Воскресенье, 28.05.2017, 08:15Приветствую Вас Гость | RSS
Персональный сайт учителя начальных классов
 Ларкиной Светланы Николаевны
.
Меню сайта
Категории раздела
Математика. [22]
Русский язык. [10]
Литературное чтение. [30]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Рабочие материалы.


Главная » Статьи » Поурочные планы 2;3;4 класс. » Литературное чтение.

В.Ф. Одоевский. «Мороз Иванович»

В.Ф. Одоевский. «Мороз Иванович»


Цели уроков: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством В.Ф. Одоевского; учить анализировать, сравнивать, читать выразительно; проанализировать содержание сказки; учить мыслить, рассуждать, правильно строить высказывания.


Ход урока 1

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

III. Работа над пословицами и поговорками

  • Прочитайте пословицы и поговорки и отгадайте, о чём речь.

    1) Два друга — он да вьюга.

    2) Он и железо рвёт, и на лету птицу бьёт.

    3) Он ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает.(Мороз.)

IV. Введение в тему

  • Какие прочитанные произведения о морозе вы помните?(Н. Некрасов. «не ветер бушует над бором...», русская народная сказка «Морозко».)

  • Сегодня мы ознакомимся со сказкой «Мороз Иванович». Написал её Владимир Фёдорович Одоевский (1803-1869гг).

Владимир Фёдорович Одоевский (1803-1869гг.)

Одоевский Владимир Федорович (1803, по др. данным 1804 - 1869), прозаик. 
   Родился 30 июля (11 августа н.с.) в Москве. Отец происходил из древнего княжеского рода, родители матери - крепостные крестьяне. 
   В 1816 - 22 учился в Московском университетском благородном пансионе. Тогда же начал сотрудничать с журналом "Каллиопа" (1820). В это время он увлекся философией Ф.Шеллинга, позднее познакомился с ним, удивив его энциклопедичностью своих познаний. 
   Принимал участие в деятельности "Вольного общества российской словесности", а в 1823 - 25 возглавил первый философский кружок в России - "Общество любомудрия". Центральное его произведение "Русские ночи" можно считать основным литературным памятником русского любомудрия. 
   После 14 декабря 1925 он, как мог, помогал Одоевскому и Кюхельбекеру, ходатайствуя о смягчении их участи. 
   В 1826 Одоевский переезжает в Петербург, поступает на службу в Комитет иностранной цензуры. В эти годы знакомится с Пушкиным, сотрудничает с "Литературной газетой" и альманахом "Северные цветы". Когда Пушкин начинает издание "Современника", Одоевский становится деятельным его сотрудником и помощником. Здесь публикуется его статья "О вражде к просвещению". 
   В 1844 вышло его собрание сочинений в трех томах. 
   С 1846 Одоевский служил помощником директора Публичной библиотеки и директором Румянцевского музея, в связи с переводом которого в 1862 в Москву возвращается в родной город. 
   Расцвет творчества приходится на 1830 - 40: сборник "Пестрые сказки" (1833), "Сказка о мертвом теле, неизвестно кому принадлежащем". Ряд произведений посвящен положению женщины в России: повести "Княжна Мими" (1834), "Княжна Зизи" (1839). "Таинственные повести": "Сильфида" (1838), "Саламандра"(1841). 
   Одоевский внес вклад в развитие музыкальной критики, пропагандировал творчество композиторов М.Глинки, А.Алябьева, М.Балакирева и др. 
   Умер Одоевский 27 февраля (11 марта н.с.) 1869 в Москве. 

V. Физкультминутка

VI. Изучение новой темы

  • Сегодня мы вспомним русскую народную сказку «Морозко».(Учитель показывает диафильм или читает её из сборника А.А. Афанасьева «Русские народные сказки».)

  • какая это сказка? (Народная. У неё нет автора.)

  • А сейчас мы ознакомимся со сказкой, которую написал В.Ф. Одоевский, «Мороз Иванович». (Читает учитель и учащиеся первую часть до слов «Так прожила рукодельница...»)

VII. Итог урока

  • Отличаются ли сказки «Морозко» и «Мороз Иванович» друг от друга?

Домашнее задание


Ход урока 2

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

Работа над скороговоркой: «У нас на дворе-подворье погода размокропогодилась».

