УМНОЖЕНИЕ ЧИСЛА НА ЕДИНИЦУ (с. 72) Цели: познакомить учащихся с приемом умножения числа на единицу; отрабатывать навыки табличного умножения и деления, повторить решение задач, связанных с нахождением площади и периметра геометрических фигур. Ход урока I. Организационный момент. II. Устный счёт. 1. Во сколько раз 7 меньше , чем 28? Во сколько раз 48 больше, чем 6? На сколько 74 больше,чем 20? На сколько 18 меньше, чем 40? 2. 42 : 6 21 : 7 32 : 8 63 : 9 48 : 8 Назовите наибольшее число до 30, которое делится на 7; на 8; на 9. III. Работа над новым материалом. Следует подвести детей к пониманию того, что умножение на 1 – особый случай, который нельзя вывести на основе понимания смысла действия умножения. Полезно напомнить на конкретных примерах известный им смысл действия умножения: учитель записывает на доске пример 4 · 3 и спрашивает, как можно вычислить это произведение с помощью сложения; обращает внимание на то, что произведение – это сумма одинаковых слагаемых. Первый множитель показывает, какое число будем повторять слагаемым; второй множитель – сколько раз повторим число слагаемым. Ниже учитель записывает пример 4 · 2. Аналогично рассматривается, что обозначает каждый множитель, как вычислить результат. Наконец, под первыми двумя примерами учитель выполняет запись 4 · 1 и говорит: «Это случай особый. Нельзя взять слагаемым число 1 раз. Для этого специально договорились действовать по правилу, которое надо запомнить». Учитель сообщает детям правило умножения числа на единицу. Затем дети читают его по учебнику на с. 72 вверху. При умножении любого числа на 1 получается число, которое умножаем. Для закрепления учащиеся решают с пояснением примеры № 1. Следует показать детям, что для случаев умножения с числом 1 остается справедливым переместительное свойство умножения. Действительно, 1 · 9 = 9 – на основе смысла действия, 9 · 1 = 9 – на основе правила. Значит, 1 · 9 = 9 · 1. Эти знания дети применяют при сравнении значений двух числовых выражений вида: 1 · 8 и 8 · 1. Ф и з к у л ь т м и н у т к а Хомка, хомка, хомячок, Полосатенький бочок. Хомка раненько встаёт, Шёчки моет, Шейку трёт. Подметает хомка хатку И выходит на зарядку. Раз, два, три, четыре, пять, Хомка хочет сильным стать. Дети имитируют движения зверька. IV. Работа над пройденным материалом. 1. Решение задач. Перед решением задачи № 3 с учащимися надо вспомнить, как узнать, на сколько одно число больше или меньше другого. Чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, надо из большего вычесть меньшее. Прочитайте условия задачи. Подумайте ,как записать задачу кратко. - Выберете главные слова для краткой записи. Яблоки - 36кг Груши - ? в 4 раза меньше - Что сказано о грушах? - Что надо узнать в задаче? Можно сразу сравнить? - Можете узнать, сколько было груш? 1) 36 : 4 = 9(кг) груш 2) 36 - 9 = 27(кг) Ответ: на 27кг меньше привезли груш, чем яблок. После этого дети работают сами. С задачей № 4 ученики должны справиться самостоятельно. Затем выполняется проверка. 1) 18 : 6 = 3(кг) в 1 банке 2) 24 : 3 = 8(б.) Ответ: 8 банок потребуется. 2. Для самостоятельной работы предложить примеры № 2. 3. Работа над геометрическим материалом. Задание № 6 (1, 2, 3) учитель разбирает вместе с детьми. В задании № 6 (1) прежде чем начертить квадраты, надо узнать их стороны. Дети решают и находят, что 8 : 4 = 2 (см). Это длина стороны первого квадрата. Затем надо найти периметр второго квадрата, а для этого надо 8 · 3 = 24 (см). После этого 24 : 4 = 6 (см) – это длина стороны второго квадрата. Учащиеся чертят в тетради квадрат со стороной 2 см и квадрат со стороной 6 см. Далее записывают решение задания № 6 (2 и 3). V. Итоги урока. Учитель. Ребята, что нового мы узнали сегодня на уроке? Учитель. В чём же заключается это правило? Учитель. Что повторяли сегодня на уроке? Домашнее задание.
