ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО. ТАБЛИЦА УМНОЖЕНИЯ.(С.31) Цели: проверить усвоение таблиц умножения и деления с числами 2, 3, 4; закреплять умения решать простые задачи на умножение и деление; совершенствовать навыки нахождения периметра квадрата. Ход урока I. Организационный момент. II. Устный счёт. Найдите сумму чисел 4 и 18 на сколько 43 меньше 81? Найдите сумму чисел 27 и 72 на сколько 26 меньше 75? Уменьшаемое 78,вычитаемое29.Найдите разность. Первый множитель 3,второй - 9. Найдите произведение. Найдите периметр квадрата,длина стороны которого 3см . III. Работа над новым материалом. №1 - выполняется в тетрадях. Эту таблицу можно продолжить,выполняя умножение на 5, 6. Она называется таблицей умножения Пифагора. Пифагор - это великий философ,живший в VI веке до нашей эры. Жил Пифагор в Египте,Вавилоне,совершал путешествие в Индию,знакомился с достижениями науки этих стран. Потом он поселился на юге нынешней Италии,где основал пифагорейский союз - общество философов. Философы пифагорейского союза много занимались наукой,особенно математикой. Ими создана таблица умножения, они разделили все числа на чётные и нечётные. №2 - выполняется устно. IV. Физкультминутка. V. Работа над пройденным материалом. 1.Решение задачи.№3 Прочитайте условие задачи. - Чем особенна эта задача? -Как вы думаете,какой способ краткой записи удобнее? - Что известно в задаче? - Что значит 2 клетки? - Что значит 20 метров? - Что требуется узнать? ____________________________________________________________ расход на 1кл. количество расход на все кл. ?м 2кл. 20м ____________________________________________________________ одинаковый ?м 5кл. ?м 1) 20 : 2 = 10(м) идёт на 1 клетку 2) 10 х 5 = 50(м) Ответ: 50 метров проволоки пойдёт на 5 клеток. 2. Решение примеров №5. VI. Итог урока. VII. Домашнее задание.
ЗАДАЧИ НА УВЕЛИЧЕНИЕ ЧИСЛА В НЕСКОЛЬКО РАЗ БОЛЬШЕ ДАННОГО (с. 32) Цели: познакомить учащихся с новым видом задач на увеличение числа в несколько раз; закреплять умение решать уравнения и находить значения выражений с переменной, а также вспомнить правила умножения чисел 1 и 0; совершенствовать навыки решения уравнений,вычисления числовых выражений. Ход урока I. Организационный момент. II. Устный счёт. 1. «Цепочка»: 42 : 6 + 5 : 4
2. Выполните действия и сравните: 3 · 8 – 20 : 4 (3 · 8 – 20) : 4 (3 + 24) : 3 3 + 24 : 3 12 : 6 · 2 12 : (6 · 2) 36 : 9 + 3 · 2 (36 : 9 + 3) · 2 III. Работа над новым материалом. Сначала надо раскрыть смысл выражения «в 2 (3, 4…) раза больше» с помощью наглядных пособий. Целесообразно выполнить ряд упражнений, подобных следующим: 1) Учитель. Положите слева 4 кружка, а справа 2 раза по 4 кружка. В таком случае говорят, что справа кружков в 2 раза больше, чем слева, потому что там 2 раза по столько кружков, сколько их слева; слева в 2 раза меньше, чем справа – там один раз 4 кружка. 2) Учитель. Положите слева 2 квадрата, а справа 3 раза по 2 квадрата. Что можно сказать о числе квадратов справа: их больше или меньше, чем слева? Дети. Их в 3 раза больше, чем слева, а слева в 3 раза меньше, чем справа. 3) Учитель. Положите справа 3 треугольника, а слева в 4 раза больше. Что это значит? Дети. По 3 треугольника взять 4 раза. Учитель. Что можно сказать о числе треугольников справа: их больше или меньше, чем слева? Дети. Их в 4 раза меньше. После этого ученики рассматривают в учебнике рисунок (в самом верху) с кружками и читают объяснение. Учитель. Как узнать, сколько синих кружков? Ученик. Чтобы получить в 4 раза больше, чем 3, надо по 3 взять 4 раза или 3 умножить на 4, получится 12. Запишу: 3 · 4 = 12. О т в е т: 12 кружков. Для закрепления надо решить задачу № 1 под руководством учителя: после чтения задачи дети объясняют, что значит в 3 раза больше, выполняют рисунок. Учитель также показывает, как записать краткое условие задачи.
