случаи умножения и деления двузначных чисел:
40 · 2 60 : 30 80 : 4
30 · 2 80 : 40 60 : 3
10 · 5 90 : 30 100 : 5
Примеры лучше записать на доске.
2. Купили 4 набора мячей. В каждом наборе было 2 больших мяча и 7 маленьких. Сколько всего было мячей?
З а д а н и е  № 3.
Ширина тротуара 3 м, а ширина проезжей части в 9 раз больше. Объясните, что означают выражения: 3 · 9; 3 · 2; 3 · 9 + 3 · 2.
III. Работа над новым материалом.
В качестве подготовки к рассмотрению нового необходимо поупражнять детей в нахождении значения выражений вида:
а+7 в · 6 7 · с и т. п.
При этом важно еще раз обратить внимание учащихся на то, что букве в этих выражениях может быть дано любое числовое значение.
Для того чтобы найти значение выражения, нужно подставить вместо буквы соответствующее число и выполнить указанное в выражении действие.
После этого дети могут по учебнику выполнить задание № 1 (1, 2). Сначала они читают объяснение в № 1 (1), как решали пример, а затем подставляют другие значения букв из задания № 1 (2) и решают получившиеся примеры. Вызванный ученик дает необходимые объяснения.
Дети. Надо найти сумму чисел с и d, если с = 48, а d = 12. Получаем пример 48 + 12. Складываем и получаем ответ: 60.
Аналогично подставляются другие значения букв.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
IV. Работа над пройденным материалом.
1. Решение задач. Задание № 4 разобрать под руководством учителя, начиная с данных. После того как учащиеся наметят план решения, записать его они могут самостоятельно.
Учитель. Ребята,  мы видим, что 2 чемодана весят столько, сколько 2 рюкзака и сумка. Значит, что мы сначала сможем посчитать?
Дети. Мы можем узнать, сколько весят 2 чемодана.
Учитель. Для этого нам всё известно?
Дети. Нет. Мы не знаем, сколько весят 2 рюкзака.
Учитель. А это можно найти?
Дети. Да. Надо 8 умножить на 2.
Учитель. Что узнаем потом?
Дети. Потом узнаем, сколько весят 2 рюкзака и сумка.
Учитель. Каким действием?
Дети. Сложением. К полученному произведению прибавим 4.
Учитель. Хорошо. Мы найдём массу двух рюкзаков и сумки. А что это нам даст?
Дети. Этим самым мы узнаем массу двух чемоданов.
Учитель. Что сможем узнать потом?
Дети. Потом мы ответим на главный вопрос задачи: узнаем массу 1 чемодана.
Учитель. Как мы это узнаем?
Дети. Надо полученный результат разделить на 2.
Учитель. А почему будем делить на 2?
Дети. Потому что чемоданы были одинаковые.
Учитель. Хорошо. А теперь ещё раз проговорите план решения задачи.
Дети. Сначала находим массу двух рюкзаков, потом массу 2 рюкзаков и сумки вместе, а после этого массу одного чемодана.
1) 8 х 2 = 16(кг) два рюкзака
2) 16 + 4 = 20(кг) два рюкзака и сумка или два чемодана
3) 20 : 2 = 10(кг)
Ответ: 10кг масса одного чемодана.
2. Для самостоятельной работы можно предложить решение примера № 2.
V. Итоги урока.
Учитель. Ребята, что нового узнали вы сегодня на уроке?
Учитель. Что повторяли на уроке?
Домашнее задание.