УМНОЖЕНИЕ НА НУЛЬ. (с. 73) Цели: познакомить учащихся с новыми правилами умножения на 0; научить применять эти правила при решении примеров; закреплять табличные случаи умножения и деления; повторить решение уравнений и перевод единиц длины. Ход урока I. Организационный момент. II. Устный счёт. 1. Частное 3,делитель 8.Найдите делимое. Делимое 24, частное 4.Найдите делитель. Делимое 35, частное 5. Найдите делитель. 2. В двух ящиках 20кг груш .Сколько кг груш в одном ящике? В одном стручке 6 горошин. Сколько горошин в трёх стручках? III. Работа над новым материалом. Как и умножение на 1, умножение на 0 – особый случай, так как к нему не применим тот смысл умножения, с которым дети знакомы. (Нельзя взять слагаемым какое-нибудь число 0 раз.) Учитель сообщает детям правило умножения числа на нуль, затем дети читают это правило по учебнику на с. 87 вверху. Так же, как и на предыдущем уроке, при умножении на 1 следует показать, что введенное правило и к этому случаю позволяет применить переместительное свойство. Например, 0 · 7 = 0 – по смыслу действия умножения. Но, как дети узнали на уроке, 7 · 0 тоже равно нулю. Поэтому 0 · 7 = 7 · 0. При умножении любого числа на 0 получается 0. Примеры на действия с 0 и 1 (задания № 1 и № 2) решаются с комментированием. Полезно обратить внимание детей на то, что при решении примера 72 : 9 · 0 нет необходимости выполнять деление 72 : 9, так как какое бы число ни получилось в ответе, его нужно умножить на 0, а значит, в ответе все равно будет 0. У доски и в тетрадях под руководством учителя полезно выполнить задания вида: 9 · c = 9, 9 · c = 0. Учитель. На какое число нужно умножить 9, чтобы получилось 9? А на какое число нужно умножить 9, чтобы получился 0? Ф и з к у л ь т м и н у т к а IV. Работа над пройденным материалом. 1. Решение задач. Задачу № 3 следует решить под руководством учителя, заполняя у доски таблицу:
В 1 рулоне Количество рулонов Всего метров 7 м одинаковое 35 м 10 м ?
1) 35 : 7 = 5 (р.) – кол-во рулонов 2) 10 · 5 = 50 (м) О т в е т: 50 метров. Важно при этом обратить внимание детей на то, что в первом и втором случае количество рулонов одинаковое. Задачу № 4 (1 и 2) учащиеся решают самостоятельно с последующей проверкой.
О т в е т: на 21 человека мальчиков больше, чем девочек. 2. Работа с единицами длины. Перед выполнением задания № 5 следует вспомнить, сколько сантиметров содержится в одном дециметре, сколько дециметров – в одном метре и т. д. № 5: 8 см = 80 мм 8 см 4 мм = 84 мм 5 м = 50 дм 8 дм 7 см = 87 см 6 дм = 60 см 2 м 4 дм = 24 дм 3. Для самостоятельной работы на уроке можно предложить задания № 6 и № 7. V. Итоги урока. Учитель. Ребята, что нового мы узнали сегодня на уроке? Учитель. Какие же правила вы узнали? Учитель. Хорошо, а что ещё мы повторяли сегодня на уроке? Домашнее задание.
СЛУЧАИ ДЕЛЕНИЯ ВИДА: 6 : 6, 6 : 1 (с. 74) Цели: познакомить учащихся с новыми случаями деления; закрепить изученные случаи с нулем и единицей; совершенствовать умение решать задачи. Ход урока I. Организационный момент. II. Устный счёт. 1. Счёт "цепочкой". 72 : 9 х 3 : 6 х 5 : 10 х 9 6 х 6 : 4 х 7 - 18 : 9 х 7 2. Арифметический диктант. Какое число надо разделить на 6,чтобы получилось8? Первый множитель 3, второй неизвестен, произведение 27. Какое число в 8 раз меньше 32? Во сколько раз 50 меньше 10? На какое число надо разделить 18, чтобы получилось 3? III. Работа над новым материалом. В качестве подготовки необходимо вспомнить известный детям прием нахождения частного на основе связи деления с умножением: 35 : 7 = ?. Учащиеся рассуждают так: «Нужно узнать, на какое число надо умножить 7, чтобы получилось 35. Это число 5, значит, 35 : 7 = 5». Используя то же рассуждение, дети находят результат в примерах вида 5 : 5 и 5 : 1, затем читают по учебнику соответствующие объяснения на с. 74 вверху. Дети подмечают, что при решении примеров вида 7 : 7 – частное равно единице, при решении примеров вида 7 : 1 – частное равно делимому. Необходимо подвести учеников к обобщению: закончить выводы, помещенные в задании № 1, объяснить их на конкретных примерах. При делении числа на то же самое число получается единица. При делении числа на 1 получается то же самое число. Учителю следует обратить внимание детей на то, что составляя и решая примеры, в которых делимое равно делителю (вида 8 : 8), пример 0 : 0 включать нельзя. (Помнить, что на 0 делить нельзя.) Ф и з к у л ь т м и н у т к а Мы становимся всё выше, Достаём руками крыши. На два счёта – поднялись, Три, четыре – руки вниз. IV. Работа над пройденным материалом. 1. Решение задач. Задачу № 2 учащиеся решают под руководством учителя. После чтения задачи учитель с помощью детей записывает на доске краткое условие: Дет. велосипеды – 36 шт. во ск. ? раз меньше. Взрослые велосипеды – ?, на 27 шт. м.
