УМНОЖЕНИЕ ДЕВЯТИ И НА 9, СООТВЕТСТВУЮЩИЕ СЛУЧАИ ДЕЛЕНИЯ. (с. 59) Цели: составить и начать разучивать таблицу умножения и деления с числом 9; использовать полученные знания для решения задач и примеров; повторить соотношения между единицами длины; развивать наблюдательность и умение рассуждать. Ход урока I. Организационный момент. II. Устный счёт. 1. Для закрепления навыков табличного деления полезно включить в устные упражнения задания вида: «Какие числа от 40 до 50 делятся на 6? на 7? на 8?», «Назовите самое большое число до 30, которое делится на 8, на 7», «Назовите по порядку числа, которые делятся на 4, на 3» и т. п. 2. Вычислите. Найдите лишнее выражение: 40 : 5 = 72 : 9 = 64 : 8 = 24 : 4 = 80 : 10 = 32 : 4 = 56 : 7 = 48 : 6 = III. Работа над новым материалом. Составление таблицы умножения числа 9 можно провести аналогично тому, как это делалось при составлении таблицы умножения числа 8. Однако, учитывая особую трудность новой таблицы для запоминания (опыт показывает, что больше всего затруднений и ошибок возникает у детей именно при решении примеров на умножение и деление на 9), полезно познакомить учеников с некоторыми специальными приемами, облегчающими вычисления результата для этих случаев. Так, составляя таблицу, полезно провести иллюстрацию с использованием демонстрационных палочек.Например: рассматривается пример 9 · 2. Учитель выставляет на полочке 2 пучка-десятка и говорит: «Я взяла 2 раза по 10, получилось 2 десятка, а надо было взять 2 раза по 9. Выну из каждого пучка по 1 палочке. Всего я вынула 2 палочки, значит, получится 2 десятка без двух, то есть 9 · 2 = 18». Аналогично ведутся демонстрация и рассуждения для случая 9 · 5 и других. На доске делаем запись вида: 9 · 2 – это 2 д. без двух, то есть 18; 9 · 3 – это 3 д. без трех, то есть 27; 9 · 4 – это 4 д. без четырех, то есть 36 и т. д. После того как вся таблица будет составлена и записана на доске, обратить внимание детей на то, что во всех случаях число десятков в ответе на 1 меньше, чем второй множитель, а сумма цифр в записи ответов всегда равна 9. Эти наблюдения, как показывает опыт, предупреждают возникновение многих ошибок, а кроме того, готовят детей к усвоению в дальнейшем признака делимости на 3 и на 9. Запись всей таблицы в тетрадях выполнять не обязательно – можно ограничиться записью лишь тех двух новых примеров, которые на этом уроке встречаются впервые (9 · 9 = 81, 81 : 9 = 9), а затем выполнить задание № 2(устно). Ф и з к у л ь т м и н у т к а Мы становимся всё выше, Достаём руками крыши. На два счёта – поднялись, Три, четыре – руки вниз. IV. Работа над пройденным материалом. 1. Решение задач. № 4 Прочитайте условие задачи. - О чём говорится в задаче? - Какие действия с ним выполняли? - Что нужно узнать в задаче? А сейчас представьте, что вы мастера и вам надо отрезать 8м провода и 7м . Как вы это будете делать? а) отрезать по очереди б) отрезать вместе 8м и 7м I способ: 1) 50 - 8 = 42(м) осталось 2) 42 - 7 = 35(м) II способ: 1) 8 + 7 = 15(м) всего отрезали 2) 50 - 15 = 35(м) Ответ: 35 метров провода осталось. После этого учащиеся записывают решение и ответ сами. Задачу № 3 учитель разбирает с детьми устно. Учащиеся объясняют, что разделив 27 на 9, узнаем, сколько кроликов получило морковку из первого пакета. Вычислив сумму 27 и 18, узнаем, сколько всего морковок принесла девочка кроликам, а разделив эту сумму на 9, узнаем, сколько кроликов получили морковки. 2. Работа с единицами длины. С комментированием выполняется задание № 5. Необходимо, чтобы дети обосновывали свои ответы. Например: «В 1 м – 10 дм, в 3 м – 30 дм, 30 дм и 8 дм – всего получится 38 дм». 3. Для самостоятельной работы могут быть использованы примеры № 1 и задание № 6. V. Итоги урока. Учитель. Ребята, что нового мы сегодня узнали на уроке? Учитель. Что повторяли сегодня? Домашнее задание.
