УМНОЖЕНИЕ ПЯТИ, НА 5 И СООТВЕТСТВУЮЩИЕ СЛУЧАИ ДЕЛЕНИЯ (с. 36) Цели: составить и начать разучивать таблицу умножения и деления с числом 5; использовать полученные знания при решении задач и примеров; совершенствовать вычислительные навыки. Ход урока I. Организационный момент. II. Устный счёт. 1. 9кг картофеля разложили в пакеты, по3кг в каждый. Сколько потребовалось пакетов? В одной пачке 10 штук печенья. Сколько штук печенья в 4 пачках?
32 : 4 2 · 6 8 · 4 27 : 3 9 · 2 8 · 3 18 : 3 36 : 9 7 · 4 24 : 4 III. Работа над новым материалом. Таблицы умножения и деления с числом 5 могут быть составлены также, как с числом 4 . Учитель выясняет, почему начали составлять таблицу умножения со случая 5 · 5, после чего дети называют ранее рассмотренные случаи умножения и деления с числом 5. Для закрепления выполнить № 1 и № 2 с комментированием. Ф и з к у л ь т м и н у т к а IV. Работа над пройденным материалом. 1. Решение задач. Прочитав задачу № 3, учащиеся под руководством учителя записывают краткое условие: На костюмы – 10 м 7 пальто по ? м 24 м Далее проводится беседа. Учитель. Можно ли сразу узнать, сколько метров ткани пошло на 1 пальто? Дети. Нет. Учитель. Почему? Дети. Мы не знаем, сколько всего метров пошло на 7 пальто. Учитель. А это можно узнать? Дети. Да. Учитель. Каким действием? Дети. Вычитанием. Из 24 вычтем 10. Учитель. Верно. Что узнаем потом? Дети. Сколько ткани шло на 1 пальто. Учитель. Каким действием? Дети. Надо полученный результат разделить на 7. Учитель. Почему будем делить на 7? Дети. Так как все 7 пальто были одинаковые. 1) 24 - 10 = 14(м) на пальто 2) 14 : 7 = 2(м) Ответ: 2 метра ткани расходовали на одно пальто. Задание № 4 учащиеся решают самостоятельно. 2. Для самостоятельной работы на уроке предложить задание № 5. Учащиеся оформляют и решают его как выражение с переменной. V. Итоги урока. Учитель. Ребята, что нового мы сегодня узнали на уроке? Учитель. Что закрепляли на уроке? Домашнее задание.
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ НА КРАТНОЕ СРАВНЕНИЕ (с. 37) Цели: познакомить учащихся с задачами на кратное сравнение; закреплять табличные случаи умножения и деления; совершенствовать вычислительные навыки сложения и вычитания. Ход урока I. Организационный момент. II. Устный счёт. 1. Увеличьте в 4 раза: 9; 7; 5; 3; 8. Уменьшите в 4 раза: 32; 24; 16; 8. 2. Белка заготовила 10 орехов, а грибов в 3 раза больше. Сколько грибов заготовила белка? 18 карандашей разложили в 2 коробки поровну. Сколько карандашей в каждой коробке? 3. Поставьте, где нужно, скобки так, чтобы равенства были верными: 2 · 15 – 9 = 12 14 – 7 · 2 = 0 70 – 25 – 15 = 60 III. Работа над новым материалом. На этом уроке ученики решают задачи названного вида с помощью иллюстраций, устанавливая каждый раз, что такие задачи решают действием деления. Объяснение можно провести так. Ученики раскладывают кружки: в первый ряд – 12 кружков, во второй – 3 кружка. Учитель. Как узнать, во сколько раз больше кружков в первом ряду, чем во втором? Ученики сами или с помощью учителя предлагают узнать, сколько раз в 12 кружках содержится по 3 кружка. Сдвигают кружки верхнего ряда по 3, считают, сколько раз по 3 кружка получилось, и отвечают на поставленный вопрос: в первом ряду в 4 раза больше кружков, чем во втором, а во втором – в 4 раза меньше кружков, чем в первом ряду. Это узнали, разделив 12 на 3. Под руководством учителя дети разбирают объяснение, данное в учебнике на с. 37 (вверху). Для закрепления выполняют задание № 1. Нарисовав кружки и квадраты, ученики объясняют: чтобы узнать, во сколько раз кружков больше, чем квадратов, узнаем, сколько раз по 2 содержится в 10, а для этого выполним деление. 