У
р о к
1
Счет предметов. Разряды.(стр.4-5)
Цели:
повторить чтение и запись чисел в
пределах 1000; название разрядов, вспомнить
названия чисел при сложении и вычитании,
связь между результатами и компонентами
этих действий, приемы устного сложения
и вычитания; закрепить умение решать
простые и составные задачи.
О б о р у д
о в а н и е: предметный абак с названием
разрядов.
Ход урока
I.
Организационный момент.
II. Устный
счет.
Учитель.
Как называются компоненты при сложении?
Дети.
1-е слагаемое, 2-е слагаемое, сумма.
Учитель.
Как найти неизвестное слагаемое?
Дети.
Надо из суммы вычесть известное слагаемое.
Учитель.
Как называются компоненты при вычитании?
Дети.
Уменьшаемое, вычитаемое, разность.
Учитель.
Как найти уменьшаемое?
Дети.
Надо разность и вычитаемое сложить.
Учитель.
Как найти вычитаемое?
Дети.
Надо из уменьшаемого вычесть разность.
слагаемое
|
180
|
|
40
|
|
уменьшаемое
|
270
|
|
40
|
слагаемое
|
230
|
70
|
|
|
вычитаемое
|
30
|
500
|
|
сумма
|
|
430
|
120
|
|
разность
|
|
20
|
25
|
2. Заполнить
ребусы.
3
+ 6 = 42
47
+ 1
= 3
3. Найдите
закономерность и продолжи ряды чисел.
а) 17, 27, 37,
47, …, …, …
б) 19, 28, 37,
46, …, …, …
в) 12, 21, 34,
43, …, …, …
4. Решение
задач.
Дети читают
задачу 5, решают ее устно и составляют
к ней 2 обратные задачи, которые тоже
решают устно.
III.
Повторение пройденного.
Повторение
нумерации трехзначных чисел.
Учитель
разбирает вместе с детьми вводную статью
в учебнике вверху на с. 4. Потом просит
посчитать сотнями от 100 до 1000 в прямом
и обратном порядке.
Учитель
выставляет у доски абак с кармашками и
задает вопросы.
Учитель.
На каком месте, считая справа налево,
пишут единицы, десятки, сотни?
Как называются
разряды?
Дети.
Единицы – это единицы I разряда. Десятки
– II разряда, а сотни – III разряда.
Учитель.
Я
сейчас поставлю в абак карточки с
цифрами, а вы прочитаете, какие числа
получились, и назовете, сколько в каждом
отдельно сотен, десятков и единиц.
Учитель
ставит числа: 600, 720, 602, 325, 871.
Учитель.
С
помощью цифр 4, 5, 6 запишите на абаке 6
различных трехзначных числе. Условие:
цифра не должна повторяться в одном
числе два раза.
Дети.
456, 465, 546, 564,645, 654
После этого
учащиеся с комментированием выполняют
задания из учебника № 1, 2(письменно), 3.
Ф
и з к у л ь т м и н у т к а
IV. Решение
задач.
Задачу 6
один учащийся решает с комментированием
у доски.
Мише — 10
лет
Дедушке -
? в 6 раз больше, чем Мише.
Бабушке -
? на 4 года моложе, чем дедушка
1) 10 · 6
= 60 (лет) – дедушке
2) 60 – 4 = 56
(лет)
О т в е т:
56 лет бабушке.
Комментирование
учащихся может быть таким:
– Задача
составная. Прежде чем найти возраст
бабушки, надо узнать, сколько лет дедушке.
Для этого надо 10 умножить на 6, а затем
из полученного результата вычесть 4.
Задачу 8
учитель тоже разбирает с детьми
коллективно. Сначала совместно
записывается условие, а потом один
ученик решает эту задачу у доски с
комментированием одним способом, а
потом выходит к доске второй ученик,
который решает эту задачу другим
способом.
Было – 180
с.
Прочитал
– 52 с. и 28 с.
Осталось
– ? с.
I способ:
1) 180 – 52 = 128 (с.) – осталось прочитать
после первого дня
2) 128 – 28 =
100 (с.)
II способ:
1) 52 + 28 = 80 (с.) – прочитал
2) 180 – 80 =
100 (с.)
О т в е т:
100 страниц осталось прочитать.
V. Решение
примеров.