КВАДРАТНЫЙ ДЕЦИМЕТР. (с. 60 - 61) Цели: познакомить учащихся с новой единицей площади – квадратным дециметром; ввести соотношение между квадратным дециметром и квадратным сантиметром; использовать новую единицу площади при решении задач; продолжать совершенствовать вычислительные навыки. Ход урока I. Организационный момент. II. Устный счёт. 1. Арифметический диктант. а) вычислите произведение 4 и 7 б) увеличьте 8 в 6 раз в) найдите частное чисел 63 и 7 г) уменьшите 24 в 3 раза д) Сколько пятёрок в числе 40? е) Сколько раз по 6метров содержится в 42 метрах? ж) уменьшите 72 на 9 з) Сколько недель в 49 днях? 2. Задачи на смекалку. а) Даше 14 лет, а Оле 8 лет. Сколько лет было Оле, когда Даше было 9 лет? б) Коля, Дима и Саша собирали грибы. Дима нашёл в 2 раза больше грибов, чем Коля, а Коля – в 3 раза меньше, чем Саша. Сколько грибов нашёл каждый из них, если всего они собрали 30 грибов? 1) 30 : 6 = 5 (г.) – у Коли 2) 5 · 2 = 10 (г.) – у Димы 3) 5 · 3 = 15 (г.) – у Саши III. Работа над новым материалом. К этому уроку для каждого ученика заготавливается из бумаги модель квадратного дециметра, одна сторона которой разграфлена на квадратные сантиметры. Учитель просит детей вспомнить: – Какую единицу измерения площади вы уже знаете? Что такое квадратный сантиметр? Далее можно спросить: – Удобно ли площадь стола, доски вычислять в квадратных сантиметрах? Дети наглядно видят, что для такого измерения потребуется очень большое число квадратных сантиметров. По аналогии с единицами длины они легко догадаются, что удобнее использовать более крупные единицы измерения. Учитель помогает детям: – Мы с вами вспомнили, что такое квадратный сантиметр, – это площадь квадрата со стороной 1 см. А не сообразите ли вы, что такое квадратный дециметр? Найдутся учащиеся, которые скажут, что это площадь квадрата со стороной 1 дм. Учитель, подтверждая правильность такого ответа и еще раз повторяя его, показывает детям модель квадратного дециметра, а дежурные раздают учащимся подготовленные для них модели квадратного дециметра, одна из сторон которых разграфлена на квадратные сантиметры. Учитель просит рассмотреть модель и подумать, как можно найти площадь этого квадрата в квадратных сантиметрах. Кто-то из учащихся может догадаться, что нужно 10 · 10, получится 100 см2. Учитель записывает на доске, а учащиеся в тетрадях соотношение 1 дм2 = 100 см2. После этого дети еще раз читают вводную статью в учебнике вверху. Для закрепления под руководством учителя выполнить задания № 1, № 2, № 3, №4 устно. Ф и з к у л ь т м и н у т к а Руки в стороны – в полёт Отправляем самолёт. Правое крыло – вперёд, Левое крыло – вперёд. Раз, два, три, четыре – Полетел наш самолёт. (И. П. – стойка: ноги врозь, руки в стороны; 1 – поворот вправо; 2 – И. П.; 3 – поворот влево; 4 – И. П.) IV. Работа над пройденным материалом. 1.Решение задачи №5. Прочитайте условие задачи. - Что необычного заметили в задаче? - Прочитайте первый вопрос. - Как удобнее записать краткое условие? Расход на 1 к. Количество Общий расход ?м 6к. 12м одинаковый 10к. ?м 1) 12 : 6 = 2(м) на 1 костюм 2) 2 х 10 = 20(м) Ответ: 20 метров ткани потребуется на 10 костюмов. V. Итоги урока. Учитель. Ребята, что нового мы узнали сегодня на уроке? Учитель. Что повторяли мы сегодня на уроке? Домашнее задание.
