Четверг, 25.04.2024, 10:33Приветствую Вас Гость | RSS
Персональный сайт учителя начальных классов
 Ларкиной Светланы Николаевны
.
Меню сайта
Категории раздела
Математика. [22]
Русский язык. [10]
Литературное чтение. [30]
Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0

Рабочие материалы.


Главная » Статьи » Поурочные планы 2;3;4 класс. » Литературное чтение.

Путешествие в Литературную страну (Обобщающий урок.)

Путешествие в Литературную страну(Обобщающий урок.)


Цель урока: обобщить знание детей по поэтической тетради 1.


Ход урока


I. Организационный момент

II. Разминка

1. Вступительное слово учителя.

  • Ребята сегодня мы с вами отправимся в путешествие в Литературную страну. Но она очень большая.

  • Подумайте, в какой именно уголок этой страны мы с вами отправимся ? (Предложение детей. Учитель, если это необходимо, может дать подсказку: какие предыдущие уроки предшествовали этому путешествию.)

  • Да мы с вами отправимся в поэтический уголок Литературной страны. В пути нам пригодятся знания, смекалка и сообразительность, внимание, память, а так же взаимовыручка.

  • Но чтобы попасть в этот уголок, надо быстро ответить на разные вопросы. Вы готовы ? (Да!)

  • Тогда начинаем разминку, чтобы открыть заветную дверь.

2. Беседа по вопросам.

  • Как назывался домик, который сделали своим жильём звери ? (Теремок.)

  • Как звали трёх былинных богатырей ?(Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович.)

  • Главарь разбойников из мультфильма «Бременские музыканты»?

  • Кто достал со дна озера для Буратино золотой ключик ?(Черепаха Тортилла.)

  • Волшебница, исполнявшая желания сказочного Емели ?(Щука.)

  • Как называется русская народная сказка, главный герой которой — хлебобулочное изделие ?(Колобок.)

  • Как был наказан и где находился Буратино до тех пор, пока не совершил побег в страну Дураков, поддавшись на уговоры летучей мыши?(В чулане.)

  • Как называется русская народная сказка о том, что вежливость и доброту никакой холод заморозить не может ?(«Морозко.»)

  • Молодцы! Ответили на все вопросы. Дверь в заветную страну открылась. И мы оказались в поэтическом уголке. Но перед нами другая дверь, правда стеклянная, прозрачная, но всё-таки дверь, и она закрыта! Посмотрите внимательно в даль...

  • Что вы там видите ?(Предположение детей. Надо натолкнуть на мысль, что они видят там красивый уголок природы. Неважно, в какое время года. Кто что себе представил.)

III. Остановка «Узнай поэта»

  • Ребята, а задание-то, оказывается, на доске.(Учитель открывает задание.)

  • Надо правильно назвать полные имена поэтов.

Тютчев Афанасий Афанасьевич

Никитин Иван Захарович

Суриков Фёдор Иванович

Фет Иван Саввич

(Фёдор Иванович Тютчев, Афанасий Афанасьевич Фет, Иван Саввич Никитин, Иван Захарович Суриков.)

IV. Остановка «Вспомни стихи»

1. Обсуждение названия остановки.

- Дверь открылась, и сейчас вы узнаете куда мы попали. А помогут нам в этом пословицы. Догадайтесь , о чём идёт речь.

1) Больше его — больше снега,

больше снега — больше хлеба.

2) Он от ветра защищает, урожаю помогает.

3) Много его — не губи

Мало его — береги,

Нет его — посади.

4) Волков бояться — в него не ходить.

5) Чем дальше в него, тем больше дров.(Лес)

Вспомните строки из стихотворения этих поэтов, в которых говорится о лесе.


Тёмный лес что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно...

(«Зима», И. Суриков)


На безлюдный простор

Побелевших полей

Смотрит весело лес

Из под чёрных кудрей.

Словно рад он чему,-

И на ветках берёз,

Как алмазы, горят

Капли сдержанных слёз.

(«Встреча зимы», И. Никитин.)


Неколючий, светло — синий

По ветвям развешен иней -

Погляди хоть ты!

Словно кто — то тороватый

Свежей, белой, пухлой ватой

Все убрал кусты.

(А. Фет.)

2. Работа по карточкам со стихами.

  • Определите автора стихотворений, которые вы получите.(Карточки можно дать на 3 ряда. Дети собираются в группы, читают и называют автора.)


Вот и зима. Трещат морозы.

На солнце искрится снежок.

Пошли с товарами обозы

По Руси вдоль и поперёк.

Ползёт, скрипит дубовый полоз,

Река ли, степь ли — нет нужды:

Везде проложатся следы!

На мужичке белеет волос,

Но весел он, идёт — кряхтит,

Казну на холоде копит.

(И. Никитин.)


Печальная берёза

У моего окна.

И прихотью мороза

Разубрана она!

Как гроздья винограда,

Ветвей концы весят,

И радостен для взгляда

Весь траурный наряд.

(А. Фет.)



Под дыханьем непогоды,

Вздувшись, потемнели воды

И подёрнулись свинцом -

И сквозь глянец их суровый

Вечер пасмурно — багровый

Светит радужным лугом,

Сыплет искры золотые,

Сеет розы огневые

И — уносит их поток...

(Ф. Тютчев)


V. Остановка «Глухая деревушка»

1. Беседа о причине остановки.

- Ребята, идём мы дальше, а на пути встречается глухая деревушка в Ярославской губернии.

Почему мы сюда попали, вы должны догадаться. Я вам дам подсказку с помощью пословиц и поговорок.

Оно дороже богатства.

Его сгубишь — новое не купишь.

Чистота залог его.(Здоровье.)


Они не в тягость, а в радость.

Их наказывай стыдом, а не кнутом.

Малые они — малая печаль,

Большие они — большая печаль.(Дети.)

  • Итак, вы получили две подсказки: здоровье, дети. Как они могут быть связаны с глухой деревушкой в Ярославской губернии ?(Если дети ещё затрудняются ответить, можно спросить кто родился в этой деревушке?)(Это Иван Захарович Суриков. Жизнь его была очень тяжёлой. Умер он в 39 лет от чахотки. Но детство его было счастливым.)

2. Чтение детьми наизусть понравившихся отрывков из стихотворений И.З. Сурикова.

VI. Остановка «Художественная»

  • Ребята наше путешествие подходит к концу. Фотоаппарат мы с вами не взяли, но можно на память нарисовать картину.

  • Я прочитаю строчки знакомого вам стихотворения, а вы все, по очереди, выходите к доске (по 3 человека сразу: с каждого ряда по одному ученику) и рисуете на доске по одному предмету. В результате у нас получится картина, которая и останется нам на память о нашем путешествии.(Дети выходят к доске и рисуют то, что себе представляют.)

Учитель читает:


На дворах и домах

Снег лежит полотном

и от солнца блестит

Разноцветным огнём.

На безлюдный простор

Побелевших полей

Смотрит весело лес

Из — под чёрных кудрей...

VII. Итог путешествия

- Подведём итог. Понравилось вам путешествие ? Кто лучше всех знал материал и помог нам двигаться дальше в пути ? (Дети называют особо отличившихся учеников.)



Категория: Литературное чтение. | Добавил: учитель (06.10.2010)
Просмотров: 8440 | Комментарии: 2 | Теги: Путешествие в Литературную страну ( | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
1 Katya  
0
Good)

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
 
Форма входа

 
Друзья сайта
.
Rambler's Top100 Счетчик тИЦ и PR