Примеры №
4 можно предложить детям решить
самостоятельно.
VI. Итог
урока.
Учитель.
Ребята, что повторяли сегодня на уроке?
Дети.
На уроке мы повторяли нумерацию чисел
в пределах 1000, решение примеров. Вспомнили
также решение задач несколькими способами
и составление обратных задач к данной
задаче.
Домашнее
задание:
стр. 5 № 7.
У
р о к
2
Порядок выполнения действий(стр.6)
Цели:
повторить порядок выполнения действий
в выражениях со скобками и без скобок;
совершенствовать навык решения задач
и примеров.
Ход урока
I.
Организационный момент.
II. Устный
счёт.
1. Арифметический
диктант.
Учитель
читает задачу, а учащиеся записывают
решение этой задачи выражением.
а) В одном
ведре 8 л воды, а в другом – на 2 л меньше.
Сколько воды во втором ведре? (8 – 2 = 6).
б) В одном
ведре 8 л воды, а в другом на 2 л больше.
Сколько воды в двух ведрах? ((8 + 2) + 8 = 18).
в) В ведре
было 12 л воды. Из него отлили сначала 2
л, а потом еще 4 л. Сколько литров воды
осталось в ведре? (12 – 2 – 4 = 6).
г) Из ведра
отлили 4 л воды, а потом еще 3 л. После
этого в нем осталось 2 л. Сколько воды
было в ведре вначале?
( 4 + 3 + 2 = 9).
д) В одном
ведре было 10 л воды, а в другом 8 л. Из них
на поливку взяли 6 л. Сколько воды осталось
в ведрах?
((10 + 8) – 6 = 12).
Проводится
проверка записанных решений задач.
III.
Повторение порядка действий в выражениях.
Учитель.
Ребята, найдите значение выражений.
Запись на
доске: (8 – 3) + 4 и 8 – (3 + 4).
Дети.
Ответы: 9 и 1.
Учитель.
Что общего в этих выражениях?
Дети.
В этих выражениях используются одни и
те же числа и арифметические действия.
Есть скобки.
Учитель.
А есть какое-то отличие?
Дети.
Да. Получились разные ответы.
Учитель.
А почему получились разные ответы?
Дети.
Потому что в первом и во втором выражениях
по-разному поставлены скобки. А порядок
действий в выражениях зависит от скобок.
Учитель.
Верно. Вот сегодня на уроке мы с вами и
будем повторять порядок действий в
выражениях. Откройте учебник на с. 6.
Прочитаем вводную статью.
Затем
учащиеся открывают с. 103 и читают там
правила о порядке выполнения действий
в выражениях. После этого для закрепления
учащиеся решают с комментированием
примеры на с. 6, № 10.
З а д а н и
е 10.
Комментирование
детей может быть следующим.
Дети.
320 : (60 – 52) · 6. В этом выражении есть
скобки. Значит, первое действие надо
выполнять в скобках, а затем по порядку
слева направо: деление, а потом умножение.
60 – 52 = 8, 320 : 8 = 40 и 40 · 6 = 240.
Дети.
230 + (170 + 40 : 2). В этом выражении есть скобки.
Значит, первое действие надо выполнять
в скобках. Но в скобках два действия:
сложение и деление. По правилу сначала
надо выполнить деление, а потом сложение:
40
: 2 = 20, 170 + 20 = 190 и 230 + 190 = 420.
Аналогично
дети объясняют решение еще 2 примеров.
Для
закрепления учащиеся выполняют задание
11 с комментированием.
Ф и з к у
л ь т м и н у т к а
IV. Решение
задач.
Задачу 12
учащиеся решают самостоятельно после
совместной записи условия.
Было -50р.
И ещё -8
монет по 5р.
Всего
-? р.
1) 5 · 8 =
40 (р.) – составляют 8 монет
2) 50 + 40 = 90
(р.)
О т в е т:
90 рублей всего.
На этом
уроке учащиеся повторяют решение задач
на приведение к единице. Дети читают
задачу 13. После этого один учащийся идет
делать эту задачу с комментированием
у доски.
В
1 вагоне
|
Кол-во
вагонов
|
Всего
мест
|
одинаково
|
2
в.
|
120
м.
|
|
7
в.
|
?
