В.М. Гаршин.
«Лягушка-путешественница»
Цели уроков:
ознакомить учащихся с новой сказкой и
с жизнью и творчеством В.М. Гаршина;
учить давать характеристику героям
произведения.
Ход урока 1
I. Организационный
момент
II. Проверка
домашнего задания
III. Речевая
разминка
Прочитайте
загадки «жужжащим» чтением.
Отгадайте их.
1. Вдоль по речке, по
водице.
Плывёт лодок
вереница.
Впереди корабль
идёт,
За собою всех ведёт.
(Утка с утятами.)
2. Выпуча глаза
сидит,
По-французски
говорит,
По блошьи прыгает.
По человечески
плавает.(Лягушка.)
IV. Введение в
тему
1.
Предварительная беседа.
Как
вы думаете, почему к этому уроку я
выбрала именно эти загадки? (Предположения
детей.)
Мы
сегодня ознакомимся со сказкой
«Лягушка-путешественница», героями
которой будут лягушка и утки. А написал
эту сказку Всеволод Михайлович Гаршин
(1855-1888).
2.
Учитель рассказывает о писателе.
Всеволод
Михайлович Гаршин (1855-1888 гг.)
Родился
2 (14) февраля 1855 в имении Приятная Долина
Бахмутского уезда Екатеринославской
губ. в семье дворян, ведущих свою
родословную от золотоордынского мурзы
Горши. Отец был офицером, участвовал в
Крымской войне 1853–1856. Мать, дочь морского
офицера, принимала участие в
революционно-демократическом движении
1860-х годов.
Пятилетним ребенком
Гаршин пережил семейную драму, повлиявшую
на характер будущего писателя. Мать
влюбилась в воспитателя старших детей
П.В.Завадского, организатора тайного
политического общества, и бросила семью.
Отец пожаловался в полицию, после чего
Завадского арестовали и сослали в
Петрозаводск по политическому обвинению.
Мать переехала в Петербург, чтобы
навещать ссыльного. До 1864 Гаршин жил с
отцом в имении близ г.Старобельска
Харьковской губ., затем мать забрала
его в Петербург и отдала в гимназию. В
1874 Гаршин поступил в петербургский
Горный институт. Спустя два года состоялся
его литературный дебют. В основу его
первого сатирического очерка Подлинная
история Энского земского собрания
(1876) легли воспоминания о провинциальной
жизни. В студенческие годы Гаршин
выступал в печати со статьями о
художниках-передвижниках.
В день
объявления Россией войны Турции, 12
апреля 1877, Гаршин добровольцем вступил
в действующую армию. В августе был ранен
в бою у болгарского селения Аяслар.
Личные впечатления послужили материалом
для первого рассказа о войне Четыре дня
(1877), который Гаршин написал в госпитале.
После его публикации в октябрьском
номере журнала «Отечественные
записки» имя Гаршина стало известно
всей России.
Получив годовой
отпуск по ранению, Гаршин вернулся в
Петербург, где его тепло приняли писатели
круга «Отечественных записок» –
М.Е.Салтыков-Щедрин, Г.И.Успенский и др.
В 1878 Гаршин был произведен в офицеры,
по состоянию здоровья вышел в отставку
и продолжил учебу как вольнослушатель
Петербургского университета.
Война
наложила глубокий отпечаток на
восприимчивую психику писателя и его
творчество. Простые в фабульном и
композиционном отношении рассказы
Гаршина поражали читателей предельной
обнаженностью чувств героя. Повествование
от первого лица, с использованием
дневниковых записей, внимание к самым
болезненным душевным переживаниям
создавало эффект абсолютной тождественности
автора и героя. В литературной критике
тех лет часто встречалась фраза: «Гаршин
пишет кровью». Писатель соединял
крайности проявления человеческих
чувств: героический, жертвенный порыв
и осознание мерзости войны (Четыре дня);
чувство долга, попытки уклонения от
него и осознание невозможности этого
(Трус, 1879). Беспомощность человека перед
стихией зла, подчеркнутая трагическими
финалами, становилась главной темой не
только военных, но и более поздних
рассказов Гаршина. Например, рассказ
Происшествие (1878) – это уличная сценка,
в которой писатель показывает лицемерие
общества и дикость толпы в осуждении
проститутки.
Даже изображая
людей искусства, художников, Гаршин не
находил разрешения своим мучительным
душевным поискам. Рассказ Художники
(1879) проникнут пессимистическими
размышлениями о ненужности настоящего
искусства. Его герой, талантливый
художник Рябинин, бросает живопись и
уезжает в деревню, чтобы учить крестьянских
детей. В рассказе Attalea princeps (1880) Гаршин
в символической форме выразил свое
мироощущение. Свободолюбивая пальма в
стремлении вырваться из стеклянной
оранжереи пробивает крышу и погибает.
Романтически относясь к действительности,
Гаршин пытался разорвать заколдованный
круг жизненных вопросов, но болезненная
психика и сложный характер возвращали
писателя в состояние отчаяния и
безысходности.
