Воскресенье, 28.05.2017, 08:14Приветствую Вас Гость | RSS
Персональный сайт учителя начальных классов
 Ларкиной Светланы Николаевны
.
Меню сайта
Категории раздела
Математика. [22]
Русский язык. [10]
Литературное чтение. [30]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Рабочие материалы.


Главная » Статьи » Поурочные планы 2;3;4 класс. » Математика.

Матеатика 4 класс. Урок 1-4.

У р о к 1
Счет предметов. Разряды.(стр.4-5)

Цели: повторить чтение и запись чисел в пределах 1000; название разрядов, вспомнить названия чисел при сложении и вычитании, связь между результатами и компонентами этих действий, приемы устного сложения и вычитания; закрепить умение решать простые и составные задачи.

О б о р у д о в а н и е: предметный абак с названием разрядов.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Устный счет.

Учитель. Как называются компоненты при сложении?

Дети. 1-е слагаемое, 2-е слагаемое, сумма.

Учитель. Как найти неизвестное слагаемое?

Дети. Надо из суммы вычесть известное слагаемое.

Учитель. Как называются компоненты при вычитании?

Дети. Уменьшаемое, вычитаемое, разность.

Учитель. Как найти уменьшаемое?

Дети. Надо разность и вычитаемое сложить.

Учитель. Как найти вычитаемое?

Дети. Надо из уменьшаемого вычесть разность.

слагаемое

180


40


уменьшаемое

270


40

слагаемое

230

70



вычитаемое

30

500


сумма


430

120


разность


20

25

2. Заполнить ребусы.

3 + 6 = 42

47 + 1 = 3

3. Найдите закономерность и продолжи ряды чисел.

а) 17, 27, 37, 47, …, …, …

б) 19, 28, 37, 46, …, …, …

в) 12, 21, 34, 43, …, …, …

4. Решение задач.

Дети читают задачу 5, решают ее устно и составляют к ней 2 обратные задачи, которые тоже решают устно.

III. Повторение пройденного.

Повторение нумерации трехзначных чисел.

Учитель разбирает вместе с детьми вводную статью в учебнике вверху на с. 4. Потом просит посчитать сотнями от 100 до 1000 в прямом и обратном порядке.

Учитель выставляет у доски абак с кармашками и задает вопросы.


Учитель. На каком месте, считая справа налево, пишут единицы, десятки, сотни?

Как называются разряды?

Дети. Единицы – это единицы I разряда. Десятки – II разряда, а сотни – III разряда.

Учитель. Я сейчас поставлю в абак карточки с цифрами, а вы прочитаете, какие числа получились, и назовете, сколько в каждом отдельно сотен, десятков и единиц.

Учитель ставит числа: 600, 720, 602, 325, 871.

Учитель. С помощью цифр 4, 5, 6 запишите на абаке 6 различных трехзначных числе. Условие: цифра не должна повторяться в одном числе два раза.

Дети. 456, 465, 546, 564,645, 654

После этого учащиеся с комментированием выполняют задания из учебника № 1, 2(письменно), 3.

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

IV. Решение задач.

Задачу 6 один учащийся решает с комментированием у доски.

Мише — 10 лет

Дедушке - ? в 6 раз больше, чем Мише.

Бабушке - ? на 4 года моложе, чем дедушка

1) 10 · 6 = 60 (лет) – дедушке

2) 60 – 4 = 56 (лет)

О т в е т: 56 лет бабушке.

Комментирование учащихся может быть таким:

Задача составная. Прежде чем найти возраст бабушки, надо узнать, сколько лет дедушке. Для этого надо 10 умножить на 6, а затем из полученного результата вычесть 4.

Задачу 8 учитель тоже разбирает с детьми коллективно. Сначала совместно записывается условие, а потом один ученик решает эту задачу у доски с комментированием одним способом, а потом выходит к доске второй ученик, который решает эту задачу другим способом.

Было – 180 с.

Прочитал – 52 с. и 28 с.

Осталось – ? с.

I способ: 1) 180 – 52 = 128 (с.) – осталось прочитать после первого дня

2) 128 – 28 = 100 (с.)