м.
|
1) 120 : 2 = 60
(м.) – в 1 вагоне
2) 60 · 7
= 420 (м.)
Ответ: 420
мест в 7 вагонах.
V. Итог
урока.
Учитель.
Ребята, что повторяли сегодня на уроке?
Дети.
Сегодня
мы повторяли и закрепляли порядок
действий в выражениях со скобками и
без, решали задачи и цепочки примеров.
Домашнее
задание:
стр.6 №11
У
р о к
3
Сложение и вычитание(стр.7)
Цели:
повторить письменные приемы сложения
и вычитания трехзначных чисел, правила
сложения и вычитания с нулем; закреплять
вычитательные навыки и умения решать
задачи и уравнения; продолжать закреплять
нумерацию трехзначных чисел.
Ход урока
I.
Организационный момент.
II. Устный
счёт.
1. Повторение
нумерации трехзначных чисел.
1) Что
обозначает каждая цифра в записи чисел:
206, 800, 530, 765, 381?
2) Что
обозначает цифра 5 в записи каждого из
чисел: 573, 59, 405, 555, 950?
3) Сколько
всего цифр и сколько различных цифр
использовано при записи каждого числа:
63, 66, 636, 33, 800, 1000?
4) Вставьте
недостающие цифры:
7
> 785 80
> 50
4
< 434 645 < 4
2.
Перед тем
как сказать ответ, учащиеся должны
сказать, какой компонент неизвестен и
как его найти.
Слагаемое
|
170
|
|
90
|
|
Уменьшаемое
|
410
|
|
700
|
Слагаемое
|
230
|
40
|
|
|
Вычитаемое
|
70
|
90
|
|
Сумма
|
|
330
|
160
|
|
Разность
|
|
220
|
50
|
3. Решение
задач.
Задачу 17
учащиеся решают устно. Дано условие
задачи и выражения. Надо узнать, что
обозначает каждое выражение.
Дети.
250 : 5 – этим выражением мы узнаем, сколько
пакетиков с семенами астр заготовил
садовод.
240 : 8 – этим
выражением мы узнаем, сколько пакетиков
в семенами гвоздик заготовил садовод.
250 : 5 + 240 : 8
– этим выражением мы узнаем, сколько
всего пакетиков семян было заготовлено.
III.
Повторение примеров на сложение и
вычитание.
Учитель.
Ребята, сегодня наш урок посвящен
действиям сложения и вычитания. Сначала
давайте обратимся к заданию 15 и вспомним
правила сложения и вычитания с нулем.
Дети.
Если к любому числу прибавить ноль, то
получится то же самое число.
Если из
любого числа вычесть ноль, то получится
то же самое число.
Если у числа
вычесть то же самое число, то получится
ноль.
После
повторения правил учащиеся устно решают
уравнения из задания 15.
Учитель.
Молодцы. А теперь вспомним сложение и
вычитание столбиком. Посмотрите задание
16. Эти примеры будем решать столбиком
с комментированием у доски и с проверкой.
Дети.
Записываю сотни под сотнями, десятки
под десятками, единицы под единицами.
Складываю единицы 3 + 9 = 12. Два пишу под
единицами, а один десяток запоминаю.
Складываю десятки 0 + 6 = 6, да еще 1 десяток,
который запомнил, получается 7. Пишу под
десятками. Складываю сотни 8 + 1 = 9. Пишу
под сотнями 9. Читаю ответ: 972. Выполняю
проверку.
Аналогично
решаются и другие примеры на сложение
и вычитание.
Ф и з к у
л ь т м и н у т к а
IV. Решение
задач.
Перед
решением задачи 18 учащиеся совместно
с учителем должны поставить вопрос к
задаче: «Сколько ребят отдыхало в
летнем лагере в августе?».
В июне -
220ч.
В июле -
180ч. 700ч.
В августе
- ?ч.
1) 220 + 180
=...(ч.) в июне и июле
2) 700 - ... =
...(ч.)
Ответ:
...человек отдыхало в летнем лагере в
августе.
Затем
учащиеся решают задачу самостоятельно.
Учитель оказывает индивидуальную помощь
тем учащимся, кто в ней нуждается.
V. Решение
уравнений.
Уравнения
из задания 19 дети решают самостоятельно
с последующей проверкой.
