Четверг, 21.11.2024, 21:59Приветствую Вас Гость | RSS
Персональный сайт учителя начальных классов
 Ларкиной Светланы Николаевны
.
Меню сайта
Категории раздела
Математика. [22]
Русский язык. [10]
Литературное чтение. [30]
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Рабочие материалы.


Главная » Статьи » Поурочные планы 2;3;4 класс. » Математика.

Урок 22-26
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО. ТАБЛИЦА УМНОЖЕНИЯ.(С.31)
Цели: проверить усвоение таблиц умножения и деления с числами 2, 3, 4; закреплять умения решать простые задачи на умножение и деление; совершенствовать навыки нахождения периметра квадрата.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счёт.
Найдите сумму чисел 4 и 18
на сколько 43 меньше 81?
Найдите сумму чисел 27 и 72
на сколько 26 меньше 75?
Уменьшаемое 78,вычитаемое29.Найдите разность.
Первый множитель 3,второй - 9. Найдите произведение.
Найдите периметр квадрата,длина стороны которого 3см .
III. Работа над новым материалом.
№1 - выполняется в тетрадях. 
Эту таблицу можно продолжить,выполняя умножение на 5, 6. Она называется таблицей умножения Пифагора.
Пифагор - это великий философ,живший в VI веке до нашей эры. Жил Пифагор в Египте,Вавилоне,совершал путешествие в Индию,знакомился с достижениями науки этих стран. Потом он поселился на юге нынешней Италии,где основал пифагорейский союз - общество философов.
Философы пифагорейского союза много занимались наукой,особенно математикой. Ими создана таблица умножения, они разделили все числа на чётные и нечётные.
№2 - выполняется устно.
IV. Физкультминутка.
V. Работа над пройденным материалом.
1.Решение задачи.№3
Прочитайте условие задачи.
- Чем особенна эта задача?
-Как вы думаете,какой способ краткой записи удобнее?
- Что известно в задаче?
- Что значит 2 клетки?
- Что значит 20 метров?
- Что требуется узнать?
____________________________________________________________
расход на 1кл.              количество                расход на все кл.
          ?м                              2кл.                                20м
____________________________________________________________
одинаковый ?м                   5кл.                                   ?м
1) 20 : 2 = 10(м) идёт на 1 клетку
2) 10 х 5 = 50(м)
Ответ: 50 метров проволоки пойдёт на 5 клеток.
2. Решение примеров №5.
VI. Итог урока.
VII. Домашнее задание.          


 ЗАДАЧИ НА УВЕЛИЧЕНИЕ ЧИСЛА 
 В НЕСКОЛЬКО РАЗ БОЛЬШЕ ДАННОГО (с. 32)
Цели: познакомить учащихся с новым видом задач на увеличение числа в несколько раз; закреплять умение решать уравнения и находить значения выражений с переменной, а также вспомнить правила умножения чисел 1 и 0; совершенствовать навыки решения уравнений,вычисления числовых выражений.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счёт.
1. «Цепочка»:
42 : 6 + 5 : 4

2. Выполните действия и сравните:
3 · 8 – 20 : 4 ˜                 (3 · 8 – 20) : 4
(3 + 24) : 3 ˜                   3 + 24 : 3
12 : 6 · 2 ˜                      12 : (6 · 2)
36 : 9 + 3 · 2 ˜                (36 : 9 + 3) · 2
III. Работа над новым материалом.
Сначала надо раскрыть смысл выражения «в 2 (3, 4…) раза больше» с помощью наглядных пособий. Целесообразно выполнить ряд упражнений, подобных следующим:
1) Учитель. Положите слева 4 кружка, а справа 2 раза по 4 кружка. В таком случае говорят, что справа кружков в 2 раза больше, чем слева, потому что там 2 раза по столько кружков, сколько их слева; слева в 2 раза меньше, чем справа – там один раз 4 кружка.
2) Учитель. Положите слева 2 квадрата, а справа 3 раза по 2 квадрата. Что можно сказать о числе квадратов справа: их больше или меньше, чем слева?
Дети. Их в 3 раза больше, чем слева, а слева в 3 раза меньше, чем справа.
3) Учитель. Положите справа 3 треугольника, а слева в 4 раза больше. Что это значит?
Дети. По 3 треугольника взять 4 раза.
Учитель. Что можно сказать о числе треугольников справа: их больше или меньше, чем слева?
Дети. Их в 4 раза меньше.
После этого ученики рассматривают в учебнике рисунок (в самом верху) с кружками и читают объяснение.
Учитель. Как узнать, сколько синих кружков?
Ученик. Чтобы получить в 4 раза больше, чем 3, надо по 3 взять 4 раза или 3 умножить на 4, получится 12. Запишу: 3 · 4 = 12.
О т в е т: 12 кружков.
Для закрепления надо решить задачу № 1 под руководством учителя: после чтения задачи дети объясняют, что значит в 3 раза больше, выполняют рисунок. Учитель также показывает, как записать краткое условие задачи.