ТАБЛИЦА УМНОЖЕНИЯ.ЗАКРЕПЛЕНИЕ.РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ.(62) Цели: составить с учащимися сводную таблицу умножения и научить ею пользоваться; повторить чётные и нечётные числа; закреплять умение решать задачи изученных видов. Ход урока I. Организационный момент. II. Устный счёт. 1. «Цепочка». 72 : 8 х 4 : 6 8 х 7 - 16 : 4 - 19 2. Даны числа 4; 5; 7; 8; 9; 12. Каждое чётное число уменьшите в 2 раза, а нечётное увеличьте в 9 раз. Перед выполнением этого задания учащиеся должны вспомнить, какие числа называются чётными, а какие – нечётными. 3. Задание № 6. Учащиеся рассматривают рисунок, составляют задачу и отвечают на вопрос: «Во сколько раз бабочек меньше, чем стрекоз?». III. Работа над новым материалом. По существу новой в составляемой таблице будет только форма, поскольку со всеми случаями табличного умножения дети уже знакомы. Прежде чем вывесить печатную таблицу или обратиться к таблице, данной в начале книги на обороте ее обложки, полезно показать детям, как она составляется. Учитель говорит: Сейчас мы составим таблицу, по которой легко найти произведение любых двух однозначных чисел от 1 до 9 (запись выполняется и на доске, и в тетрадях). Умножим теперь каждое из этих чисел на 2 и запишем полученные произведения во второй строке. Полученное произведение надо записывать под тем числом, которое умножали. Получается запись: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 2 4 6 8 10 12 14 16 18 Теперь будем умножать числа верхнего ряда (подчеркнем его) на 3 и записывать полученные произведения в третьей строке, и т. д. (Пусть дети запишут на уроке еще 2 строки из таблицы, а закончат эту работу дома.) После этого можно вывесить плакат с таблицей Пифагора, показать, где дана эта таблица в учебнике. Сначала у доски, а потом и самостоятельно по своим таблицам дети по заданию учителя находят в таблице произведения, которые получаются при умножении на 9 (предварительно полезно спросить, в какой по счету строке будут записаны эти произведения), при умножении на 7 и т. д. Полезно предложить также найти в таблице произведения 7 · 6 и 6 · 7, произведения, получаемые при умножении одинаковых чисел, и др. Выполняется задание № 1. Ф и з к у л ь т м и н у т к а Солнце глянуло в кроватку… Раз, два, три, четыре, пять. Все мы делаем зарядку, Надо нам присесть и встать. Руки вытянуть пошире, Раз, два, три, четыре, пять. Наклониться – три, четыре, И на месте поскакать. На носок, потом на пятку. Все мы делаем зарядку. IV. Работа над пройденным материалом. 1. Решение задач. Задача № 2 решается с комментированием. Сначала следует разобрать задачу с первым вопросом. Прочитайте условие задачи. - О чём говорится в задаче? - Что такое число 9? - Число 54? - Что надо узнать в задаче? 1 набор Количество Всего чашек ?ч. 9н. 54ч. одинаково 5н. ?