180 - х = 100
х - 17 = 40 х + 24 = 50
х = 180 - 100
х = 40 + 17 х = 50 - 24
х =80
х = 57 х = 26
VI. Итог
урока.
Учитель.
Ребята, что повторяли сегодня на уроке?
Дети.
На уроке мы закрепляли нумерацию
трехзначных чисел, повторяли сложение
и вычитание трехзначных чисел столбиком,
решали задачи и уравнения.
Домашнее
задание: стр.
7 № 20.
У
р о к
4
нахождение суммы нескольких
слагаемых(стр.8)
Цели:
познакомить учащихся с разными способами
нахождения суммы нескольких слагаемых;
закрепить навыки устных и письменных
вычислений, знание порядка действий в
выражениях и умение решать задачи.
Ход урока
I.
Организационный момент.
II. Устный
счёт.
1. Заполните
таблицы.
k
|
170
|
|
90
|
|
c
|
410
|
|
700
|
a
|
230
|
40
|
|
|
b
|
70
|
90
|
|
k
+ a
|
|
330
|
160
|
|
c
– b
|
|
220
|
50
|
2. Поставьте,
где надо, скобки так, чтобы получилось
верное равенство.
40 – 9 – 6 =
37 50 – 9 + 4 – 25 = 12
8 + 7 – 9 =
6 16 + 20 – 14 – 9 = 31
III. Работа
над новым материалом.
Учитель
записывает на доске пример: 312 + 108 + 479.
Учитель.
При
письменном сложении нескольких слагаемых,
как и при сложении двух слагаемых,
подписывают каждое слагаемое одно под
другим: единицы под единицами, десятки
под десятками и т. д. – и складывают
числа поразрядно. Как можно использовать
этот способ при письменном сложении
нескольких слагаемых?
Дети.
Сначала можно найти сумму двух первых
слагаемых, а затем к полученной сумме
прибавить третье слагаемое.
На доске
появляется запись:
Учитель.
Но можно также сложить три слагаемых
одновременно.
На доске
появляется запись:
Учитель
обращает внимание детей на то, что при
такой записи знак «+» пишется
только один раз. Вызванный к доске ученик
с подробным объяснением выполняет
сложение.
Ответ
полезно сравнить с результатом, полученным
при решении первым способом.
Для
закрепления дети решают с комментированием
у доски задание 21. При этом следует
обратить снимание на то, что проверка
вычислений предполагает перестановку
слагаемых.
Ф и з к у
л ь т м и н у т к а
IV. Работа
над пройденным материалом.
1. Работа
над геометрическим материалом.
Задание 22
учащиеся выполняют совместно с учителем.
Сначала дети должны определить и назвать
по чертежу на полях учебника виды углов.
Прямые
углы:
Е,
К.
Острые
углы:
М,
Д.
Тупые
углы:
С,
В.
После этого
измеряют длину каждого звена ломаной
в миллиметрах и вычисляют ее длину.
14 + 16 + 16 + 25
+ 20 + 20 + 27 = 138 (мм)
О т в е т:
13 см 8 мм – длина ломаной.
2. Решение
задач.
Задачу 23
учитель может предложить решить
самостоятельно по вариантам:
I вариант
отвечает на вопрос: «Сколько литров
воды входит в 2 ведра?»;
II вариант
отвечает на вопрос: «Сколько литров
воды входит в 5 ведер?».
В
1 ведро
|
Кол-во
в.
|
Всего
л.
|
одинаково
|
12
в.
|
96
л
|
|
2
в.
|
?
л
|
|
5
в.
|
?
л
|
1) 96 : 12 = 8
(л) – в 1 ведре
2) 8 · 2 =
16 (л) – в 2 ведрах
3) 8 · 5 =
40 (л) – в 5 ведрах
О т в е т:
16 л в 2 ведрах, 40 л в 5 ведрах.
3. Решение
примеров.
Задание 25
(1) можно предложить учащимся решить
самостоятельно.
V. Итоги
урока.
Учитель.
Ребята, что нового узнали на уроке?
Дети.
Мы учились складывать в столбик сразу
несколько слагаемых.
Учитель.
Что повторяли на уроке?
Дети.
На уроке мы повторяли решение задач и
примеров, вспомнили, как найти длину
ломаной.
Домашнее
задание: стр. 8 №
24, 25 (2,3 столбики)