Зеленых – 5 м.
Красных – ?, в 3 раза больше
Далее выполняется решение. Выбор арифметического действия дети объясняют так: красных мячей было в 3 раза больше, чем зеленых, значит, их было 3 раза по 5, надо 5 умножить на 3.
5 · 3 = 15 (м.)
О т в е т: 15 красных мячей купили.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
А теперь насос включаем,
Воду из реки качаем.
Влево – раз, вправо – два,
Потекла ручьём вода.
Раз, два, три, четыре –
Хорошо мы потрудились.
(3 раза.)
(И. П. – стойка: ноги врозь; 1 – наклон влево, правая рука скользит вверх вдоль туловища (до подмышечной впадины); 2 – И. П.; 3 – наклон вправо, движение вверх левой рукой; 4 – И. П.)
IV. Работа над пройденным материалом.
1. Решение задачи №3(1).
Прочитайте условие задачи. Какие термины встретились в задаче?
Какой способ краткой записи удобный?
__________________________________________________________
Цена                            Количество                          Стоимость
    3р.                                   9т.                                            ?р.
3 х 9 = 27(р.)
Ответ: 27 рублей выручили за эти ручки. 
2. Перед выполнением задания № 5 желательно вспомнить с учащимися правила умножения с числами 1 и 0.
Если 1 умножить на любое число, то получится то число, на которое умножали.
При умножении 0 на любое число получится всегда 0.
После этого дети работают самостоятельно.
3.Задания № 4 и № 6 также не вызывают затруднений у учащихся, и потому они выполняются самостоятельно.
V. Итоги урока.
Учитель. Ребята, что нового мы сегодня узнали на уроке?
Учитель. Что повторяли на уроке?
Домашнее задание.

ЗАДАЧИ НА УВЕЛИЧЕНИЕ ЧИСЛА В НЕСКОЛЬКО РАЗ (с.33)
Цели: закрепить умение решать задачи на увеличение числа в несколько раз и сопоставить эти задачи с задачами на увеличение числа на несколько единиц; продолжить решение задач, связанных с вычислением периметра прямоугольника; закреплять изученные табличные случаи умножения и деления.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счёт.
Для закрепления знания рассмотренных таблиц умножения и деления включить соответствующие примеры, используя игры.
а) 51 уменьшите на 27
46 уменьшите на 9
на сколько 75 больше,чем 17?
Один карандаш стоит 5 рублей Купили 4 карандаша. Сколько денег заплатили?
в) Назовите числа от 4 до 30, которые делятся без остатка на 3, на 4.
г) Вычислите, применяя правила порядка выполнения арифметических действий:
(54 – 46) · 2 8 · 4 – 20 : 4
(15 + 6) : 3 4 · 7 + 36 : 9
40 : 10 · 8 28 : (7 – 3)
III. Повторение пройденного материала.
1. Решение задач. Задание № 1 (1, 2) предназначено для закрепления умения решать задачи на увеличение числа в несколько раз и для сопоставления этих задач с задачами на увеличение числа на несколько единиц. Задачи решаются с комментированием. Важно, чтобы в результате сравнения ученики сказали, что находя число, которое больше, чем данное, в 2 (3, 4, …) раза, выполняют умножение, а находя число, которое больше, чем данное, на 2 (3, 4, …) единицы, выполняют сложение. 
У Васи - 2 машинки
У Коли - ? в 3 раза больше
2 х 3 = 6(м.)
Ответ: 6 машинок у Коли.
У Вити - 2 машинки
У Миши - ? на 3 м. больше
2 + 3 = 5(м.)
Ответ : 5 машинок у Миши.
- Чем похожи задачи?  Чем отличаются задачи?
- Чем похожи решения задач?   Чем отличаются решения?
Делается обобщение: если говорится,что число больше во сколько-то раз, то оно находится действием умножения, а если число больше на несколько единиц, то оно находится действием сложения.
2. Для самостоятельной работы предложить задание № 2.
3. Сравнение выражений № 3.
IV. Итоги урока.
Учитель. Ребята, что закрепляли сегодня на уроке?
Домашнее задание.

ЗАДАЧИ НА УМЕНЬШЕНИЕ ЧИСЛА
 В НЕСКОЛЬКО РАЗ . (с. 34)
Цели: познакомить учащихся с новым видом задач на уменьшение числа в несколько раз; совершенствовать вычислительные навыки; проверить знания таблицы умножения и деления с числом 4; закрепить умения решать простые и составные задачи.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счёт.
1. Можно предложить арифметический диктант на знание таблицы умножения и деления на 4.
2. При выполнении задания № 3 ученики должны объяснить, верно ли каждое из данных равенств и неравенств: они могут вычислить и сравнить значения выражений или же выполнить рассуждение, например: 4 · 7 + 4 = 4 · 8, потому что в выражении 4 · 7 + 4 по 4 тоже взяли 8 раз (в этом случае для проверки выполняют вычисления).
4 · 7 + 4 = 4 · 8 35 – (5 + 7) < 30 36 : 4 < 36
3 · 8 + 3 < 3 · 9 48 + (14 – 12) = 50 27 : 3 < 10
3. Устно также выполнить задание «Какое число лишнее?». Ученики должны назвать лишним число 30, так как оно не делится на 4, а все другие числа делятся на 4.
  8    16    24     30     20     32     28