II способ: 1) 52 + 28 = 80 (с.) – прочитал

2) 180 – 80 = 100 (с.)

О т в е т: 100 страниц осталось прочитать.

V. Решение примеров.

Примеры № 4 можно предложить детям решить самостоятельно.

VI. Итог урока.

Учитель. Ребята, что повторяли сегодня на уроке?

Дети. На уроке мы повторяли нумерацию чисел в пределах 1000, решение примеров. Вспомнили также решение задач несколькими способами и составление обратных задач к данной задаче.

Домашнее задание: стр. 5 № 7.

У р о к 2
Порядок выполнения действий(стр.6)

Цели: повторить порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок; совершенствовать навык решения задач и примеров.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Устный счёт.

1. Арифметический диктант.

Учитель читает задачу, а учащиеся записывают решение этой задачи выражением.

а) В одном ведре 8 л воды, а в другом – на 2 л меньше. Сколько воды во втором ведре? (8 – 2 = 6).

б) В одном ведре 8 л воды, а в другом на 2 л больше. Сколько воды в двух ведрах? ((8 + 2) + 8 = 18).

в) В ведре было 12 л воды. Из него отлили сначала 2 л, а потом еще 4 л. Сколько литров воды осталось в ведре? (12 – 2 – 4 = 6).

г) Из ведра отлили 4 л воды, а потом еще 3 л. После этого в нем осталось 2 л. Сколько воды было в ведре вначале? 

( 4 + 3 + 2 = 9).

д) В одном ведре было 10 л воды, а в другом 8 л. Из них на поливку взяли 6 л. Сколько воды осталось в ведрах? 

((10 + 8) – 6 = 12).

Проводится проверка записанных решений задач.

III. Повторение порядка действий в выражениях.

Учитель. Ребята, найдите значение выражений.

Запись на доске: (8 – 3) + 4 и 8 – (3 + 4).

Дети. Ответы: 9 и 1.

Учитель. Что общего в этих выражениях?

Дети. В этих выражениях используются одни и те же числа и арифметические действия. Есть скобки.

Учитель. А есть какое-то отличие?

Дети. Да. Получились разные ответы.

Учитель. А почему получились разные ответы?

Дети. Потому что в первом и во втором выражениях по-разному поставлены скобки. А порядок действий в выражениях зависит от скобок.

Учитель. Верно. Вот сегодня на уроке мы с вами и будем повторять порядок действий в выражениях. Откройте учебник на с. 6. Прочитаем вводную статью.

Затем учащиеся открывают с. 103 и читают там правила о порядке выполнения действий в выражениях. После этого для закрепления учащиеся решают с комментированием примеры на с. 6, № 10.

З а д а н и е 10.

Комментирование детей может быть следующим.

Дети. 320 : (60 – 52) · 6. В этом выражении есть скобки. Значит, первое действие надо выполнять в скобках, а затем по порядку слева направо: деление, а потом умножение. 60 – 52 = 8, 320 : 8 = 40 и 40 · 6 = 240.

Дети. 230 + (170 + 40 : 2). В этом выражении есть скобки. Значит, первое действие надо выполнять в скобках. Но в скобках два действия: сложение и деление. По правилу сначала надо выполнить деление, а потом сложение:

40 : 2 = 20, 170 + 20 = 190 и 230 + 190 = 420.

Аналогично дети объясняют решение еще 2 примеров.

Для закрепления учащиеся выполняют задание 11 с комментированием.

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

IV. Решение задач.

Задачу 12 учащиеся решают самостоятельно после совместной записи условия.

Было -50р.

И ещё -8 монет по 5р.

Всего -? р.

1) 5 · 8 = 40 (р.) – составляют 8 монет

2) 50 + 40 = 90 (р.)

О т в е т: 90 рублей всего.

На этом уроке учащиеся повторяют решение задач на приведение к единице. Дети читают задачу 13. После этого один учащийся идет делать эту задачу с комментированием у доски.

В 1 вагоне

Кол-во вагонов

Всего мест

одинаково

2 в.

120 м.


7 в.

? м.