Это состояние
усугублялось событиями, происходившими
в России. В феврале 1880 революционер-террорист
И.О.Млодецкий совершил покушение на
главу Верховной распорядительной
комиссии графа М.Т.Лорис-Меликова. Гаршин
как известный писатель добился у графа
аудиенции, чтобы просить о помиловании
преступника во имя милосердия и
гражданского мира. Писатель убеждал
высокого сановника в том, что казнь
террориста только удлинит цепочку
бесполезных смертей в борьбе правительства
и революционеров. После казни Млодецкого
у Гаршина обострился маниакально-депрессивный
психоз. Не помогло путешествие по
Тульской и Орловской губерниям. Писателя
поместили в Орловскую, а затем в
Харьковскую и Петербургскую психиатрические
лечебницы.
После относительного
выздоровления Гаршин долгое время не
возвращался к творчеству. В 1882 вышел
его сборник Рассказы, который вызвал в
критике жаркие споры. Гаршина осуждали
за пессимизм, мрачный тон его произведений.
Народники использовали творчество
писателя, чтобы на его примере показать,
как мучается и терзается угрызениями
совести современный интеллигент.
В
августе-сентябре 1882 по приглашению
И.С.Тургенева Гаршин жил и работал над
рассказом Из воспоминаний рядового
Иванова (1883) в Спасском-Лутовинове.
Зимой
1883 Гаршин женился на слушательнице
медицинских курсов Н.М.Золотиловой и
поступил на службу секретарем канцелярии
Съезда представителей железных дорог.
Много душевных сил писатель потратил
на рассказ Красный цветок (1883), в котором
герой ценой собственной жизни уничтожает
все зло, сконцентрированное, как рисуется
его воспаленному воображению, в трех
цветках мака, растущих на больничном
дворе. В последующие годы Гаршин стремился
к упрощению своей повествовательной
манеры. Появились рассказы, написанные
в духе народных рассказов Толстого, –
Сказание о гордом Аггее (1886), Сигнал
(1887). Детская сказка Лягушка-путешественница
(1887) стала последним произведением
писателя.
Умер Гаршин в Петербурге
24 марта (5 апреля) 1888 года.
V.
Физкультминутка
VI.
Знакомство со сказкой «Лягушка-путешественница»
1.Вводная
беседа.
Ребята,
посмотрите на название сказки, вдумайтесь
в него. Разве лягушки бывают
путешественниками? И как это может
быть? (Предложения детей.)
2.
Чтение сказки учителем и хорошо читающими
учениками.
3.
Беседа после чтения.
Понравилась
ли вам сказка? Чем? (Ответы детей.)
VII.
Итог урока
Домашнее
задание
Ход
урока 2
I.
Организационный момент
II.
речевая разминка. Работа над скороговоркой
Утка
моя, селезнюха моя,
не
летай за реку,
не
клюй песку, не тупи носку!
Прочитайте
«птичьим базаром».
Найдите
имена существительные.(Дети называют,
учитель отмечает слова значком Х.)(Утка,
селезнюха, за реку, песку, носку.)
Прочитаем
выделяя эти слова вопросительной
интонацией.(Читают.)
А
сейчас прочитайте, выделяя эти слова
утвердительной интонацией.
Прочитаем
быстро.
Медленно.
Скороговоркой.
Кто быстрее?
III.
Проверка домашнего задания
IV.
Физкультминутка
V.
Работа над содержимым сказки
1.
беседа по прочитанному.
Как
жилось лягушке в болоте?(Лягушке жилось
хорошо. Сидела она в болоте, ловила
комаров да мошек, весной громко квакала
вместе со своими подругами.)
почему
она решилась отправиться в дальние
края?(Утки рассказали ей, как на юге
сейчас хорошо. Там тепло и много еды.
Вот лягушке и захотелось лететь с ними.)
2.
Чтение в лицах диалога уток и лягушки.
3.
Характеристика лягушки. Беседа о её
путешествии.
Расскажите,
какой была лягушка. Вам помогут слова
из четвёртого задания на странице 195.
Выберите правильный ответ.(Лягушка
была: изобретательной, сообразительной,
смелой, хвастливой, болтливой, любопытной,
решительной.)
Как
чувствовала себя лягушка во время
путешествия? (От страшной высоты, на
которую её подняли, у неё захватило
дух. Утки летели не ровно, дёргали
прутик, и лягушка болталась в воздухе,
и сильно стискивала свои челюсти, чтобы
не оторваться и не упасть.)
Почему
она просила уток лететь пониже? (Лягушке
ужасно захотелось лететь поближе к
земле, показать себя и послушать, что
о ней говорят.)
Удалось
ли путешествие на юг? Когда лягушка
забыла об осторожности? Прочитайте
этот отрывок так , чтобы передать
переполнявшие её чувства гордости,
восхищения своей сообразительностью.(Ученики
читают этот отрывок.)
Можно
ли поговорку «Хвастовство само себя
наказывает» соотнести с прочитанной
сказкой? (Да можно. Если бы лягушка не
была такой хвастливой,то, может быть,
и долетела бы с утками.)
VI.
Итог урока
(Инструкция
для учителя:
1
строчка: тема (одно существительное);
2
строчка: описание темы в двух словах, 2
прилагательных;
3
строчка: описание действия в рамках
темы тремя словами (3 глагола, причастия,или
деепричастия);
4
строчка: фраза из 4-х слов, показывающее
отношение к теме (целое предложение);
5
строчка: синоним из одного слова к теме.
Например:
Лягушка
Лупоглазая,
толстая
Соображает,
болтает, хвастает
Изобретает
необыкновенный способ летать
Путешественница.)
Домашнее
задание |