Пятница, 26.04.2024, 13:57Приветствую Вас Гость | RSS
Персональный сайт учителя начальных классов
 Ларкиной Светланы Николаевны
.
Меню сайта
Категории раздела
Математика. [22]
Русский язык. [10]
Литературное чтение. [30]
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

Рабочие материалы.


Главная » Статьи » Поурочные планы 2;3;4 класс. » Литературное чтение.

ВЕЛИКИЕ РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ

А.С. Пушкин. «Уж небо осенью дышало...» «В тот год осенняя погода...» «За весной, красой природы...»


Цели урока: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством А.С. Пушкина; работать над стихотворениями поэта;прививать любовь к природе.


Ход урока


I. Организационный момент

II. Речевая гимнастика

Скинуло кафтан зелёный лето,

Отсвистели жаворонки всласть,

Осень, в шубу жёлтую одета,

По лесам метёлкою прошлась.

Раструбили журавли по рощам,

Будто осень замуж собралась.

Верба платье в озере полощет.

Лисью шапку примеряет вяз.


  • Прочитайте «жужжащим» чтением.

  • Найдите в стихотворении и прочитайте только главы.( Скинуло, отсвистели, одета, прошлась, раструбили, собрались, полощет, примеряет.)

  • Почитаем весь текст, выделяя голосом глаголы.( Дети читают текст.)

  • Прочитайте скороговоркой.

  • А сейчас медленно, выразительно, выделяя голосом нужные слова.

III. Введение в тему. Актуализация знаний

1.Предварительная беседа.

  • Мы с вами закончили раздел поэтическая тетрадь 1. А сегодня переходим к изучению другого большого раздела. Прочитайте его название на странице 81.

  • Посмотрите на фотографии писателей, кого из них вы знаете ? (Здесь портреты А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова и Л.Н. Толстого.)

  • Посмотрите по содержанию: только ли творчество этих писателей мы будем изучать?(Учащиеся смотрят по содержанию на странице 222 и находят произведения И.А. Крылова.)

  • Кто из писателей стоит на первом месте в содержании?

2. Слово учителя об А.С. Пушкине.

  • Откройте страницы 82-83. Посмотрите на этот разворот. Что вы помните об этом писателе ? (Дети вспоминают.)

  • Послушайте небольшой рассказ, который поможет вам не только вспомнить, но и узнать новое о поэте.

Александр Сергеевич Пушкин родился 26 мая (6 июня н.с.) в Москве, в Немецкой слободе. Отец, Сергей Львович, принадлежал к старинному дворянскому роду; мать, Надежда Осиповна, урожденная Ганнибал, была внучкой Абрама Петровича Ганнибала — "арапа Петра Великого".

Воспитанный французскими гувернерами, из домашнего обучения вынес только прекрасное знание французского и любовь к чтению. Еще в детстве Пушкин познакомился с русской поэзией от Ломоносова до Жуковского, с комедиями Мольера и Бомарше, сочинениями Вольтера и других просветителей XVIII века. Любовь к родному языку ему привили бабушка, Мария Алексеевна Ганнибал, превосходно говорившая и писавшая по-русски (явление редкое в дворянских семьях того времени), и няня Арина Родионовна. Раннему развитию литературных склонностей Пушкина способствовали литературные вечера в доме Пушкиных, где собирались видные писатели.

В 1811 году Пушкин поступил в только что открытый Царскосельский лицей — привилегированное учебное заведение, предназначенное для подготовки по специальной программе высших государственных чиновников из детей дворянского сословия. Здесь Пушкин впервые почувствовал себя Поэтом: талант его был признан товарищами по лицею, среди которых были Дельвиг, Кюхельбекер, Пущин, наставниками лицея, а также такими корифеями русской литературы, Державиным, Жуковским, Батюшковым, Карамзиным.

После окончания лицея в июне 1817 в чине коллежского секретаря Пушкин был определен на службу в Коллегию иностранных дел, где не работал и дня, всецело отдавшись творчеству. К этому периоду относятся стихотворения "Вольность" (1817), "К Чаадаеву", "Деревня" (1819), "На Аракчеева" (1817 — 1820), которые, хоть и не публиковались, были настолько известны, что, по свидетельству И. Якушкина, "в то время не было сколько-нибудь грамотного прапорщика, который не знал их наизусть". Еще до окончания лицея, в 1817, начал писать поэму "Руслан и Людмила", которую закончил в марте 1820.

В мае он был сослан на юг России за то, что "наводнил Россию возмутительными стихами". Он едет в Екатеринослав, где знакомится с семьей Раевских, затем вместе с ними — на Кавказ, оттуда — в Крым и в сентябре — в Кишинев, где живет в доме генерала Инзова, наместника Бессарабского края. В Кишиневе Пушкин знакомится и общается с будущими декабристами, много работает. За три года ссылки написаны "Кавказский пленник" (1821), "Бахчисарайский фонтан" (1823), а также "Узник", "Песнь о вещем Олеге" (1822) — образцы романтической и гражданской лирики — и многие другие стихотворения; начат роман в стихах "Евгений Онегин".