10 : 2 = 5(раз) О т в е т: кружков в 5 раз больше, чем квадратов; квадратов в 5 раз меньше, чем кружков. Ф и з к у л ь т м и н у т к а Раз, два – выше голова, Три, четыре – руки шире, Пять, шесть – тихо сесть, Семь, восемь – лень отбросим. Раз – согнуться, разогнуться, Два – нагнуться, потянуться, Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире, Пять, шесть – тихо сесть, Семь, восемь – лень отбросим. IV. Работа над пройденным материалом. 1. Решение задач. Задание № 2 после чтения полезно инсценировать: вызвать к доске 5 девочек и 7 мальчиков и разделить их поровну на две команды. После этого ученики составляют план решения задачи: «Первым действием узнаем, сколько всего детей. Для этого выполним сложение, а затем полученный результат разделим на 2». Далее учащиеся самостоятельно записывают решение и ответ. Играли - 5д. и 7м. Разделились - 2к. по ? ч. 1) 5 + 7 = 12(ч.) всего играли 2) 12 : 2 = 6(ч.) Ответ: 6 человек в каждой команде. 2. Для самостоятельной работы на уроке можно предложить учащимся задания № 4 и № 5. V. Итоги урока. Учитель. Ребята, что нового вы сегодня узнали на уроке? Учитель. Каким действием вы это находили? Учитель. Что повторяли на уроке? Домашнее задание.
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ НА КРАТНОЕ СРАВНЕНИЕ (с. 38) Цели: продолжать работу над задачами на кратное сравнение; повторить взаимосвязь между компонентами и результатом сложения, а также и вычитания; отрабатывать вычислительные навыки; закреплять умение решать составные задачи. Ход урока I. Организационный момент. II. Устный счёт. 1. 9 · 2, 40 – 31, 6 · 5, 8 ·5, 18 : 3, 30 – 22 2. Счёт " цепочкой". 5 х 6 : 10 х 8 : 4 х 2 : 3 х 5 64 - 13 + 20 - 25 + 49 + 5 Найдите сторону квадрата, если его периметр 20дм . 3. Решите примеры: 4 · 5 + 15 : 3 5 · 6 – 35 : 7 8 · 5 + 5 · 5 7 · 5 – 45 : 5 III. Работа над новым материалом. На этом уроке учащиеся должны сделать обобщающий вывод, как узнать, во сколько раз одно число больше или меньше другого. Работу по решению задачи вверху на с. 61 провести так же, как на предыдущем уроке. После записи решения задачи спросить детей: «Каким действием узнавали, во сколько раз больше ласточек, чем воробьев, а воробьев меньше, чем ласточек?». Получив ответ, учитель должен объяснить, что всегда, находя, во сколько раз одно число больше или меньше другого, надо большее число разделить на меньшее. Этот вывод (правило) детям следует прочитать по учебнику и в дальнейшем при решении задач на кратное сравнение руководствоваться им. Для закрепления решить задачу № 1; после чтения и повторения задачи дети должны объяснить, ссылаясь на правило, каким действием узнать, во сколько раз меньше израсходовали муки, чем крупы, и во сколько раз больше израсходовали крупы, чем муки. После этого записывается условие, решение и ответ задачи.