- Количество каких велосипедов известно? - Что надо узнать? Затем составляется план решения задачи: сначала надо найти, сколько продали взрослых велосипедов, а потом вспомнить правило, как узнать, во сколько раз одно число больше или меньше другого, и ответить на главный вопрос задачи. После этого дети самостоятельно записывают решение и ответ задачи. 1) 36 – 27 = 9 (в.) – взрослых 2) 36 : 9 = 4 (раза) О т в е т: в 4 раза меньше. Задачу № 3 учащиеся решают самостоятельно. На велосипеде – 10 мин Пешком – ?, на 20 мин б. во ск. ? раз больше 1) 10 + 20 = 30 (мин) – пешком 2) 30 : 10 = 3 (раза) О т в е т: в 3 раза больше. 2. Для самостоятельной работы предложить выполнить задание № 5. V. Итоги урока. Учитель. Ребята, что нового мы сегодня узнали на уроке? Учитель. Какие же это новые правила? Учитель. Что ещё повторяли мы сегодня на уроке? Домашнее задание.
ДЕЛЕНИЕ НУЛЯ НА ЧИСЛО. (с. 75) Цели: познакомить учащихся с приемом деления нуля на число; закреплять табличные случаи умножения и деления, а также умения решать задачи и составлять равенства из данных чисел. Ход урока I. Организационный момент. II. Устный счёт. 1. Какое число надо умножить на 7, чтобы получить 42? Назовите число, которое меньше 24 на 6. Из какого числа надо вычесть 18,чтобы получить 3? Во сколько раз 4 десятка больше 5? Найдите произведение чисел 9 и 3. Увеличьте 7 в 6 раз. 2. Рассмотрите произведения. Определите, не вычисляя, самое большое произведение. 1 · 3 · 1 · 4 2 · 3 · 5 · 1 4 · 2 · 3 · 0
III. Работа над новым материалом. В качестве подготовки к рассмотрению нового материала следует напомнить детям связь между умножением и делением: 28 : 4 = ?. Учитель. На какое число надо умножить 4, чтобы получилось 28? Дети. На 7. Учитель. Значит, 28 : 4 = 7. Затем рассмотреть случаи деления нуля. Например: 0 : 4 = ?. Учитель. На какое число нужно умножить 4, чтобы получился 0? Дети. На число 0. Учитель. Значит, 0 : 4 = 0. При объяснении примеров № 1 дети подводятся к обобщению всех изученных правил с 0 и 1. Выполняя задание № 2, ученики должны сами сформулировать правило и уметь приводить примеры на него. Особое внимание следует обратить на то, что делитель не может быть равен 0, так как делить на 0 нельзя. Поэтому пример 0 : 0 не имеет смысла. При делении нуля на любое другое число получается нуль. Ф и з к у л ь т м и н у т к а Руки в стороны – в полёт Отправляем самолёт. Правое крыло – вперёд, Левое крыло – вперёд. Раз, два, три, четыре – Полетел наш самолёт. (И. П. – стойка: ноги врозь, руки в стороны; 1 – поворот вправо; 2 – И. П.; 3 – поворот влево; 4 – И. П.) IV. Работа над пройденным материалом. 1. Решение задач. Перед выполнением задачи № 4 дети должны подставить в условие свои числа. В классе выслушивается 2–3 составленные задачи, после чего дети записывают решение и ответ самостоятельно. 1) 10 х 3 = 30(р.) монетами 2) 30 + 50 = 80(р.) Ответ: всего 80 рублей у Юры. Задачу № 5 после коллективного разбора можно дать для самостоятельного решения, обратив внимание на то, что число ящиков с грушами и со сливами одинаковое.
В 1 ящике Кол-во ящиков Всего кг
1) 48 : 8 = 6 (ящ.) – со сливам 2) 9 · 6 = 54 (кг) О т в е т: 54 кг груш. 2. Для самостоятельной работы предложить задания № 6 и № 8. 3. Работа над геометрическим материалом. Выполняя задание № 3 под руководством учителя, дети тренируются находить на чертеже и правильно записывать названия геометрических фигур. V. Итоги урока. Учитель. Ребята, над чем работали мы сегодня на уроке? Учитель. С каким правилом вы познакомились? Учитель. Что повторяли сегодня на уроке? Домашнее задание.