В июле 1823 Пушкина переводят под начало графа Воронцова, и он переехал в Одессу. Сложные отношения с графом привели к тому, что он по просьбе Воронцова был удален из Одессы, уволен с государственной службы и выслан в имение матери "под надзор местного начальства". Здесь поэт вел уединенный образ жизни, однообразие которой скрашивало лишь общение с соседями — семьей Осиповых-Вульф — и няней, рассказывавшей ему сказки по вечерам. В Михайловской ссылке Пушкин сформировался как художник-реалист: продолжил писать "Евгения Онегина", начал "Бориса Годунова", написал стихи "Давыдову", "На Воронцова", "На Александра I" и другие.

17 декабря 1825 узнает о восстании декабристов и аресте многих своих друзей. Опасаясь обыска, он уничтожил автобиографические записки, которые, по его словам, "могли замешать многих и, может быть, умножить число жертв". С глубоким волнением ждал вестей из столицы, в письмах просил друзей "не отвечать и не ручаться" за него, оставляя за собой свободу действий и убеждений. Дни томительного ожидания закончились в сентябре 1826, когда Пушкин получает с фельдъегерем приказ Николая I немедленно прибыть к нему в Москву (император был коронован в Кремле).

Напуганный всеобщим неодобрением казнью и ссылкой дворян-офицеров, Николай I искал пути примирения с обществом. Возвращение поэта из ссылки могло способствовать этому. Кроме того, император надеялся привлечь Пушкина на свою сторону, сделать его придворным поэтом. Как о великой милости, он объявил Пушкину, что сам будет его цензором. Цензорство царя обернулось полицейским надзором: "Борис Годунов" был несколько лет под запретом; поэту было запрещено не только издавать, но и читать где бы то ни было свои произведения, не просмотренные царем. Тяжелые раздумья поэта отражены в стихах этого периода: "Воспоминание", "Дар напрасный, дар случайный", "Предчувствие" (1828).

В мае 1828 Пушкин безуспешно просил разрешения поехать на Кавказ или за границу. В то же самое время поэт сватается к Н. Гончаровой, первой красавице Москвы, и, не получив определенного ответа, самовольно уехал на Кавказ. Впечатления от этой поездки переданы в его очерках "Путешествие в Арзрум", в стихотворениях "Кавказ", "Обвал", "На холмах Грузии...". Возвратившись в Петербург, поэт получил от шефа жандармов Бенкендорфа письмо с резким выговором от императора за поездку без разрешения, раскрывшее со всей ясностью враждебное отношение Николая I к Пушкину.

В апреле 1830 Пушкин вновь сделал Н. Гончаровой предложение, которое на этот раз было принято, и в сентябре уехал в свое имение Болдино, чтобы устроить дела и подготовиться к свадьбе. Эпидемия холеры вынудила его задержаться здесь на несколько месяцев. Этот период творчества поэта известен как "Болдинская осень". Испытывая большой творческий подъем, Пушкин писал своему другу и издателю П. Плетневу: "Уж я тебе наготовлю всячины, и прозы, и стихов" — и сдержал свое слово: в Болдине написаны такие произведения, как "Повести покойного Ивана Петровича Белкина", "Маленькие трагедии", "Домик в Коломне", "Сказка о попе и о работнике его Балде", стихотворения "Элегия", "Бесы", "Прощение" и множество других, закончен "Евгений Онегин".

18 февраля 1831 в Москве Пушкин обвенчался с Н.Гончаровой. Летом 1831 вновь поступил на государственную службу в Иностранную коллегию с правом доступа в государственный архив. Начал писать "Историю Пугачева" (1833), историческое исследование "История Петра I".

Последние годы жизни Пушкина прошли в тяжелой обстановке все обострявшихся отношений с царем и вражды к поэту со стороны влиятельных кругов придворной и чиновничьей аристократии. Чтобы не лишиться доступа в архив, Пушкин был вынужден смириться с назначением его камер-юнкером двора, оскорбительным для поэта, т.к. это придворное звание обычно "жаловалось" молодым людям. За поэтом следили, перлюстрировали его письма, все более ухудшались материальные дела семьи (у Пушкина было четверо детей — Мария, Наталья, Александр и Григорий), росли долги. Но, хотя в таких тяжелых условиях творческая работа не могла быть интенсивной, именно в последние годы написаны "Пиковая дама" (1833), "Египетские ночи", "Капитанская дочка" (1836), поэма "Медный всадник", сказки.

В конце 1835 Пушкин получил разрешение на издание своего журнала, названного им "Современник". Он надеялся, что журнал будет способствовать развитию русской словесности, и делал все для достижения этой цели — художественный уровень журнала был необычайно высок: такого собрания блистательных талантов не знала еще русская периодика (Жуковский, Баратынский, Вяземский, Д. Давыдов, Гоголь, Тютчев, Кольцов).

