ПЛОЩАДЬ ПРЯМОУГОЛЬНИКА (с. 54 - 55) Цели: научить вычислять площадь прямоугольника, зная длину его сторон; продолжить работу над задачами на нахождение четвертого пропорционального; совершенствовать вычислительные навыки, умение составлять и решать уравнения. Ход урока I. Организационный момент. II. Устный счёт. 1. Вычислите. Найдите лишнее выражение: 48 : 8 = 42 : 7 = 36 : 6 = 56 : 7 = 60 : 10 = 30 : 5 = 54 : 9 = 2. Игра «Цепочка». 81 : 9 х 6 + 18 : 8
III. Работа над новым материалом. Работу над новым материалом можно начать с выполнения практической работы. Учитель просит начертить учащихся в тетради прямоугольник со сторонами 7 см и 3 см и разбить его на квадратные сантиметры. Учитель. Все квадратные сантиметры составляют несколько рядов. Сколько этих рядов? Дети. 3 ряда. Учитель. А сколько в каждом ряду квадратных сантиметров? Дети. 7 квадратных сантиметров. Учитель. Верно. Их столько, сколько сантиметров в длине прямоугольника. А рядов получилось столько, сколько сантиметров в ширине прямоугольника. Кто из вас догадался, как найти площадь прямоугольника? Дети. Надо 7 умножить на 3. Записывают на доске и в тетради решение и ответ (учитель также знакомит со знаком обозначения площади – S). 7 · 3 = 21 (см2) О т в е т: S = 21 см2. После этого учитель сообщает: – Площадь того же прямоугольника можно вычислить и иначе. Все квадратные сантиметры составляют несколько вертикальных столбцов. В каждом столбце по 3 квадратных сантиметра (столько, сколько сантиметров в ширине прямоугольника). Столбцов получилось столько, сколько сантиметров в длине прямоугольника. Как же можно найти площадь этого прямоугольника? Дети. Нужно 3 умножить на 7. Записывают решение и ответ. 3 · 7 = 21 (см2) О т в е т: S = 21 см2. Учитель продолжает беседу: – Ребята, посмотрите еще раз внимательно на решение задачи и скажите общий вывод: как найти площадь прямоугольника? Учащиеся. Для нахождения площади прямоугольника достаточно измерить его длину и ширину в сантиметрах и полученные числа перемножить. Площадь прямоугольника будет выражена в квадратных сантиметрах. После этого учащиеся читают еще раз вводную статью на с. 54 и правило внизу. Для закрепления изученного учащиеся под руководством учителя выполняют задания № 1, № 2 ( устно) После решения задачи № 4 учащиеся приходят к выводу, что площадь квадрата находится так же, как и площадь прямоугольника, достаточно знать только длину его стороны. Ф и з к у л ь т м и н у т к а Раз, два – выше голова, Три, четыре – руки шире, Пять, шесть – тихо сесть, Семь, восемь – лень отбросим. Раз – согнуться, разогнуться, Два – нагнуться, потянуться, Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире, Пять, шесть – тихо сесть, Семь, восемь – лень отбросим. IV. Работа над пройденным материалом. 1. Решение задачи № 6. Прочитайте условие задачи. - Каким способом удобнее кратко записать задачу? Составляем таблицу. Масса 1 б. Количество Общая масса ? 4б. 20кг одинаковая ?б. 30кг - Что нам известно в задаче? - Что сказано о банках? - Нам известна масса 1 банки? - Что надо узнать в задаче? - Что такое 30кг? - Как найти массу одной банки? - А количество банок? 1) 20 : 4 = 5(кг) масса 1 банки 2) 30 : 5 = 6(б.) Ответ: 6банок потребуется чтобы разлить 30кг мёда. 2. Для самостоятельной работы предложить № 5. 3. Решение уравнений № 8. Вспомнить как называются числа при сложении и вычитании. 12 + Х = 68 68 - d = 20 b - 12 = 20 V. Итоги урока. Учитель. Ребята, что нового вы сегодня узнали на уроке? Учитель. Как же можно найти площадь прямоугольника? Домашнее задание.
