Пятница, 26.04.2024, 06:23Приветствую Вас Гость | RSS
Персональный сайт учителя начальных классов
 Ларкиной Светланы Николаевны
.
Меню сайта
Категории раздела
Математика. [22]
Русский язык. [10]
Литературное чтение. [30]
Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0

Рабочие материалы.


Главная » Статьи » Поурочные планы 2;3;4 класс. » Литературное чтение.

В.М. Гаршин. «Лягушка-путешественница»

В.М. Гаршин. «Лягушка-путешественница»

Цели уроков: ознакомить учащихся с новой сказкой и с жизнью и творчеством В.М. Гаршина; учить давать характеристику героям произведения.

Ход урока 1

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

III. Речевая разминка

  • Прочитайте загадки «жужжащим» чтением. Отгадайте их.

    1. Вдоль по речке, по водице.

    Плывёт лодок вереница.

    Впереди корабль идёт,

    За собою всех ведёт. (Утка с утятами.)


2. Выпуча глаза сидит,

По-французски говорит,

По блошьи прыгает.

По человечески плавает.(Лягушка.)

  • Прочитаем загадки орфографически (так как записано); затем орфоэпически; в медленном темпе; скороговоркой.

IV. Введение в тему

1. Предварительная беседа.

  • Как вы думаете, почему к этому уроку я выбрала именно эти загадки? (Предположения детей.)

  • Мы сегодня ознакомимся со сказкой «Лягушка-путешественница», героями которой будут лягушка и утки. А написал эту сказку Всеволод Михайлович Гаршин (1855-1888).

2. Учитель рассказывает о писателе.


Всеволод Михайлович Гаршин (1855-1888 гг.)


Родился 2 (14) февраля 1855 в имении Приятная Долина Бахмутского уезда Екатеринославской губ. в семье дворян, ведущих свою родословную от золотоордынского мурзы Горши. Отец был офицером, участвовал в Крымской войне 1853–1856. Мать, дочь морского офицера, принимала участие в революционно-демократическом движении 1860-х годов. 

Пятилетним ребенком Гаршин пережил семейную драму, повлиявшую на характер будущего писателя. Мать влюбилась в воспитателя старших детей П.В.Завадского, организатора тайного политического общества, и бросила семью. Отец пожаловался в полицию, после чего Завадского арестовали и сослали в Петрозаводск по политическому обвинению. Мать переехала в Петербург, чтобы навещать ссыльного. До 1864 Гаршин жил с отцом в имении близ г.Старобельска Харьковской губ., затем мать забрала его в Петербург и отдала в гимназию. В 1874 Гаршин поступил в петербургский Горный институт. Спустя два года состоялся его литературный дебют. В основу его первого сатирического очерка Подлинная история Энского земского собрания (1876) легли воспоминания о провинциальной жизни. В студенческие годы Гаршин выступал в печати со статьями о художниках-передвижниках. 

В день объявления Россией войны Турции, 12 апреля 1877, Гаршин добровольцем вступил в действующую армию. В августе был ранен в бою у болгарского селения Аяслар. Личные впечатления послужили материалом для первого рассказа о войне Четыре дня (1877), который Гаршин написал в госпитале. После его публикации в октябрьском номере журнала «Отечественные записки» имя Гаршина стало известно всей России. 

Получив годовой отпуск по ранению, Гаршин вернулся в Петербург, где его тепло приняли писатели круга «Отечественных записок» – М.Е.Салтыков-Щедрин, Г.И.Успенский и др. В 1878 Гаршин был произведен в офицеры, по состоянию здоровья вышел в отставку и продолжил учебу как вольнослушатель Петербургского университета. 

Война наложила глубокий отпечаток на восприимчивую психику писателя и его творчество. Простые в фабульном и композиционном отношении рассказы Гаршина поражали читателей предельной обнаженностью чувств героя. Повествование от первого лица, с использованием дневниковых записей, внимание к самым болезненным душевным переживаниям создавало эффект абсолютной тождественности автора и героя. В литературной критике тех лет часто встречалась фраза: «Гаршин пишет кровью». Писатель соединял крайности проявления человеческих чувств: героический, жертвенный порыв и осознание мерзости войны (Четыре дня); чувство долга, попытки уклонения от него и осознание невозможности этого (Трус, 1879). Беспомощность человека перед стихией зла, подчеркнутая трагическими финалами, становилась главной темой не только военных, но и более поздних рассказов Гаршина. Например, рассказ Происшествие (1878) – это уличная сценка, в которой писатель показывает лицемерие общества и дикость толпы в осуждении проститутки. 

Даже изображая людей искусства, художников, Гаршин не находил разрешения своим мучительным душевным поискам. Рассказ Художники (1879) проникнут пессимистическими размышлениями о ненужности настоящего искусства. Его герой, талантливый художник Рябинин, бросает живопись и уезжает в деревню, чтобы учить крестьянских детей. В рассказе Attalea princeps (1880) Гаршин в символической форме выразил свое мироощущение. Свободолюбивая пальма в стремлении вырваться из стеклянной оранжереи пробивает крышу и погибает. Романтически относясь к действительности, Гаршин пытался разорвать заколдованный круг жизненных вопросов, но болезненная психика и сложный характер возвращали писателя в состояние отчаяния и безысходности. 