Зимой 1836 завистники и враги Пушкина из высшей петербургской аристократии пустили в ход подлую клевету на его жену, связывая ее имя с именем царя, а затем и с именем пользующегося расположением Николая I барона Дантеса, нагло ухаживавшего за Натальей Николаевной. Чтобы защитить свою честь, Пушкин вызвал Дантеса на дуэль, которая состоялась 27 января (8 февраля н.с.) 1837 на Черной речке. Поэт был смертельно ранен и через два дня скончался. "Солнце русской поэзии закатилось", — написал В. Жуковский.

Опасаясь демонстраций, царь приказал тайно вывезти тело Пушкина из Петербурга. Гроб сопровождали жандарм и старый друг семьи поэта, А. Тургенев.

Похоронен Пушкин на кладбище Святогорского монастыря, в пяти верстах от села Михайловское.

3. Знакомство с портретами А.С. Пушкина.

  • На развороте мы видим портрет Пушкина, который был выполнен в 1827 году выдающимся русским живописцем, современником поэта В. Тропининым. Считается, что это самый удачный портрет А. Пушкина, предельно точно передающий его облик: открытое, умное лицо, внимательные глаза, проницательный взгляд, свободная одежда,выразительная рука,рука человека,обладающего большой силой воли, привыкшая к труду.

  • Здесь же мы видим автопортрет и рисунки,выполненные самим поэтом. Свои рисунки он часто делал прямо в рукописях, на тех местах, где были записаны его стихи. Мы видим, каким талантливым был этот человек.

4. Чтение текста о Пушкине на страницах 84—85.(Читают хорошо читающие ученики.)

5. Вопросы после чтения.

  • Когда и где родился А.С. Пушкин ? (В Москве, 6 июня 1799г.)

  • Что значит предложение: «Пушкин вошёл в жизнь празднично»)?(В тот день по всей России звонили колокола в честь рождения внучки императора Павла I.)

  • На каком языке говорили в семье Пушкина ?(В семье говорили на французском языке.)

  • Когда А. Пушкин начал сочинять стихи ? (Он начал сочинять рано, когда был совсем маленьким.)

  • Кто учил его писать по-русски ? (Писать по-русски учила его бабушка.)

  • Кто ему рассказывал сказки ? (Няня Арина Родионовна и дядька Никита.)

  • Прочитайте стихотворение «За весной красой природы...».

IV. Физкультминутка

V. Изучение новой темы

1. «Уж небо осенью дышало». Чтение стихотворения учителем.

После чтения:

  • Ваши впечатления ? (Когда я читал стихотворение, мне стало грустно, ведь наступила осень.)

  • О каком периоде осени говорится в стихотворении? Докажите.(Здесь говорится о поздней осени, так как день становится короче,»ложится на поля туман»- ноябрь-самый туманный месяц, гуси улетают.)

  • Как понимаете слово «караван»?(Караван — движущая вереница — друг за другом.)

  • Найди значение слова «осень».

СЕНЬ — то, что показывает кого-нибудь.

  • Как можно озаглавить этот отрывок?(«Осень»,«Осень наступила»,«Скучная пора» и др.

  • Приготовьтесь читать выразительно.(Выразительное чтение учащихся.)

2.Работа над отрывками из романа «Евгений Онегин».

  • Ребята, посмотрите внимательно, откуда этот отрывок?(Этот отрывок из романа «Евгений Онегин».)

  • Сейчас мы прочитаем ещё два отрывка из этого романа.

  • Прочитайте следующий отрывок «В тот год осенняя погода...» самостоятельно.

  • Какое настроение вызвало у вас это стихотворение ?(С начало было грустно, оттого,что зима очень долго не наступала. А потом, когда говорится о выпавшем снеге, о том, как стало вокруг красиво и светло, то и на душе стало светло и радостно.)

  • Докажите, что зима долго не наступала.(Автор говорит:

    В тот год осенняя погода

    Стояла долго на дворе,

    Зимы ждала, ждала природа...

Слово «ждала» повторяется два раза!)

  • Прочитайте что увидела Татьяна, выглянув в окно.(Дети зачитают строчки.)

  • Какие слова и выражения вам непонятны ?

НА ТРЕТЬЕ В НОЧЬ — ночью на 3 января;

КУРТИНЫ — цветочные грядки,клумбы.

  • О чём говорит поэт: «Деревья в зимнем серебре»? (Он говорит об инее.)

    А «Зимы блистательный ковёр»? (Здесь говорится о снеге.)

  • Как называется такой поэтический приём ?( Он называется метафорой. Метафора — оборот речи, состоящей в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе аналогии, сходства.)

  • Приготовьтесь читать выразительно.(Выразительное чтение учащихся.)

  • Чьё чтение было особенно удачным ?(Дети анализируют чтение учащихся.)

VI. Итог урока

  • Какой раздел мы начали изучать?

  • Что нового узнали на уроке?

Домашнее задание



Категория: Литературное чтение. | Добавил: учитель (07.10.2010)
Просмотров: 14117 | Теги: ВЕЛИКИЕ РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ | Рейтинг: 4.2/6
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
 
Форма входа

 
Друзья сайта
.
Rambler's Top100 Счетчик тИЦ и PR