Умножение. Задачи на умножение.(с. 16) Цели: повторить смысл действия умножения; закреплять умение заменять сумму одинаковых слагаемых умножением, решать задачи на нахождение произведения; повторить нахождение значений выражений с переменной, решение уравнений; развивать навыки устного счёта,умения преобразовывать единицы. Ход урока I. Организационный момент. Гриб помножим на сосну. Лист помножим на весну, Тёплый ветер - на зерно, Землянику - на звено. II. Сообщение темы и целей урока. Я - знак умножения Для облегчения сложения. Предлагаю всем ребятам Для начала посчитать. III. Устный счёт. 1. 35 + 4 78 - 54 3 х 4 8 : 2 14 + 7 100 - 37 2 х 4 65 + 14 90 - 67 2. Сравните: 4 дм 1 см … 4 дм 8 см 2 дм 6 см … 26 см 7 дм 5 см … 8 дм 1 см 8 дм … 18 см 3.На этаже 3 квартиры. Сколько квартир на 4 этажах? На двух полках 25 книг. На верхней полке 16 книг. Сколько книг на нижней полке? IV. Работа над новым материалом. 1. № 1с.16 Составьте условие задачи,чтобы она решелась действием умножения. В одном гнезде 2 птенца. Сколько птенцов в 4 гнездах? - Повторите вопрос задачи. - По сколько птенцов в гнезде? -Сколько гнёзд? - Какое решение задачи? 2 х 4 = 8(пт.) Ответ: 8 птенцов в 4 гнёздах. Ф и з к у л ь т м и н у т к а А теперь насос включаем, Воду из реки качаем. Влево – раз, вправо – два, Потекла ручьём вода. Раз, два, три, четыре – Хорошо мы потрудились. (3 раза.) V. Работа над пройденным материалом. 1. Решение задач. №2 Прочитайте задачу. Повторите условие. Что надо найти в задаче? 1такси - 4п. 3 такси - ?п. 4 х 3 = 12(п.) Ответ: 12 пассажиров могут взять 3 машины. 2. Сравнение выражений № 4. Один ученик отвечает у доски,остальные в тетрадях. 3. Самостоятельная работа №6(по вариантам). V. Итоги урока. Учитель. Ребята, над чем работали сегодня на уроке? Учитель. Какие задания на уроке вам понравились? Какие – не очень? Домашнее задание.
СВЯЗЬ МЕЖДУ КОМПОНЕНТАМИ И РЕЗУЛЬТАТОМ УМНОЖЕНИЯ (с. 17) Цели: уточнить и закрепить знания детей о связи между компонентами и результатом умножения; продолжать работу по закреплению умения решать простые задачи на умножение ; совершенствовать навыки решения уравнений и примеров; развивать творческое мышление. Ход урока I. Организационный момент. Живут множители дружно, И об этом знать нам нужно. Если вдруг исчезнет кто-то, Друг поможет отыскать. Это правило,ребята,надо всем Конечно,знать! II. Устный счёт. 1. Найдите лишние числа: а) 90, 20, 25, 50, 70; б) 42, 24, 48, 45, 49; в) 76, 32, 18, 4, 27. 2. Сравните: 27 … 29 5 дм … 50 см 76 … 56 3 дм 2 см … 2 дм 3 см 94 … 49 7 дм 4 см … 48 см 3.Счёт "цепочкой". 5 + 9 - 8 + 9 - 6 + 7 - 4 75 - 25 + 16 - 40 + 14 - 33 III. Работа над новым материалом. Для разъяснения взаимосвязи между множителями и произведением учитель записывает на доске пример на умножение: 7 · 4. Дети читают этот пример с использованием терминов «первый множитель», «второй множитель», вычисляют с помощью сложения произведение. Учитель записывает ответ, названия компонентов и результата. 1-й множитель 2-й множитель Произведение 7 · 4 = 28 28 : 7 = 4 28 : 4 = 7 Выясняя, как получены второй и третий примеры из первого, дети приходят к выводу, что, разделив произведение (28) на первый множитель (7), получили второй множитель (4), а разделив произведение (28) на второй множитель (4), получили первый множитель (7). Учитель. Ребята, посмотрите на запись второго примера. Как его получили из первого? Дети. Произведение 28 разделили на первый множитель 7 и получили второй множитель 4. Учитель. А как получили третий пример из первого? Дети. Произведение 28 разделили на второй множитель 4 и получили первый множитель 7. Затем аналогичная работа проводится по рисункам и записям, данным вверху на с. 27 учебника. При этом полезно попросить объяснить записи с использованием данных в учебнике рисунков. 2 · 5 = 10 3 · 4 = 12 10 : 2 = 5 12 : 3 = 4 10 : 5 = 2 12 : 4 = 3