1) 120 : 2 = 60 (м.) – в 1 вагоне

2) 60 · 7 = 420 (м.)

Ответ: 420 мест в 7 вагонах.

V. Итог урока.

Учитель. Ребята, что повторяли сегодня на уроке?

Дети. Сегодня мы повторяли и закрепляли порядок действий в выражениях со скобками и без, решали задачи и цепочки примеров.

Домашнее задание: стр.6 №11

У р о к 3
Сложение и вычитание(стр.7)

Цели: повторить письменные приемы сложения и вычитания трехзначных чисел, правила сложения и вычитания с нулем; закреплять вычитательные навыки и умения решать задачи и уравнения; продолжать закреплять нумерацию трехзначных чисел.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Устный счёт.

1. Повторение нумерации трехзначных чисел.

1) Что обозначает каждая цифра в записи чисел: 206, 800, 530, 765, 381?

2) Что обозначает цифра 5 в записи каждого из чисел: 573, 59, 405, 555, 950?

3) Сколько всего цифр и сколько различных цифр использовано при записи каждого числа: 63, 66, 636, 33, 800, 1000?

4) Вставьте недостающие цифры:

 7 > 785 80 > 50

4 < 434 645 < 4

2.

Перед тем как сказать ответ, учащиеся должны сказать, какой компонент неизвестен и как его найти.

Слагаемое

170


90


Уменьшаемое

410


700

Слагаемое

230

40



Вычитаемое

70

90


Сумма


330

160


Разность


220

50

3. Решение задач.

Задачу 17 учащиеся решают устно. Дано условие задачи и выражения. Надо узнать, что обозначает каждое выражение.

Дети. 250 : 5 – этим выражением мы узнаем, сколько пакетиков с семенами астр заготовил садовод.

240 : 8 – этим выражением мы узнаем, сколько пакетиков в семенами гвоздик заготовил садовод.

250 : 5 + 240 : 8 – этим выражением мы узнаем, сколько всего пакетиков семян было заготовлено.

III. Повторение примеров на сложение и вычитание.

Учитель. Ребята, сегодня наш урок посвящен действиям сложения и вычитания. Сначала давайте обратимся к заданию 15 и вспомним правила сложения и вычитания с нулем.

Дети. Если к любому числу прибавить ноль, то получится то же самое число.


Если из любого числа вычесть ноль, то получится то же самое число.


Если у числа вычесть то же самое число, то получится ноль.


После повторения правил учащиеся устно решают уравнения из задания 15.

Учитель. Молодцы. А теперь вспомним сложение и вычитание столбиком. Посмотрите задание 16. Эти примеры будем решать столбиком с комментированием у доски и с проверкой.


Дети. Записываю сотни под сотнями, десятки под десятками, единицы под единицами. Складываю единицы 3 + 9 = 12. Два пишу под единицами, а один десяток запоминаю. Складываю десятки 0 + 6 = 6, да еще 1 десяток, который запомнил, получается 7. Пишу под десятками. Складываю сотни 8 + 1 = 9. Пишу под сотнями 9. Читаю ответ: 972. Выполняю проверку.


Аналогично решаются и другие примеры на сложение и вычитание.

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

IV. Решение задач.

Перед решением задачи 18 учащиеся совместно с учителем должны поставить вопрос к задаче: «Сколько ребят отдыхало в летнем лагере в августе?».

В июне - 220ч.

В июле - 180ч. 700ч.

В августе - ?ч.

1) 220 + 180 =...(ч.) в июне и июле

2) 700 - ... = ...(ч.)

Ответ: ...человек отдыхало в летнем лагере в августе.

Затем учащиеся решают задачу самостоятельно. Учитель оказывает индивидуальную помощь тем учащимся, кто в ней нуждается.

V. Решение уравнений.

Уравнения из задания 19 дети решают самостоятельно с последующей проверкой.

180 - х = 100 х - 17 = 40 х + 24 = 50

х = 180 - 100 х = 40 + 17 х = 50 - 24

х =80 х = 57 х = 26

VI. Итог урока.

Учитель. Ребята, что повторяли сегодня на уроке?