УМНОЖЕНИЕ ВОСЬМИ И НА 8, СООТВЕТСТВУЮЩИЕ СЛУЧАИ ДЕЛЕНИЯ. (с. 56) Цели: составить и начать разучивать таблицу умножения и деления с числом 8; продолжать работу над задачами на нахождение площади и периметра прямоугольника; закреплять вычислительные навыки. Ход урока I. Организационный момент. II. Устный счёт. 1. 36 + 7 90 - 2 27 : 3 32 - 29 24 : 8 24 - 10 9 х 4 6 х 7
2. Проверьте, верны ли неравенства. Исправьте ошибки. 15 : 3 < 5 2 · 5 < 5 · 2 7 + 7 + 7 + 7 > 4 · 3 (78 – 8) : 2 > 10 8 : 2 > 6 : 3 (15 + 5) · 2 < 15 + 5 4 м < 38 дм 4 дм 5 см > 44 см III. Работа над новым материалом. В качестве подготовки к составлению таблицы умножения числа 8 необходимо непосредственно перед началом работы над новым материалом повторить известные уже детям случаи умножения на 8 (2 · 8, 3 · 8, 4 · 8, 5 · 8, 6 · 8, 7 · 8). Эти примеры полезно заранее записать на доске, чтобы детям оставалось записать только ответы. При решении полезно 2–3 раза спросить, как можно вычислить результат, если он забыт. Дети могут при этом предложить разнообразные способы. Например: 2 · 8 = 16, так как 8 + 8 = 16, 4 · 8 = 32, так как если взять 5 раз по 4, получится 20, да еще 3 раза по 4, получится 12, а 20 + 12 = 32 и т. п. Следует отметить, что хотя все эти случаи умножения на 8 дети уже учили, они запоминаются труднее, чем другие. Вместе с тем, они основа для составления таблицы умножения числа 8, в которой новыми для детей будут только примеры: 8 · 8, 8 · 9. Полезно поэтому, чтобы на доске была составлена вся таблица умножения числа 8, а последние два примера в ней могут быть выделены цветом или подчеркнуты. При решении знакомых примеров дети будут опираться на использование приема перестановки множителей, при вычислении произведения 8 · 8 могут воспользоваться приемом набора слагаемых группами (например: 8 · 4 = 32 и еще 8 · 4 = 32, 32 + 32 = 64 или 8 · 5 = 40, да еще 8 · 3 = 24, 40 + 24 = 64). Они могут так же, как это уже неоднократно делалось, найти результат, опираясь на ответ предыдущего примера в таблице (8 · 7 = 56, 56 + 8 = 64). Этим приемом они могут воспользоваться и вычисляя произведение 8 · 9. Затем, как обычно, на основе примера на умножение составляется и записывается пример, полученный из него перестановкой множителей, и соответствующие примеры на деление. После того как таблица составлена и записана в тетради, можно обратиться к учебнику. Пусть дети сами рассмотрят рисунок, данный вверху на с. 56, и воспроизведут по нему только что составленную таблицу (учитель задает примеры из таблицы подряд, ученики один за другим, используя рисунок, говорят ответы). Для закрепления выполнить задание № 2.(устно) Ф и з к у л ь т м и н у т к а Солнце глянуло в кроватку… Раз, два, три, четыре, пять. Все мы делаем зарядку, Надо нам присесть и встать. Руки вытянуть пошире, Раз, два, три, четыре, пять. Наклониться – три, четыре, И на месте поскакать. На носок, потом на пятку. Все мы делаем зарядку. IV. Работа над пройденным материалом. 1. Решение задач. Под руководством учителя можно выполнить задание № 4 (1, 2). По ходу чтения задачи, при повторении детьми ее условия и вопроса, записываем их кратко на доске: Лук – 24 кг Чеснок – ? в 4 раза меньше Морковь – ? в 5 раз больше - О чём говорится в задаче? - Сколько собрали лука? - А чеснока? - Что в задаче необходимо узнать? Повторив задачу по этой краткой записи, ученики намечают кратко план решения: сначала надо узнать, сколько собрали чеснока, а потом – сколько собрали моркови. Если учитель не уверен, что все дети справятся после этого с решением самостоятельно, можно задать уточняющий контрольный вопрос: «Каким действием вы будете узнавать, сколько собрали чеснока? Почему?». Дети самостоятельно пишут решение, которое необходимо проверить в классе. При этом выбор каждого действия должен обосновываться. 1) 24: 4 = 6(кг) чеснока 2) 6 х 5 = 30(кг) Ответ: 30кг моркови собрали в огороде. Затем учитель предлагает детям устно составить задачу, похожую на только что решенную по выражению, предложенному в задании № 4 (2). Прослушиваются 2 –3 задачи. Дано выражение: (15 : 3) · 2. Дети могут составить задачу, подобную следующей: «На 3 листах 15 переводных картинок. Сколько переводных картинок на 2 таких листах?». 2.Перед выполнением задания № 5 учащиеся должны вспомнить правила нахождения периметра и площади прямоугольника. После этого самостоятельно записывают решение и ответ задачи. Длина - 8см Ширина - 2см S пр. - ? 8 х 2 = 16(см2) Ответ: 16см2 площадь прямоугольника. Длина - 8см Ширина - 2см Р пр.- ? см ( 8 + 2) х 2 = 20(см) Ответ: 20см периметр прямоугольника. 3. Для самостоятельной работы на уроке предложить задания № 1, № 6. V. Итоги урока. Учитель. Ребята, что нового мы сегодня узнали на уроке? Учитель. Что повторяли на уроке? Домашнее задание.