Это состояние усугублялось событиями, происходившими в России. В феврале 1880 революционер-террорист И.О.Млодецкий совершил покушение на главу Верховной распорядительной комиссии графа М.Т.Лорис-Меликова. Гаршин как известный писатель добился у графа аудиенции, чтобы просить о помиловании преступника во имя милосердия и гражданского мира. Писатель убеждал высокого сановника в том, что казнь террориста только удлинит цепочку бесполезных смертей в борьбе правительства и революционеров. После казни Млодецкого у Гаршина обострился маниакально-депрессивный психоз. Не помогло путешествие по Тульской и Орловской губерниям. Писателя поместили в Орловскую, а затем в Харьковскую и Петербургскую психиатрические лечебницы. 

После относительного выздоровления Гаршин долгое время не возвращался к творчеству. В 1882 вышел его сборник Рассказы, который вызвал в критике жаркие споры. Гаршина осуждали за пессимизм, мрачный тон его произведений. Народники использовали творчество писателя, чтобы на его примере показать, как мучается и терзается угрызениями совести современный интеллигент. 

В августе-сентябре 1882 по приглашению И.С.Тургенева Гаршин жил и работал над рассказом Из воспоминаний рядового Иванова (1883) в Спасском-Лутовинове. 

Зимой 1883 Гаршин женился на слушательнице медицинских курсов Н.М.Золотиловой и поступил на службу секретарем канцелярии Съезда представителей железных дорог. Много душевных сил писатель потратил на рассказ Красный цветок (1883), в котором герой ценой собственной жизни уничтожает все зло, сконцентрированное, как рисуется его воспаленному воображению, в трех цветках мака, растущих на больничном дворе. В последующие годы Гаршин стремился к упрощению своей повествовательной манеры. Появились рассказы, написанные в духе народных рассказов Толстого, – Сказание о гордом Аггее (1886), Сигнал (1887). Детская сказка Лягушка-путешественница (1887) стала последним произведением писателя. 

Умер Гаршин в Петербурге 24 марта (5 апреля) 1888 года.

V. Физкультминутка

VI. Знакомство со сказкой «Лягушка-путешественница»

1.Вводная беседа.

  • Ребята, посмотрите на название сказки, вдумайтесь в него. Разве лягушки бывают путешественниками? И как это может быть? (Предложения детей.)

    2. Чтение сказки учителем и хорошо читающими учениками.

    3. Беседа после чтения.

  • Понравилась ли вам сказка? Чем? (Ответы детей.)

VII. Итог урока

  • Докажите, что «Лягушка-путешественница» - это сказка.

Домашнее задание


Ход урока 2

I. Организационный момент

II. речевая разминка. Работа над скороговоркой

Утка моя, селезнюха моя,

не летай за реку,

не клюй песку, не тупи носку!

  • Прочитайте «птичьим базаром».

  • Найдите имена существительные.(Дети называют, учитель отмечает слова значком Х.)(Утка, селезнюха, за реку, песку, носку.)

  • Прочитаем выделяя эти слова вопросительной интонацией.(Читают.)

  • А сейчас прочитайте, выделяя эти слова утвердительной интонацией.

  • Прочитаем быстро.

  • Медленно.

  • Скороговоркой. Кто быстрее?

III. Проверка домашнего задания

IV. Физкультминутка

V. Работа над содержимым сказки

1. беседа по прочитанному.

  • Как жилось лягушке в болоте?(Лягушке жилось хорошо. Сидела она в болоте, ловила комаров да мошек, весной громко квакала вместе со своими подругами.)

  • почему она решилась отправиться в дальние края?(Утки рассказали ей, как на юге сейчас хорошо. Там тепло и много еды. Вот лягушке и захотелось лететь с ними.)

2. Чтение в лицах диалога уток и лягушки.

  • Прочитайте в лицах этот диалог, показав голосом, как они разговаривают.

3. Характеристика лягушки. Беседа о её путешествии.

  • Расскажите, какой была лягушка. Вам помогут слова из четвёртого задания на странице 195. Выберите правильный ответ.(Лягушка была: изобретательной, сообразительной, смелой, хвастливой, болтливой, любопытной, решительной.)

  • Как чувствовала себя лягушка во время путешествия? (От страшной высоты, на которую её подняли, у неё захватило дух. Утки летели не ровно, дёргали прутик, и лягушка болталась в воздухе, и сильно стискивала свои челюсти, чтобы не оторваться и не упасть.)

  • Почему она просила уток лететь пониже? (Лягушке ужасно захотелось лететь поближе к земле, показать себя и послушать, что о ней говорят.)

  • Удалось ли путешествие на юг? Когда лягушка забыла об осторожности? Прочитайте этот отрывок так , чтобы передать переполнявшие её чувства гордости, восхищения своей сообразительностью.(Ученики читают этот отрывок.)

  • Можно ли поговорку «Хвастовство само себя наказывает» соотнести с прочитанной сказкой? (Да можно. Если бы лягушка не была такой хвастливой,то, может быть, и долетела бы с утками.)

VI. Итог урока

  • Составим синквейн про лягушку.

(Инструкция для учителя:

1 строчка: тема (одно существительное);

2 строчка: описание темы в двух словах, 2 прилагательных;

3 строчка: описание действия в рамках темы тремя словами (3 глагола, причастия,или деепричастия);

4 строчка: фраза из 4-х слов, показывающее отношение к теме (целое предложение);

5 строчка: синоним из одного слова к теме.

Например:

Лягушка

Лупоглазая, толстая

Соображает, болтает, хвастает

Изобретает необыкновенный способ летать

Путешественница.)

Домашнее задание

Категория: Литературное чтение. | Добавил: учитель (02.12.2010) | Автор: Всеволод Михайлович Гаршин
Просмотров: 29748 | Теги: В.М. Гаршин. «Лягушка-путешественни | Рейтинг: 5.0/4
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
 
Форма входа

 
Друзья сайта
.
Rambler's Top100 Счетчик тИЦ и PR