ч. 1) 54 : 9 = 6(ч.) в 1 наборе 2) 6 х 5 = 30(ч.) Ответ: 30 чашек в 5 наборах. С помощью детей учитель записывает ее кратко, в виде таблицы, на доске. Решают задачу дети самостоятельно, а вызванный ученик записывает решение на доске, затем ученики еще раз прочитывают условие задачи и второй вопрос к ней. Выясняют, какие изменения должны быть внесены в краткую запись, чем похоже и чем отличается условие этой задачи от условия предыдущей, в запись на доске вносятся соответствующие изменения. Новую задачу решают с записью на доске и в тетрадях. При разборе задачи № 3 дети должны увидеть, что сразу ответить на вопрос задачи нельзя, так как неизвестно, сколько кг свеклы в 1 ящике. Задача разбирается под руководством учителя. - Что сказано в условии задачи? - Что надо узнать в задаче? Предлагаю выполнить рисунок. - Что надо сравнить? - Мы знаем, сколько кг в корзине? - Сколько в ящике? - Можем узнать? Как? 1) 60 : 6 = 10(кг) в 1 ящике 2) 10 : 5 = 2 (раза) Ответ: в 2 раза больше было свёклы в одном ящике, чем в корзине. 2. Для самостоятельной работы на уроке предложить примеры № 5. V. Итоги урока. Учитель. Ребята, что закрепляли мы сегодня на уроке? Домашнее задание.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА I вариант 1. В саду росло 4 гладиолуса, а лилий – на 8 больше. Во сколько раз меньше росло в саду гладиолусов, чем лилий? 2. Найдите значение выражений: 47 + 5 · 3 – 18 = (36 : 6 + 3) · 2 = 3. Найдите площадь и периметр прямоугольника со сторонами 7 см и 5 см. 4. Решите уравнения: х · 4 = 36 х : 6 = 9 5. Сравните: 3 дм 4 см … 4 дм 3 см 63 см … 7 дм 40 см … 4 дм 2 см … 9 мм 6. Каждые понедельник, среду и четверг папа покупает по одной газете. Сколько газет папа купит за 8 недель? II вариант 1. Хозяйка купила 3 кг яблок, а груш – на 6 кг больше. Во сколько раз больше купила хозяйка груш, чем яблок? 2. Найдите значение выражений: (3 · 8 – 20) · 6 = 38 + 3 · 4 – 17 = 3. Длина прямоугольника 8 дм, а ширина 6 дм. Найдите его площадь и периметр. 4. Сравните: 7 · х = 28 48 : х = 6 5. Сравните: 6 мм … 4 см 8 дм 2 см … 2 дм 8 см 70 см … 7 дм 34 см … 4 дм 6. Каждые вторник, четверг и субботу Алёша смотрит по одному новому мультфильму. Сколько новых мультфильмов Алёша посмотрит за 6 недель?
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ. (с. 63) Цели: совершенствовать умение решать составные задачи, знание таблицы умножения; развивать вычислительные навыки, умение рассуждать. Ход урока I. Организационный момент. II. Устный счёт. 1. Числа 4 5 7 8 9 записаны на доске. а) каждое чётное число уменьшите в 2 раза б) каждое нечётное число увеличьте в 9 раз 2. Вычислите цепочки примеров: 8 х 6 + 15 : 7 х 5 100 - 44 : 7 х 5 - 4 3. Задача. В магазин привезли фрукты в ящиках: яблоки по 9 кг в ящике, а груши – по 8 кг в ящике. Объясните, что означают выражения: 9 + 8 9 · 3 8 · 4 8 · 4 + 9 9 · 3 + 8. III. Закрепление пройденного материала. 1. Для закрепления знания таблиц умножения и деления на уроке должна быть продолжена работа с таблицей Пифагора. Начать следует с решения по ней примеров на умножение, а затем показать детям, как, используя ту же таблицу, можно решать примеры на деление. Так, если нужно найти частное 56 : 7, то надо найти 7-ю строку и в ней искать число 56, от которого двигаться вверх, до 1-й строки, в которой и будет ответ – 8. Учитель предлагает выполнить задание № 2. Особое внимание следует уделить заданию № 4 этого упражнения. Важно, чтобы дети поняли, что числа, записанные в каждой строке (или столбце) таблицы, и есть все те числа, которые делятся на данное число. Так, в 8-й строке (или в 8-м столбце) таблицы записаны по порядку все числа, которые делятся на 8, и т. п. 2. При решении примеров № 3 следует повторить все известные детям правила порядка выполнения действий. 