РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ. (с. 43)
Цели: закреплять умение решать задачи изученных видов; совершенствовать вычислительные навыки и умения решать уравнения; закреплять знание табличных случаев умножения и деления; провести подготовительную работу к теме " Площадь"
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счёт.
1. Для проверки усвоения таблиц умножения и деления с числом 6 провести арифметический диктант, включив примеры:
36 : 6 12 : 2 3 · 6 24 : 4
7 · 6 6 · 9 48 : 8 6 · 5
2. Решите цепочки примеров:
3 х 5 + 15 : 6 х 9 - 20
12 : 4 х 9 + 13 : 10 + 15
16 : 4 х 9 : 6 х 5
3.Решите задачи: Коля подтянулся 14 раз, а Саша в 2 раза меньше. Сколько раз подтянулся Саша?
Юра собрал 6 вёдер картошки, а папа в 3 раза больше. Сколько вёдер собрал папа?
III. Повторение пройденного материала.
1. Решение задач. Задание № 1 (1, 2) учащиеся решают самостоятельно. После решения учащиеся делают вывод, что в первой задаче первым действием выполнялось деление, а во второй задаче первым действием – вычитание. Вторые действия одинаковые – сложение.
Если дети затрудняются в решении, разобрать с учителем.
Прочитайте условие задачи.
- О чём говорится в задаче?
- Можно сразу ответить на вопрос задачи?
- Что сказано про маленькие столы?
Больших - 40ст.
Маленьких - ? в 8 раз меньше } ?ст.
1) 40 : 8 = 5(ст.) маленьких
2) 40 + 5 = 45(ст.)
Ответ: всего 45 столов изготовили.
После этого разобрать задание № 2 (1, 2) устно. Дети по выражениям составляют задачи, потом сравнивают и находят сходства и отличия.
- Чем похожи и чем отличаются данные выражения?
- Чем отличаются условия задач для первого выражения от второго?
Задание № 3.
Прочитайте условие задачи.
- Предлагаю записать задачу кратко.
- Какой вариант краткой записи выбираете?
ЦЕНА КОЛИЧЕСТВО СТОИМОСТЬ
?р. 6шт. 48р.
одинаковая 4шт. ?р.
1) 48 : 6 = 8(р.) стоит 1 машинка
2) 8 х 4 = 32(р.)
Ответ: 32 рубля стоят 4 машинки.
2. Для самостоятельной работы на уроке можно предложить задания № 4, № 5, № 6.
Задание № 7 учитель разбирает вместе с детьми. Это задание подготавливает учащихся к введению понятия площади.
Учитель. Посчитайте количество клеточек в каждой фигуре.
Самый простой способ – это когда дети просто пересчитывают количество клеток и выясняют, что в желтой фигуре их больше, чем в синей.
Затем учитель просит:
– Подумайте, как еще можно посчитать количество клеток.
Ученики. Посчитаем сначала количество клеток в одном длинном ряду у желтой фигуры. Их там 9, а таких рядов 2, значит, 9 · 2, да еще потом надо прибавить 3 клетки.
Получается: 9 · 2 + 3 = 21.
У синей фигуры 2 ряда по 7 клеток да еще 5, значит, 7 · 2 + 5 = 19.
IV. Итоги урока.
Учитель. Ребята, что закрепляли мы сегодня на уроке?
Домашнее задание.
УМНОЖЕНИЕ СЕМИ И НА 7, СООТВЕТСТВУЮЩИЕ СЛУЧАИ ДЕЛЕНИЯ. (с. 44)
Цели: составить с учащимися и начать разучивать таблицу умножения и деления с числом 7; использовать полученные знания при решении задач и примеров; продолжить работу по закреплению вычислительных навыков; развивать смекалку, умение рассуждать.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счёт.
1. Для устного выполнения предложить задание «Вычислить устно, записывая только результаты (запись на доске)»:
36 + 54 : 9 6 · 7 + 8 32 : 8 35 : 5
(36 + 54) : 9 8 + 6 · 7 48 : 6 36 : 6
2. Вставьте пропущенные числа:
6 · … = 18 4 · … = 20 7 · … = 14
… · 2 = 10 6 · … = 12 … · 3 = 15
… · 5 = 15 … · 3 = 9 4 · … = 12
3. Даны числа (запись на доске):
20, 21, 22, 23, 24, 25.
Назовите чётные числа. Составьте и вычислите различные суммы, слагаемые которых состоят из 2 чётных данных чисел.
Составьте и вычислите различные суммы, слагаемые которых состоят из двух нечётных указанных чисел.