Муки – 8 кг ? во ск.раз больше Крупы – 24 кг 24 : 8 = 3 (раза) О т в е т: в 3 раза больше. После этого вместе с учителем учащиеся разбирают задачу № 5. В результате беседы выясняется, что сразу узнать, во сколько раз длина второго отрезка меньше длины первого, нельзя. Сначала надо узнать длину второго отрезка, а потом, пользуясь правилом, ответить на главный вопрос задачи. Учитель. Ребята, можем ли мы сразу ответить на главный вопрос задачи? Дети. Нет. Учитель. А почему? Дети. Мы не знаем длину второго отрезка. Учитель. А мы можем узнать длину второго отрезка? Дети. Да. Надо из 12 вычесть 8, потому что он на 8 см короче первого. Учитель. А после этого мы сможем ответить на вопрос задачи? Дети. Да. Учитель. А каким действием? Дети. Делением. Надо будет длину первого отрезка разделить на длину второго отрезка. Затем учащиеся самостоятельно чертят отрезки, записывают решение и ответ задачи. 1) 12 - 8 = 4(см) второй отрезок 2) 12 : 4 = 3(раза) Ответ: в 3 раза длина второго отрезка меньше первого. Ф и з к у л ь т м и н у т к а Солнце глянуло в кроватку… Раз, два, три, четыре, пять. Все мы делаем зарядку, Надо нам присесть и встать. Руки вытянуть пошире, Раз, два, три, четыре, пять. Наклониться – три, четыре, И на месте поскакать. На носок, потом на пятку. Все мы делаем зарядку. IV. Работа над пройденным материалом. 1. Решение задач. Задачу № 3 разобрать под руководством учителя, после чего дети самостоятельно записывают решение. - О чём говорится в задаче? - Сколько всего было картофеля? - что с ними сделали? - Сколько картофеля отправили в столовую? - Что сделали с оставшимся картофелем? - Как расфасовали? - Можем узнать, сколько кг в одном пакете? - Почему? 1) 45 – 30 = 15 (кг) – расфасовали 2) 15 : 5 = 3 (кг) О т в е т: по 3 кг в каждом пакете. 2. Для самостоятельной работы предложить выполнить задание № 2. V. Итоги урока. Учитель. Ребята, над чем работали мы сегодня на уроке? Учитель. Какое правило выучили? Домашнее задание.
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ. ЗАКРЕПЛЕНИЕ. (с. 39) Цели: закреплять умение детей решать задачи на разностное и кратное сравнение, проверить умение решать задачи; совершенствовать вычислительные навыки; развивать логическое мышление и умение рассуждать. Ход урока I. Организационный момент. II. Устный счёт. 1. 4 х 9 3 х 7 5 х 6 9 х 5 6 х 2 3 х 6 40 : 4 36 : 4 15 : 3 24 : 6 28 : 4 25 : 5 2. Заполните таблицу. множитель | 9 |
| 9 |
| 7 |
| множитель | 2 | 3 |
| 5 |
| 5 | произведение |
| 27 | 36 | 40 | 35 | 30 |
3. Вместо точек вставьте такие знаки действий, чтобы получить верные равенства: 3 … 3 … 3 = 3 4 … 4 … 4 = 12 2 … 6 … 3 = 3 7 … 2 … 9 = 25 III. Работа над новым материалом. 1. Решение задачи № 1 Прочитайте условие задачи. - Сколько вы видите задач? - Чем отличаются эти задачи? - Как узнать на сколько больше? - Во сколько раз меньше? 40 - 10 = 30(кг) Ответ: на 30кг яблок больше собрали с первой яблони, чем со второй. 40 : 10 = 4(раза) Ответ: в 4 раза меньше собрали со второй яблони, чем с первой. 2. Работа с геометрическими фигурами. №3. Дети чертят 3 прямоугольника. Самостоятельно проводят отрезки. Учитель проверяет задание выборочно. №4. Учащиеся вспоминают что такое периметр. Как узнать периметр четырёхугольника? 14 + 10 + 16 + 8 = 48(см) 55 - 48 = 7(см) Ответ: 7см длина карандаша. Ф и з к у л ь т м и н у т к а Мы становимся всё выше, Достаём руками крыши. На два счёта – поднялись, Три, четыре – руки вниз. IV. Работа над пройденным материалом. 