III. Работа над новым материалом.
Объяснение можно провести так: предложить детям положить слева 8 кружков, а справа в 4 раза меньше.
Ученики с помощью учителя рассуждают так: если справа в 4 раза меньше кружков, чем слева, то слева в 4 раза больше, чем справа, то есть 4 раза по столько кружков, сколько должно быть справа; значит, чтобы узнать, сколько будет кружков справа, надо 8 кружков разделить на 4 равные части и взять столько кружков, сколько их в одной части; справа надо положить 2 кружка.
Для закрепления решить задания № 1 (1) . 
Решается первая задача из упражнения. 
Дети объясняют " Чтобы получить треугольников в 3 раза меньше, чем кружков, надо 12 разделить на 3".
 Ученики делают вывод: число, которое меньше в 3 раза, чем данное, находят делением, а число, которое меньше, чем данное, на 3 единицы, находят вычитанием.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
Руки в стороны – в полёт
Отправляем самолёт.
Правое крыло – вперёд,
Левое крыло – вперёд.
Раз, два, три, четыре –
Полетел наш самолёт.
(И. П. – стойка: ноги врозь, руки в стороны; 1 – поворот вправо; 2 – И. П.; 3 – поворот влево; 4 – И. П.)
IV. Работа над пройденным материалом.
1. Решение уравнений № 4.
d х 7 = 14        х : 3 = 6          х + 5 = 15
d = 14 : 7         х = 6 х 3         х = 15 - 5
2. Решение задачи № 6.
Прочитайте условие задачи. 
- О чём говорится в задаче?
- Что надо узнать? 
Условие можно записать в таблицу.
__________________________________________________________
Масса 1 ящика                   Количество           Масса всех ящиков
         9кг                                   ?ящ.                         36кг
__________________________________________________________
36 : 9 = 4(ящ.)
Ответ: 4 ящика яблок привезли в буфет.  
V. Итоги урока.
Учитель. Ребята, что нового мы сегодня узнали на уроке?
Учитель. Что повторяли на уроке?
Домашнее задание.

 ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ 
НА УМЕНЬШЕНИЕ ЧИСЛА В НЕСКОЛЬКО РАЗ. (с. 35)
Цели: закрепить умения учащихся решать задачи изученных видов; совершенствовать вычислительные навыки.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счёт.
1. Сколько раз по 4 содержится в 12? в 28?
На сколько число 18 меньше, чем 40?
Арифметический диктант.
а) вычислите сколько будет, если взять 5 раз по 3
б) вычислите сколько всего составляют 7 четвёрок
в) сколько раз 4 содержится в 20?
г) 9 увеличьте в 3 раза
д) 60 уменьшите на 2
е) 28 уменьшите в 4 раза
ж) 9 увеличьте на 3.
з) В одном стручке 6 горошин. Сколько горошин в трёх стручках?
и) В одном мешке 18кг картофеля,а в другом в 2 раза меньше. Сколько кг картофеля в другом мешке?
III. Повторение пройденного материала.
1. Решение задач. Задачу № 1 (1) дети решают под руководством учителя: после чтения рассматривают рисунок, записывают краткое условие, объясняют выбор действия и записывают решение.
Гусей – 9 шт.
Уток – ?, в 3 раза м.
Учащиеся. Эта задача решается делением, так как уток в 3 раза меньше.
9 : 3 = 3 (шт.)
О т в е т: 3 утки.
Задачу № 1 (2) решают самостоятельно, после чего, как и на предыдущем уроке, сравнивают решение задач № 1 (1) и № 1 (2) и делают вывод: первая задача решалась делением, а вторая вычитанием.
Число, которое меньше в 3 раза, чем данное, находят делением, а число, которое меньше, чем данное на 3 единицы, находят вычитанием.
Белых - 5л.
Чёрных - ? на 3л. меньше
5 - 3 = 2(л.)
Ответ: 2 лебедя чёрных. 
2. Работа с отрезками.Прочитав задачу № 2 (1), ученики сначала находят длину второго отрезка (10 : 5 = 2), затем чертят оба отрезка.
Аналогично выполняется задача № 2 (2).
3. Для самостоятельной работы предложить решение примеров № 3.
IV. Итоги урока.
Учитель. Ребята, что закрепляли сегодня на уроке?
Домашнее задание.
Категория: Математика. | Добавил: учитель (25.07.2010)
Просмотров: 7765 | Теги: Урок 22-26 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
 
Форма входа

 
Друзья сайта
.
Rambler's Top100 Счетчик тИЦ и PR