Зеленых – 5 м. Красных – ?, в 3 раза больше Далее выполняется решение. Выбор арифметического действия дети объясняют так: красных мячей было в 3 раза больше, чем зеленых, значит, их было 3 раза по 5, надо 5 умножить на 3. 5 · 3 = 15 (м.) О т в е т: 15 красных мячей купили. Ф и з к у л ь т м и н у т к а А теперь насос включаем, Воду из реки качаем. Влево – раз, вправо – два, Потекла ручьём вода. Раз, два, три, четыре – Хорошо мы потрудились. (3 раза.) (И. П. – стойка: ноги врозь; 1 – наклон влево, правая рука скользит вверх вдоль туловища (до подмышечной впадины); 2 – И. П.; 3 – наклон вправо, движение вверх левой рукой; 4 – И. П.) IV. Работа над пройденным материалом. 1. Решение задачи №3(1). Прочитайте условие задачи. Какие термины встретились в задаче? Какой способ краткой записи удобный? __________________________________________________________ Цена Количество Стоимость 3р. 9т. ?р. 3 х 9 = 27(р.) Ответ: 27 рублей выручили за эти ручки. 2. Перед выполнением задания № 5 желательно вспомнить с учащимися правила умножения с числами 1 и 0. Если 1 умножить на любое число, то получится то число, на которое умножали. При умножении 0 на любое число получится всегда 0. После этого дети работают самостоятельно. 3.Задания № 4 и № 6 также не вызывают затруднений у учащихся, и потому они выполняются самостоятельно. V. Итоги урока. Учитель. Ребята, что нового мы сегодня узнали на уроке? Учитель. Что повторяли на уроке? Домашнее задание.
ЗАДАЧИ НА УВЕЛИЧЕНИЕ ЧИСЛА В НЕСКОЛЬКО РАЗ (с.33) Цели: закрепить умение решать задачи на увеличение числа в несколько раз и сопоставить эти задачи с задачами на увеличение числа на несколько единиц; продолжить решение задач, связанных с вычислением периметра прямоугольника; закреплять изученные табличные случаи умножения и деления. Ход урока I. Организационный момент. II. Устный счёт. Для закрепления знания рассмотренных таблиц умножения и деления включить соответствующие примеры, используя игры. а) 51 уменьшите на 27 46 уменьшите на 9 на сколько 75 больше,чем 17? Один карандаш стоит 5 рублей Купили 4 карандаша. Сколько денег заплатили? в) Назовите числа от 4 до 30, которые делятся без остатка на 3, на 4. г) Вычислите, применяя правила порядка выполнения арифметических действий: (54 – 46) · 2 8 · 4 – 20 : 4 (15 + 6) : 3 4 · 7 + 36 : 9 40 : 10 · 8 28 : (7 – 3) III. Повторение пройденного материала. 1. Решение задач. Задание № 1 (1, 2) предназначено для закрепления умения решать задачи на увеличение числа в несколько раз и для сопоставления этих задач с задачами на увеличение числа на несколько единиц. Задачи решаются с комментированием. Важно, чтобы в результате сравнения ученики сказали, что находя число, которое больше, чем данное, в 2 (3, 4, …) раза, выполняют умножение, а находя число, которое больше, чем данное, на 2 (3, 4, …) единицы, выполняют сложение. У Васи - 2 машинки У Коли - ? в 3 раза больше 2 х 3 = 6(м.) Ответ: 6 машинок у Коли. У Вити - 2 машинки У Миши - ? на 3 м. больше 2 + 3 = 5(м.) Ответ : 5 машинок у Миши. - Чем похожи задачи? Чем отличаются задачи? - Чем похожи решения задач? Чем отличаются решения? Делается обобщение: если говорится,что число больше во сколько-то раз, то оно находится действием умножения, а если число больше на несколько единиц, то оно находится действием сложения. 2. Для самостоятельной работы предложить задание № 2. 3. Сравнение выражений № 3. IV. Итоги урока. Учитель. Ребята, что закрепляли сегодня на уроке? Домашнее задание.