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ. (с. 57) Цели: продолжать работу по закреплению табличных случаев умножения и деления; закреплять умение решать и анализировать задачи; развивать мышление, умение рассуждать. Ход урока I. Организационный момент. II. Устный счёт. 1. 19 + 17 - 12 : 4 х 5 Делимое 12,делитель 2 . Найдите частное. Частное 3, делитель 4. Найдите делимое. 2. Поставьте нужные знаки: +, –, ·, :. 26 * 6 * 7 = 13 8 * 9 * 2 = 70 7 * 9 * 2 = 18 9 * 9 * 2 = 20 2 * 2 * 4 = 0 9 * 2 * 2 = 16 III. Повторение пройденного материала. 1. Решение задач. Задание № 1 (1 и 2) учащиеся выполняют под руководством учителя. Сначала читают данное условие задачи, затем рассматривают выражение. После этого анализируют, что запись 10 · 5 показывает, сколько денег у Сережи, а прибавив еще 50, получим, сколько всего денег у мальчиков. Значит, вопрос задачи будет звучать так: «Сколько всего денег у мальчиков?». Аналогично разбирается задание № 1 (2). Задание № 4 (1 и 2) дети решают с комментированием. Прочитайте условие первой задачи. - Как удобно записать краткую запись? - Что такое 8 наборов? - Что такое 80 рублей? - Что сказано о цене? - Что надо узнать в задаче? - Что надо найти ? Цена Количество Стоимость ?р. 8шт. 80 р. одинаковая 5шт. ?р. 1) 80 : 8 = 10(р.) цена 2) 10 х 5 = 50(р.) Ответ: 50 рублей стоят 5 наборов. Аналогично разбирается задание № 4 (2), а после этого сравниваются решения задач. Учащиеся находят сходства и отличия. 1) 80 : 8 = 10(р.) цена 2) 60 : 10 = 6(н.) Ответ: 6 наборов можно купить. 2. Для самостоятельной работы можно рекомендовать решение примеров № 2. Ф и з к у л ь т м и н у т к а А теперь насос включаем, Воду из реки качаем. Влево – раз, вправо – два, Потекла ручьём вода. Раз, два, три, четыре – Хорошо мы потрудились. (3 раза.) IV. Итоги урока. Учитель. Ребята, что закрепляли мы сегодня на уроке? Домашнее задание.
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ. (с. 58) Цели: закреплять табличные случаи умножения и деления, а также навыки решения задач. Ход урока I. Организационный момент. Урок посвятим решению задач. Решая задачи, о многом можно узнать. Задачи учат нас рассуждать, Анализировать,наблюдать и вычислять. II. Устный счёт. 1. В целях закрепления табличных случаев умножения и деления проводим арифметический диктант: 5 · 6 42 : 6 8 · 5 54 : 9 32 : 8 21 : 3 56 : 7 24 : 8 28 : 4 6 · 6 7 ·2 8 ·8 2. Найдите периметр и площадь прямоугольников. Длина прямоугольника 7дм, ширина 2дм . Сторона квадрата 5дм III. Повторение пройденного материала. 1. Решение задач. Задание № 2 содержит 2 вопроса, поэтому учащиеся решают его как две самостоятельные задачи. Записывают условие кратко в виде таблицы: На 1 свитер Количество Всего мотков Одинаковое ? 3 св. 12 мот. 5 св. ? ?св. 16 мот. 1) 12 : 3 = 4(мот.) на 1 свитер 2) 4 х 5 = 20(мот.) Ответ: 20 мотков шерсти потребуется на 5 свитеров. 16 : 4 = 4(св.) Ответ: 4 свитера можно связать из 16 мотков. Далее решение и ответ записывают самостоятельно. После решения второй задачи учитель проводит проверку. Задание № 4 учитель разбирает вместе с детьми. Прочитайте условие задачи и внимательно рассмотрите чертёж. - Какой вопрос поставите к данному условию? Миша- 7м Ира - 5м Папа - ?м } 35м 1) 7 + 5 = 12(м) Миша и Ира 2) 35 - 12 = 23(м) Ответ: 23 метра надо расчистить папе. Затем дети ставят вопрос: «Сколько метров дорожки расчистил папа?». Анализируя задачу, дети должны увидеть, что вся дорожка разбита как бы на 3 части, 2 части из них известны, надо найти третью часть. Учащиеся составляют план решения задачи: сначала надо найти длину 2 частей, то есть сколько метров расчистили Миша и Ира. Затем из всей длины дорожки вычесть найденное число. Дети записывают самостоятельно решение и ответ. При разборе задачи № 3 учитель просит детей вспомнить, сколько дней в одной неделе. После этого вместе с учащимися записывают условие: На даче – 10 д. В доме отдыха – 2 нед. по 7 д.? д. 1) 7 х 2 = 14(дн.) в доме отдыха 2) 10 + 14 = 24(дн.) Ответ: 24 дня папа был в отпуске. Далее дети записывают самостоятельно решение и ответ. Учитель оказывает индивидуальную помощь некоторым учащимся, кто затрудняется записать решение задачи. 2. Для самостоятельной работы предложить примеры № 1. Ф и з к у л ь т м и н у т к а Хомка, хомка, хомячок, Полосатенький бочок. Хомка раненько встаёт, Щёчки моет, Шейку трёт. Подметает хомка хатку И выходит на зарядку. Раз, два, три, четыре, пять, Хомка хочет сильным стать. Дети имитируют движения зверька. IV. Итоги урока. Учитель. Ребята, что закрепляли мы сегодня на уроке? Домашнее задание. |