3. Решение задач. Перед решением задачи № 4 учащиеся составляют план решения, а потом самостоятельно записывают решение и ответ задачи. Прочитайте условия задачи и выполните рисунок. - Сколько красных фонариков сделали ребята? - Сколько жёлтых? - Как собирали гирлянды? 1) 10 + 6 = 16(ф.) всего сделали 2) 16 : 8 = 2(г.) Ответ: 2 гирлянды получилось. Условие задачи № 5 учитель воспроизводит с помощью учащихся на доске: 1-й день – 8 т. 2-й день – 10 т. 24 т. 3-й день – ? Работа по схеме. - Что такое 24 троллейбуса? - Сколько отремонтировали за первый день? - Во второй? 1) 8 + 10 = 18(тр.) за два дня 2) 24 - 18 = 6(тр.) II способ: 1) 24 - 8 = 16(тр.) за второй и третий дни 2) 16 - 10 = 6(тр.) Ответ: 6 троллейбусов отремонтировали в третий день. После этого ученики работают самостоятельно. Учитель оказывает помощь тем учащимся, которые в ней нуждаются. Ф и з к у л ь т м и н у т к а А теперь насос включаем, Воду из реки качаем. Влево – раз, вправо – два, Потекла ручьём вода. Раз, два, три, четыре – Хорошо мы потрудились. (3 раза.) (И. П. – стойка: ноги врозь; 1 – наклон влево, правая рука скользит вверх вдоль туловища (до подмышечной впадины); 2 – И. П.; 3 – наклон вправо, движение вверх левой рукой; 4 – И. П.) Самостоятельная работа. а) Мама испекла 32 блинчика. Из них 13 блинчиков с мясом. 9 блинчиков с творогом, а остальные с яблоками. Сколько блинчиков с яблоками испекла мама? б) В классе 15 девочек и 9 мальчиков.Их объединили в две равные команды. Сколько ребят в каждой команде? в) С одного куста черноплодной рябины собрали 12кг ягод, а с другого 16кг. Все ягоды разложили в 4 одинаковых ящика. Сколько ящиков потребовалось? IV. Итоги урока. Учитель. Ребята, над чем работали мы сегодня на уроке? Домашнее задание. КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №4. Тема "Таблица умножения".
I вариант 1. В театре ученики первого класса заняли в партере 2 ряда по 9 мест и ещё 13 мест. Сколько всего мест заняли ученики первого класса? 2. Решите примеры: 72 - 64 : 8 36 + (50 - 13) (37 + 5 ) : 7 63 : 9 х 8 25 : 5 х 9 72 : 9 х 4 3. Найдите площадь огорода прямоугольной формы, если длина 8 метров, а ширина 5 метров. 4. Составьте по два неравенства и равенства, используя выражения: 8 х 4 40 - 5 4 х 8 40 - 8 5. Вставьте в " окошечки" арифметические знаки, так чтобы равенства были верными: 6 ... 3 ... 9 = 18 8 ... 4 ... 9 = 18
II вариант 1. Актовый зал освещает 6 люстр по 8 лампочек в каждой, да ещё 7 лампочек над сценой. Сколько всего лампочек освещает актовый зал? 2. Решите рпимеры: 75 - 32 : 8 8 х ( 92 - 84) ( 56 + 7 ) : 9 81 : 9 х 5 42 : 7 х 3 64 : 8 х 7 3. Найдите площадь цветника квадратной формы, если его сторона равна 4 метра. 4. Составьте по два неравенства и равенства, используя выражения: 3 х 7 30 - 9 7 х 3 30 - 3 5. Вставьте в " окошечки" арифметические знаки так, чтобы равенства были верными: 9 ... 3 ... 6 = 18 4 ... 2 ... 8 = 16
|