1. Можно провести тест " Задачи на умножение и деление". Тест № 5 Задачи на умножение и деление I. Вариант 1. В книге 56 страниц. Коля читал каждый день по 8 страниц. за сколько дней он прочитал эту книгу? а) за 7 дней б) за 9 дней в) за 8 дней г) за 3 дня 2. В одной книге 9 страниц. Это в 3 раза меньше,чем в другой. Сколько страниц во второй книге? а) 3 страницы в) 27 страниц б) 6 страниц г) 18 страниц 3. В одной книге 40 страниц, а в другой в 5 раз меньше. Сколько страниц в двух книгах? а) 45 страниц в) 53 страницы б) 48 страниц г) 75 страниц 4. В одной книге 30 страниц, а в другой 10 страниц. Во сколько раз в первой книге больше страниц, чем во второй? а) в 10 раз б) в 3 раза в) в 5 раз г) в 2 раза 5.Ширина обложки книги прямоугольной формы 8 см, а длина 12см. Чему равен периметр этого прямоугольника? а) 20см б) 40см в) 60см г) 80см 6. В трёх одинаковых коробках 18 карандашей. Сколько карандашей в 5 таких коробках? а) 18 карандашей в) 30 карандашей б) 25 карандашей г) 35 карандашей II. Вариант 1. В книге 48 страниц. Коля читал каждый день по 8 страниц. За сколько дней он прочитал эту книгу? а) за 6 дней в) за 8 дней б) за 7 дней г) за 9 дней 2. В одной книге 8 страниц. Это в 4 раза меньше,чем в другой. Сколько страниц во второй книге? а) 4 страницы в) 20 страниц б) 2 страницы г) 32 страницы 3.В одной книге 42 страниц, а в другой в 6 раз меньше. Сколько страниц в двух книгах? а) 48 страниц в) 49 страницы б) 50 страниц г) 51 страница 4. В одной книге 40 страниц, а в другой 10 страниц. Во сколько раз в первой книге больше страниц, чем во второй? а) в 4 раз б) в 3 раза в) в 10 раз г) в 2 раза 5. Ширина обложки книги прямоугольной формы 10 см, а длина 20см. Чему равен периметр этого прямоугольника? а) 40см б) 60см в) 50см г) 70см 6. Корова за 4 дня съедает 12 кг сена. Сколько нужно заготовить сена на 7 дней. а) 18 кг б) 24 кг в) 21 кг г) 27 кг V. Итоги урока. Учитель. Ребята, что нового мы сегодня узнали на уроке? Учитель. Что закрепляли на уроке? Домашнее задание.
УМНОЖЕНИЕ ШЕСТИ И НА 6, СООТВЕТСТВУЮЩИЕ СЛУЧАИ ДЕЛЕНИЯ. (с. 40) Цели: составить и начать разучивать таблицу умножения и деления с числом 6; использовать полученные знания при решении задач и примеров; совершенствовать умение записывать выражения с переменной, решать уравнения; развивать умение логически мыслить, анализировать, рассуждать. Ход урока I. Организационный момент. II. Устный счёт. 1. С целью закрепления знания таблиц умножения и деления включить для устного выполнения примеры вида: 40 : 8 · 9, 8 · 3 : 6, 45 : 9 · 6, 32 : 8 · 7. 2. А также задания: Во сколько раз 18 больше чем 3? Чем 6? Сколько раз по 4 содержится в числе 12? 16? 24? 3. Найдите ошибки в решении уравнений: 21 – х = 14 х + 9 = 63 10 + х = 100 х = 21 + 14 х = 63 + 9 х = 100 – 10 III. Работа над новым материалом. Таблицы умножения и деления с числом 6 можно ввести так же, как таблицы с другими числами . Учителю следует помнить, что надо повторить и другие случаи умножения с числом 6, рассмотренные в других таблицах. С целью закрепления изученного выполнить задание № 1 и № 2 с комментированием. Ф и з к у л ь т м и н у т к а Раз, два – выше голова, Три, четыре – руки шире, Пять, шесть – тихо сесть, Семь, восемь – лень отбросим. Раз – согнуться, разогнуться, Два – нагнуться, потянуться, Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире, Пять, шесть – тихо сесть, Семь, восемь – лень отбросим. IV. Работа над пройденным материалом. 1. Решение задачи № 6. Прочитайте задание. - Что предлагают сделать авторы? - Ваши варианты. Составим краткую запись. - Выделите главные слова. - Какой вопрос поставим? - Как обозначим в краткой записи? Тетрадь - ....р. Учебник - ? на ...р. дороже } ? р. 1) ... + ... = ...(р.) учебник 2) ... + ... = ...(р.) Ответ: ... рублей стоят тетрадь и учебник вместе. Задачу №7 предварительно записать кратко, выделив для записи слова «было», «израсходовали», «осталось». 1) 2 х 6 = 12(кг) израсходовали 2) 50 - 12 = 38(кг) Ответ: 38кг сахара осталось. V. Итоги урока. Учитель. Ребята, что нового мы сегодня узнали на уроке? VI. Домашнее задание. |