ЗАДАЧИ НА УМЕНЬШЕНИЕ ЧИСЛА В НЕСКОЛЬКО РАЗ . (с. 34) Цели: познакомить учащихся с новым видом задач на уменьшение числа в несколько раз; совершенствовать вычислительные навыки; проверить знания таблицы умножения и деления с числом 4; закрепить умения решать простые и составные задачи. Ход урока I. Организационный момент. II. Устный счёт. 1. Можно предложить арифметический диктант на знание таблицы умножения и деления на 4. 2. При выполнении задания № 3 ученики должны объяснить, верно ли каждое из данных равенств и неравенств: они могут вычислить и сравнить значения выражений или же выполнить рассуждение, например: 4 · 7 + 4 = 4 · 8, потому что в выражении 4 · 7 + 4 по 4 тоже взяли 8 раз (в этом случае для проверки выполняют вычисления). 4 · 7 + 4 = 4 · 8 35 – (5 + 7) < 30 36 : 4 < 36 3 · 8 + 3 < 3 · 9 48 + (14 – 12) = 50 27 : 3 < 10 3. Устно также выполнить задание «Какое число лишнее?». Ученики должны назвать лишним число 30, так как оно не делится на 4, а все другие числа делятся на 4. 8 16 24 30 20 32 28
III. Работа над новым материалом. Объяснение можно провести так: предложить детям положить слева 8 кружков, а справа в 4 раза меньше. Ученики с помощью учителя рассуждают так: если справа в 4 раза меньше кружков, чем слева, то слева в 4 раза больше, чем справа, то есть 4 раза по столько кружков, сколько должно быть справа; значит, чтобы узнать, сколько будет кружков справа, надо 8 кружков разделить на 4 равные части и взять столько кружков, сколько их в одной части; справа надо положить 2 кружка. Для закрепления решить задания № 1 (1) . Решается первая задача из упражнения. Дети объясняют " Чтобы получить треугольников в 3 раза меньше, чем кружков, надо 12 разделить на 3". Ученики делают вывод: число, которое меньше в 3 раза, чем данное, находят делением, а число, которое меньше, чем данное, на 3 единицы, находят вычитанием. Ф и з к у л ь т м и н у т к а Руки в стороны – в полёт Отправляем самолёт. Правое крыло – вперёд, Левое крыло – вперёд. Раз, два, три, четыре – Полетел наш самолёт. (И. П. – стойка: ноги врозь, руки в стороны; 1 – поворот вправо; 2 – И. П.; 3 – поворот влево; 4 – И. П.) IV. Работа над пройденным материалом. 1. Решение уравнений № 4. d х 7 = 14 х : 3 = 6 х + 5 = 15 d = 14 : 7 х = 6 х 3 х = 15 - 5 2. Решение задачи № 6. Прочитайте условие задачи. - О чём говорится в задаче? - Что надо узнать? Условие можно записать в таблицу. __________________________________________________________ Масса 1 ящика Количество Масса всех ящиков 9кг ?ящ. 36кг __________________________________________________________ 36 : 9 = 4(ящ.) Ответ: 4 ящика яблок привезли в буфет. V. Итоги урока. Учитель. Ребята, что нового мы сегодня узнали на уроке? Учитель. Что повторяли на уроке? Домашнее задание.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ НА УМЕНЬШЕНИЕ ЧИСЛА В НЕСКОЛЬКО РАЗ. (с. 35) Цели: закрепить умения учащихся решать задачи изученных видов; совершенствовать вычислительные навыки. Ход урока I. Организационный момент. II. Устный счёт. 1. Сколько раз по 4 содержится в 12? в 28? На сколько число 18 меньше, чем 40? Арифметический диктант. а) вычислите сколько будет, если взять 5 раз по 3 б) вычислите сколько всего составляют 7 четвёрок в) сколько раз 4 содержится в 20? г) 9 увеличьте в 3 раза д) 60 уменьшите на 2 е) 28 уменьшите в 4 раза ж) 9 увеличьте на 3. з) В одном стручке 6 горошин. Сколько горошин в трёх стручках? и) В одном мешке 18кг картофеля,а в другом в 2 раза меньше. Сколько кг картофеля в другом мешке? III. Повторение пройденного материала. 1. Решение задач. Задачу № 1 (1) дети решают под руководством учителя: после чтения рассматривают рисунок, записывают краткое условие, объясняют выбор действия и записывают решение. Гусей – 9 шт. Уток – ?, в 3 раза м. Учащиеся. Эта задача решается делением, так как уток в 3 раза меньше. 9 : 3 = 3 (шт.) О т в е т: 3 утки. Задачу № 1 (2) решают самостоятельно, после чего, как и на предыдущем уроке, сравнивают решение задач № 1 (1) и № 1 (2) и делают вывод: первая задача решалась делением, а вторая вычитанием. Число, которое меньше в 3 раза, чем данное, находят делением, а число, которое меньше, чем данное на 3 единицы, находят вычитанием. Белых - 5л. Чёрных - ? на 3л. меньше 5 - 3 = 2(л.) Ответ: 2 лебедя чёрных. 2. Работа с отрезками.Прочитав задачу № 2 (1), ученики сначала находят длину второго отрезка (10 : 5 = 2), затем чертят оба отрезка. Аналогично выполняется задача № 2 (2). 3. Для самостоятельной работы предложить решение примеров № 3. IV. Итоги урока. Учитель. Ребята, что закрепляли сегодня на уроке? Домашнее задание. |