                     ДЕЛЕНИЕ СУММЫ НА ЧИСЛО (с. 13)
Цели: познакомить учащихся с различными способами деления суммы на число; учить использовать это свойство при решении задач и примеров; совершенствовать вычислительные навыки.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счёт.
1. У мальчика было 18 орехов. 10 орехов он отдал сестре. На сколько орехов больше мальчик отдал, чем оставил себе?
64 : 8      6 х 9 - 26     60 : 30 - 5      ( 20 + 4 ) - 2
3 · 4 : 6 25 : 5 + 20 (36 – 12) : 6 
60 – 8 · 2 12 : 3 + 62 28 : (7 – 3)
2. В связи с рассмотрением нового материала на уроке полезно выполнить устно задание № 4, рассмотрев при этом различные варианты.
60 = 50 + 10 60 = 45 + 15 60 = 30 + 30
III. Работа над новым материалом.
Ознакомление с различными способами деления суммы на число полезно начать с выполнения знакомых уже детям упражнений вида: «Сумму чисел 8 и 12 разделить на 4».
Вызванный ученик записывает на доске этот пример и решает его, поясняя, что сначала надо вычислить сумму, а потом разделить ее на 4. На доске представлена запись: (8 + 12) : 4 = 20 : 4 = 5.
После этого учитель предлагает проиллюстрировать этот пример с помощью красных и синих кружков. Дети показывают 8 красных кружков и 12 синих.
Учитель складывает все эти кружки в конверт.
Учитель. Сколько кружков у меня в конверте?
Дети. В конверте 20 кружков.
Вызванный ученик делит их на 4 равные части, вынимая из конверта каждый раз по 4 кружка (не обращая внимания на их цвет) и раскладывая их по одному на четырех полочках наборного полотна.
Когда все кружки будут разложены, выясняется, что на каждой полочке полотна оказалось по 5 кружков – поровну, но на одной полочке получилось больше красных (синих) кружков, чем на другой.
Учитель. Разделим теперь те же кружки так, чтобы на всех полочках было поровну красных кружков и синих.
Учитель дает детям время для обдумывания новой задачи. Вероятно, кто-либо из детей найдет правильное решение. Его надо выслушать. Полезно, чтобы этот ученик продемонстрировал свое решение и объяснил его с помощью тех же кружков.
Ученик. Сначала разложу на 4 полочки поровну все красные кружки, а потом – синие.
Решение записывается на доске:
(8 + 12) : 4 = 8 : 4 + 12 : 4 = 2 + 3 = 5.
Рассматривая записи на доске, дети должны еще раз объяснить, как выполнялись вычисления в первом случае и как – во втором.
После этого учитель предлагает детям самим разобраться в различных способах решения примера (6 + 4) : 2, которые описаны в учебнике, прочитать соответствующие объяснения и выполнить с комментированием задание № 1.
(11 + 13) : 6 
Дети. Можно сначала вычислить сумму и разделить её на число: 11 + 13 = 24 и 24 : 6 = 4. Решить этот пример другим способом нельзя, так как 11 и 13 не делятся на 6.
Для первичного закрепления полезно разобрать в классе два способа решения задачи на деление суммы на число (задача № 2).
Сначала дети делают иллюстрацию, затем записывают краткое условие и решение задачи двумя способами.
- Что надо узнать в задаче?
- Что для этого надо сделать?
- Мы можем узнать, сколько платьев сшила первая закройщица?
- Вторая?
- Сейчас можем ответить на вопрос задачи?
- А можно узнать сколько всего было метров ткани?
1-я закройщица – 15 м
2-я закройщица – 12 м
На 1 платье – 3 м
Платьев – ?
I способ:
1) 15 + 12 = 27 (м) – всего ткани
2) 27 : 3 = 9 (п.)
II способ:
1) 15 : 3 = 5 (п.) – у 1-й закройщицы
2) 12 : 3 = 4 (п.) – у 2-й закройщицы
3) 5 + 4 = 9 (п.)
О т в е т: 9 платьев всего.
Особое внимание при этом следует уделить дополнительному заданию – изменить в задаче числа так, чтобы ее нельзя было решить двумя способами. Это важно, чтобы показать детям на конкретном примере, что два способа возможны лишь в том случае, если каждое слагаемое суммы делится на данное число, и что может быть так, что оба слагаемых не делятся на число, а их сумма делится: (13 + 17) : 3.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
IV. Работа над пройденным материалом.
1. Для самостоятельной работы предложить решить примеры № 5.
V. Итоги урока.
Учитель. Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке?
Учитель. Что повторяли сегодня?
Домашнее задание.

 ДЕЛЕНИЕ СУММЫ НА ЧИСЛО. 
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ (с. 14)
Цели: закрепить знание различных способов деления суммы на число; использовать эти знания при решении задач, а также закреплять вычислительные навыки.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счёт.
 Во сколько раз 4 меньше, чем 40? чем 80?
16 х 3    9 х 8        34 + 25     100 - 21
III. Работа над пройденным материалом.
1. С целью закрепления знания рассмотренных на предыдущем уроке различных способов деления суммы на число полезно еще раз подробно рассмотреть хотя бы на одном примере оба способа, иллюстрируя решение с помощью демонстрационного счетного материала.
«Ромашка» – 9 к.
«Василёк» – 6 к. 3 дев. по ? к.
После этого дети самостоятельно рассматривают иллюстрацию к задаче № 1, данную в учебнике, и отвечают на поставленные к ней вопросы.
Под руководством учителя разбирается задание № 2.
Сначала дети самостоятельно решают данные примеры, а затем объясняют, почему только один из этих примеров (второй) может быть решен другим способом.
Дети. В этом примере каждое слагаемое суммы делится на 9, а в остальных – сумма делится, а каждое слагаемое – нет.
( 62 + 18 ) : 8 = 80 : 8 = 10
( 36 + 27 ) : 9 = 36 : 9 + 27 : 9 = 7
( 40 + 16 ) : 7 = 56 : 7 = 8
При разборе и решении задачи № 3 следует сначала предложить детям решить ее самостоятельно, записывая каждое действие отдельно. При проверке, по всей вероятности, обнаружится, что ученики решали задачу разными способами. Оба варианта решения следует записать на доске с краткими пояснениями.
I способ:
1) 36 : 6 = 6 (ящ.) – с яблоками
2) 24 : 6 = 4 (ящ.) – с грушами
3) 6 + 4 = 10 (ящ.)
II способ:
1) 36 + 24 = 60 (кг) – всего фруктов;
2) 60 : 6 = 10 (ящ.) – всего.
Учитель. Давайте сравним оба эти способа решения и установим, какой из них более рационален?
Учащиеся. Более рационален второй способ.
Учитель. А почему вы так думаете?
Дети. Потому что он короче.
2. Задачу № 4 можно предложить учащимся выполнить самостоятельно. Полезно дать указания, что задача может быть решена разными способами, и предложить детям выбрать более рациональный из них.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
IV. Самостоятельная работа. Примеры № 6.
V. Итоги урока.
Учитель. Ребята, над чем вы работали сегодня на уроке?
Учащиеся. Учились решать задачи разными способами.
Домашнее задание.
Категория: Математика. | Добавил: учитель (22.08.2010)
Просмотров: 9689 | Теги: Урок 67-70 | Рейтинг: 4.0/6
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
 
Форма входа

 
Друзья сайта
.
Rambler's Top100 Счетчик тИЦ и PR