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ . (с. 76 - 77) Цели: ознакомить учащихся с новым видом составных задач, нахождение суммы двух произведений; закреплять изученные случаи умножения и деления с числами 0 и 1, научить детей находить одну из сторон прямоугольника, если известны периметр и другая сторона. Ход урока I. Организационный момент. II. Устный счёт. 1. Во сколько раз 35 больше, чем 7? 8 меньше, чем 48? 54 больше, чем 6? Увеличьте на 8: 9, 12, 18, 34, 50, 75, 83, 62. Увеличьте в 8 раз: 9, 5, 8, 4, 7, 6, 10, 3, 2, 1. 2. С целью закрепления умения выполнять действия с числами 0 и 1 можно предложить выполнить следующие задания. а) Сравните (>, <, =): 1 · 17 … 17 · 1 68 · 1 … 68 · 0 33 · 0 … 0 · 33 0 · (32 – 8) … (32 – 8) · 0 б) Поставьте вместо точек нужный знак действия, чтобы получилось верное равенство: 2 … 2 = 1 1 … 9 = 9 1 … 35 = 35 6 … 1 = 6 17 … 17 = 1 12 … 1 = 12 III. Работа над новым материалом. Решение задачи нового вида (нахождение двух произведений) должно проходить под руководством учителя. Дети читают задачу по учебнику (задание № 2), внимательно рассматривают схематическую иллюстрацию к ней. Учитель записывает решение на доске под диктовку детей, постепенно составляя выражение. Пояснения дают ученики: «Сначала узнаем, сколько килограммов конфет привезли. В задаче сказано, что привезли 4 коробки по 9 кг в каждой. 9 · 4 – столько кг конфет привезли». Аналогично выясняется и записывается, сколько привезли кг печенья (8 · 3). Надо узнать, сколько всего привезли кг печенья и конфет. Поэтому между этими двумя выражениями нужно поставить знак плюс: 9 · 4 + 8 · 3, получится 60. Всего привезли 60 кг сладостей». 1) 9 х 4 = 36(кг) конфет 2) 8 х 3 = 24(кг) печенья 3) 36 + 24 = 60(кг) На доске и в тетрадях получается запись: 9 · 4 + 8 ·3 = 60. О т в е т: всего 60 кг сладостей привезли в детский сад. Учитель. Итак, какое действие мы выполняли первым? Что узнали этим действием? Какое действие мы выполняли вторым? Что узнали этим действием? Почему при составлении выражения можно не ставить скобки? (Сначала выполняют умножение, потом – сложение.) Запишите решение этой задачи в тетрадях по действиям. Для закрепления учащиеся разбирают задание № 3. Дети читают задачу, а затем объясняют, что показывает каждое выражение, записанное ниже. (Произведение 9 · 6 показывает, сколько листов бумаги в 6 наборах, выражение 7 · 5 показывает, сколько листов бумаги в 5 наборах, 9 · 6 + 7 · 5 показывает, сколько всего листов бумаги купили.) Ф и з к у л ь т м и н у т к а Солнце глянуло в кроватку… Раз, два, три, четыре, пять. Все мы делаем зарядку, Надо нам присесть и встать. Руки вытянуть пошире, Раз, два, три, четыре, пять. Наклониться – три, четыре, И на месте поскакать. На носок, потом на пятку. Все мы делаем зарядку. IV. Работа над пройденным материалом. 1. Решение задач. Задачу № 8 учитель разбирает вместе с учащимися. Дети читают задачу. После этого учитель спрашивает: – Назовите мне самый рациональный способ нахождения периметра прямоугольника. Дети. Надо длину сложить с шириной и умножить эту сумму на 2. Учитель. В этой задаче нам известен периметр – 100 м и длина – 43 м. Если мы 100 : 2, то что этим мы сможем узнать? Дети. Мы узнаем, чему равна сумма длины и ширины. Учитель. Чему же она равна? Дети. 50 м. Учитель. Из этой суммы (50) нам известно, что длина 43 м. Как найти ширину? Дети. Надо из 50 вычесть 43. Далее дети сами записывают решение и ответ в тетрадь. 2. Для самостоятельной работы предложить задания № 6, № 7. V. Итоги урока. Учитель. Ребята, что нового мы узнали сегодня на уроке? Учитель. Над чем ещё работали мы сегодня? Домашнее задание.
|