III. Работа над новым материалом.
Таблицы умножения и деления с числом 7 можно ввести так же, как таблицы с другими числами . Учителю следует помнить, что надо повторить и другие случаи умножения с числом 7, рассмотренные в других таблицах.
II вариант объяснения( иллюстрируется на доске).
Плыли по осеннему небу семь облаков - семь братьев, и уронило каждое облако на землю по капле.
- Сколько капель упало на землю?
- Какой поучим пример?
Уронили облака по две капли.
- Сколько капель упало на землю? и т.д.
Так начался осенний дождь.
С целью закрепления изученного выполнить задания № 1.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
Солнце глянуло в кроватку…
Раз, два, три, четыре, пять.
Все мы делаем зарядку,
Надо нам присесть и встать.
Руки вытянуть пошире,
Раз, два, три, четыре, пять.
Наклониться – три, четыре,
И на месте поскакать.
На носок, потом на пятку.
Все мы делаем зарядку.
IV. Работа над пройденным материалом.
1. Решение задач. Задание № 2 записать кратко под руководством учителя, после чего дети решают его самостоятельно. Учитель оказывает помощь некоторым детям индивидуально.
- Очём говорится в задаче?
- Что сказано о грузовых машинах?
- Легковых?
- Мотоциклах?
- Что надо узнать в задаче?
- Без чего не сможем узнать?
- Как узнать,сколько было легковых машин?
Грузовых – 15 м.
Легковых – ? на 25 м. б.
Мотоциклов – ? в 5 раз м.
1) 15 + 25 = 40(м.) легковых
2) 40 : 5 = 8(м.)
Ответ: 8 мотоциклов было на стоянке.
Перед выполнением задания № 4 учащиеся ставят вопрос к задаче: «Сколько литров бензина осталось?», а после этого решают задачу самостоятельно с последующей проверкой.
2.Для самостоятельной работы предложить выполнить задания № 3 и № 6.
Задание № 7 дети выполняют вместе с учителем. Оно подготавливает детей к введению новой величины «Площадь фигур».
V. Итоги урока.
Учитель. Ребята, что нового узнали мы сегодня на уроке?
Учитель. Что ещё повторяли и закрепляли на уроке?
Домашнее задание.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО.РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ.(с.45-48)
Цели: закреплять умение решать задачи изученных видов; совершенствовать вычислительные навыки и умения решать уравнения; закреплять знание табличных случаев умножения и деления.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счёт.
1. Увеличьте в 7 раз : 8 6 9 4 3
Уменьшите на 6 : 30 12 24 42 6
2. На сколько 36 больше, чем 4? 9?
Во сколько раз 36 больше, чем 6? 4?
3.Два механика открыли автомастерскую. В день они ремонтировали по 3 машины. Сколько машин они отремонтировали за 6 дней?
III. Повторение пройденного материала.
1. Решение задач. Задание № 7.
Прочитайте условие задачи.
- Что такое художественная галерея?
- Что такое пейзаж?
- Сколько портретов на рисунке?
- Сколько пейзажев?
Запишем задачу кратко.
Всего - 20к.
Портретов - 6к. ? на ск. больше
Пейзажей - ? к.
1) 20 - 6 = 14(к.) пейзажей
2) 14 - 6 = 8(к.)
Ответ: на 8 больше выставили пейзажей, чем портретов.
Задание №13.
Прочитайте задачу.
- Подумайте, как удобнее: выполнить рисунок, записать кратко или сделать чертёж.
- Сколько ящиков с яблоками?
- Сколько в нём кг?
- Сколько ящиков с виноградом?
- Какие они?
1) 45 - 15 = 30(кг) масса ящиков с виноградом
2) 30 : 3 = 10(кг)
Ответ: 10кг масса ящика с виноградом.
Задание № 16.
Прочитайте условие задачи, запишите задачу кратко, составьте программу решения и решите.
Разбор задачи с детьми, которые затрудняются в решении.
- О чём говорится в задаче?
- Кто принимал участие в представлении?
- Выделим главные слова.
- Сколько было собачек?
- Голубей?
- Что значит в 4 раза больше?
- Что надо узнать?
1) 3 х 4 = 12(пт.) голубей
2) 12 - 3 = 9(г.)
Ответ: на 9 голубей было больше, чем собачек.
2. Для самостоятельной работы на уроке можно предложить задания № 9, № 10, № 11
IV. Итоги урока.
Учитель. Ребята, что закрепляли мы сегодня на уроке?
Домашнее задание.