Если произведение двух множителей разделить на один из них, то получится другой множитель. Затем выполняют с пояснением задание № 1. При выполнении этого упражнения надо объяснить, как можно решить нижний пример на деление, опираясь на решение примера на умножение, записанного над ним. Ф и з к у л ь т м и н у т к а Мы становимся всё выше, Достаём руками крыши. На два счёта – поднялись, Три, четыре – руки вниз. IV. Работа над пройденным материалом. 1. Решение задач. №5. Прочитайте условие задачи. - О чём говорится в задаче? - В каких ёмкостях была вода? - Выберем главные слова для краткой записи. Бочка - 50л Ведро - ? на 40л меньше Банка - ? на 8л меньше - Сколько воды в бочке? - А в ведре? - Что об этом сказано в условие? - Что значит на 40л меньше? - Сколько литров в банке? - Что сказано о воде в банке? 1) 50 - 40 = 10(л) в ведре 2) 10 - 8 = 2(л) Ответ: 2 литра воды в банке. 2. Работа над геометрическим материалом. №8 Дети чертят ломаную из трёх звеньев и находят длину ломаной. 2 х 3 = 6(см) 3. Для самостоятельной работы учащимся предлагаются задания № 3, № 6, № 7. V. Итоги урока. Учитель. Ребята, что нового узнали сегодня на уроке? Учитель. Какую же связь мы установили? Учитель. Что ещё повторяли на уроке? Домашнее задание. ЧЕТНЫЕ И НЕЧЕТНЫЕ ЧИСЛА (с. 18) Цели: ввести понятия «чётные» и «нечётные числа»; научить определять чётное число или нечётное; закрепить знание таблиц умножения и деления с числом 2; совершенствовать вычислительные навыки и умения решать текстовые задачи; развивать математическую смекалку и творческое мышление. Ход урока I. Организационный момент. Ну-ка, юный мой дружок, Ты готов начать урок? Всё в порядке на столе? Есть порядок в голове? II. Сообщение темы и целей урока. У цифры " два" есть свой секрет Она гордится этим. А Знайка знает тот секрет, О нём расскажет детям. III. Устный счёт. 1. Коля разделил 12 орехов поровну - себе и двум своим друзьям. Сколько орехов получил каждый? От мотка проволоки отрезали 8м, и в нём осталось 7м . Сколько метров проволоки было в мотке? 2. 1 + 7 + 15 + 24 2 + 8 + 16 + 25 3 + 9 + 17 + 26
IV. Работа над новым материалом. Прежде чем ввести термины «чётные числа» и «нечётные числа», надо практически показать, что не всегда одно число делится на другое. Так, выполняя задание № 1 (1), ученики по рисунку проверяют ответ на вопрос задачи, подсчитав, что брали 4 раза по 2 куска сахара и остался 1 кусок. Задание № 1 (2 и 3) ученики выполняют с помощью рисунка в учебнике, после чего заключают, что числа 6, 8 и 10 делятся на 2, а другие из данных чисел не делятся. Учитель объясняет: – Числа, которые делятся на 2, называются чётными, а которые не делятся на 2, – нечётными. Ученики читают еще раз правило по учебнику. После этого самостоятельно выполняют задание № 2 с последующей проверкой в классе. Затем учащиеся разбирают задание № 3 (1 и 2) и приходят к выводу, что при умножении и чётных, и нечётных чисел на число 2 в результате получаются чётные числа. Ф и з к у л ь т м и н у т к а Мы становимся всё выше, Достаём руками крыши. На два счёта – поднялись, Три, четыре – руки вниз. V. Работа над пройденным материалом. 1. Решение задач. №4 Прочитайте условие задачи. 1ящик - 6кг 3ящика - ?кг 6 х 3 = 18(кг) Ответ: всего 18кг огурцов привезли в школьный буфет. 2. Решение примеров №6 VI. Итоги урока. Учитель. Ребята, что нового вы узнали на уроке? Учитель. Какие числа называются чётными? Учитель. Какие числа называются нечётными. Учитель. Что повторяли мы сегодня на уроке? Домашнее задание.
|