Дети. На уроке мы закрепляли нумерацию трехзначных чисел, повторяли сложение и вычитание трехзначных чисел столбиком, решали задачи и уравнения.

Домашнее задание: стр. 7 № 20.

У р о к 4
нахождение суммы нескольких слагаемых(стр.8)

Цели: познакомить учащихся с разными способами нахождения суммы нескольких слагаемых; закрепить навыки устных и письменных вычислений, знание порядка действий в выражениях и умение решать задачи.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Устный счёт.

1. Заполните таблицы.

k

170


90


c

410


700

a

230

40



b

70

90


k + a


330

160


c – b


220

50

2. Поставьте, где надо, скобки так, чтобы получилось верное равенство.

40 – 9 – 6 = 37 50 – 9 + 4 – 25 = 12

8 + 7 – 9 = 6 16 + 20 – 14 – 9 = 31

III. Работа над новым материалом.

Учитель записывает на доске пример: 312 + 108 + 479.

Учитель. При письменном сложении нескольких слагаемых, как и при сложении двух слагаемых, подписывают каждое слагаемое одно под другим: единицы под единицами, десятки под десятками и т. д. – и складывают числа поразрядно. Как можно использовать этот способ при письменном сложении нескольких слагаемых?

Дети. Сначала можно найти сумму двух первых слагаемых, а затем к полученной сумме прибавить третье слагаемое.

На доске появляется запись:


Учитель. Но можно также сложить три слагаемых одновременно.

На доске появляется запись:


Учитель обращает внимание детей на то, что при такой записи знак «+» пишется только один раз. Вызванный к доске ученик с подробным объяснением выполняет сложение.

Ответ полезно сравнить с результатом, полученным при решении первым способом.

Для закрепления дети решают с комментированием у доски задание 21. При этом следует обратить снимание на то, что проверка вычислений предполагает перестановку слагаемых.

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

IV. Работа над пройденным материалом.

1. Работа над геометрическим материалом.

Задание 22 учащиеся выполняют совместно с учителем. Сначала дети должны определить и назвать по чертежу на полях учебника виды углов.

Прямые углы: Е, К.

Острые углы: М, Д.

Тупые углы: С, В.

После этого измеряют длину каждого звена ломаной в миллиметрах и вычисляют ее длину.

14 + 16 + 16 + 25 + 20 + 20 + 27 = 138 (мм)

О т в е т: 13 см 8 мм – длина ломаной.

2. Решение задач.

Задачу 23 учитель может предложить решить самостоятельно по вариантам:

I вариант отвечает на вопрос: «Сколько литров воды входит в 2 ведра?»;

II вариант отвечает на вопрос: «Сколько литров воды входит в 5 ведер?».

В 1 ведро

Кол-во в.

Всего л.

одинаково

12 в.

96 л


2 в.

? л


5 в.

? л

1) 96 : 12 = 8 (л) – в 1 ведре

2) 8 · 2 = 16 (л) – в 2 ведрах

3) 8 · 5 = 40 (л) – в 5 ведрах

О т в е т: 16 л в 2 ведрах, 40 л в 5 ведрах.

3. Решение примеров.

Задание 25 (1) можно предложить учащимся решить самостоятельно.

V. Итоги урока.

Учитель. Ребята, что нового узнали на уроке?

Дети. Мы учились складывать в столбик сразу несколько слагаемых.

Учитель. Что повторяли на уроке?

Дети. На уроке мы повторяли решение задач и примеров, вспомнили, как найти длину ломаной.

Домашнее задание: стр. 8 № 24, 25 (2,3 столбики)


Категория: Математика. | Добавил: учитель (05.07.2011)
Просмотров: 22695 | Комментарии: 1 | Теги: Математика. Урок 1-4. 4 класс. | Рейтинг: 4.0/6
Всего комментариев: 1
1  
Уважаемая Светлана Николаевна! Спасибо Вам большое за Ваш титанический труд!!! Здоровья Вам и бодрости на много-много лет!!!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
 
Форма входа

 
Друзья сайта
.
Rambler's Top100 Счетчик тИЦ и PR