  • Какое интересное слово встретилось в скороговорке? Что оно означает?(Размокропогодилась. Значит, стало кругом мокро, слякотно.)

  • Чтение с орфографическим проговором.

  • Затем с морфоэпическим проговором.

  • Чтение в замедленном темпе.

  • Чтение скороговоркой.

III. Работа над сказкой «Мороз Иванович»

1. Повторение первой части сказки «Мороз Иванович».

  • Как звали девочек? (Рукодельница и Ленивица.)

  • Почему автор их так назвал? (В слове «Рукодельница» два корня -рук- и -дел-, т.е. всё умеет делать руками. А «Ленивица» - от слова лень.)

  • когда мы говорим «считать мух»? (Когда бездельничают или ротозейничают.)

  • Какая беда случилась с Рукодельницей? (Она пошла за водой к колодцу, а верёвка оборвалась, ведро упало в колодец.)

  • Кто ей встретился в волшебном колодце и о чём её попросил?(Пирожок попросил достать его из печки. Яблочки на яблоньке попросили потрясти.)

  • Как рукодельница могла вернуть ведёрко?(За него она должна была три дня прослужить.)

  • легко ли было девочке взбивать перину Морозу Ивановичу? Почему?(Руки её окостенели и пальчики побелели.)

  • Сколько вопросов задала девочка старику?(Три вопроса. Про зелёную травку, про колодец, про стук в окошки зимой.)

    2.Чтение второй части сказки.

    3.Выборочное чтение.

  • Прочитайте как отблагодарил дед Рукодельницу.

  • Что наказывала нянюшка Ленивице?

    4.Чтение в лицах отрывка со слов: «Вот, по примеру рукодельницы...» до слов: «Старик в самом деле незаметил или прикинулся, что не заметил...».

  • Выберите со страниц 205-206 все слова Мороза Ивановича и прочитайте их.

  • В каких словах выражена главная мысль сказки?(«Какова твоя работа, такова и награда».)

IV. Физкультминутка

V. Сравнение с народной сказкой «Морозко»

  • Чем отличаются герои сказок?(В авторской сказке у девочек есть имена, ярче описаны их дела по дому. Мороза Ивановича легче представить: есть его описание. Разговаривают пирожок и яблочки. Есть поучительный разговор Мороза Ивановича и Рукодельницы.)

  • Сравните двух героинь сказки. Вам поможет задание 2 на странице 207.(Рукодельница: трудолюбива,добра, почтительна, скромна. Ленивица: ленива, зла, неуважительна, груба, спесива (надменна, высокомерна). Автор противопоставил характеры и поведение двух девочек, используя приём контраста. В этой борьбе добра и зла побеждает добро, как и в народной сказке «Морозко».)

VI. Итог урока

  • каким обращением к детям заканчивается сказка? Как бы вы ответили на вопросы: «Что правда,а что неправда»? Что сказано «шутки ради, а что в наставление»?

VII. Диагностика скорости чтения и осознанности восприятия

Детям раздаются распечатки отрывка из сказки «Финист-ясный сокол». Дети читают 2 минуты, подсчитывают количество слов, сдают листы учителю. На отдельных листах или в тетради отвечают на вопросы по содержанию, записанные заранее на доске.

Текст для проверки техники чтения, разбитый на десятки для удобства подсчёта слов, см. в приложении 1.

Вопросы по содержанию:

  • Какие признаки сказки ты можешь выделить в этом отрывке?

  • Пофантазируй, чем закончится сказка (знай, что Марьюшка посетит три Бабы Яги, у неё будут волшебные предметы: серебряные пяльцы и золотая иголочка, серебряное донце, золотое веретенце).

Домашнее задание

Категория: Литературное чтение. | Добавил: учитель (02.12.2010) | Автор: В.Ф. Одоевский.
Просмотров: 57922 | Комментарии: 9 | Теги: В.Ф. Одоевский. «Мороз Иванович» | Рейтинг: 3.8/23
Всего комментариев: 4
4  
нужен озаглавьть и илистрацию часть сказки

3  
кагда В.Ф.Одоевский. написал сказку мороз иванович

2  
Нужен план

1  
нужен план

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
 
Форма входа

 
Друзья сайта
.
Rambler's Top100 Счетчик тИЦ и PR