Н.А. Некрасов.
«Дедушка Мазай и зайцы»
Цели урока:
продолжить ознакомление с творчеством
Н.А. Некрасова; ознакомить с его новым
произведением; учить детей делить текст
на части, анализировать содержание
прочитанного.
Ход урока
I. Организационный
момент
II. Проверка
домашнего задания
Чтение стихотворения наизусть. (Слушаем
несколько учеников.)
III. Речевая
разминка
Берегите
эти воды, эти земли,
Даже
малую былиночку любя.
Берегите
всех зверят внутри природы,
убивайте
лишь зверей внутри себя.
Как
вы понимаете эти строки? (Ответы детей.)
О
каких зверях внутри нас говорит автор?
(Это человеческие пороки: жадность,злость,
зависть,
лень, и т. п.)
IV.
Новая тема
1. Предварительная беседа.
Сегодня
мы ознакомимся с ещё одним произведением
Николая Алексеевича. Прочитайте, как
оно называется. («Дедушка Мазай и
зайцы».)
Рассмотрите
иллюстрацию. Можете ещё до чтения
стихотворения сказать, о чём будет
текст? (Наверно, о том, как дед Мазай
спасал зайцев.)
2. Чтение стихотворения учителем.
Что
больше всего тронуло? Удивило? Рассмешило?
(Больше всего тронуло то, как дед Мазай
спасал зайцев. Удивило то, как зайцы
были послушны. Было смешно читать, как
автор говорит о зайцах. Особенно о
зайчихе -
Еле
жива, а толста как купчиха! -
Я
её, дуру, накрыл зипуном...)
V.
Физкультминутка
VI.
Изучение темы. Продолжение работы над
произведением
1.
Беседа после чтения.
С
каких мыслей Мазай начинает свой
рассказ? О чём он переживает? (дети
читают начало и говорят, что Мазай
переживает о том. Что дичь ловят сетями,
силками давят.)
Почему
дед Мазай отправился за дровами на
лодке? (Дров с реки нагоняет много в
половодье, весной. Он их собирал.)
Нарисуйте
словами картинку половодья. (Словесное
рисование детьми.)
Из
каких слов ясно, что деду Мазаю
по-настоящему жаль зайцев, что он любит
этих зверьков? (Он их называет: бедные
зверьки, зайцы мои, зайчики, зайчишко,
горемыка, плуты косые.)
Какую
находку было жаль бросать Мазаю?
Прочитайте отрывок.
(Мимо
бревно суховатое плыло,
Сидя,
и стоя, и лёжа пластом.
Зайцев
с десяток спасалось на нём.
«Взял
бы я вас — да потопите лодку!»
Жаль
их, однако, да жаль и находку.
Я
зацепился багром за сучок
И
за собою бревно поволок...)
2. Словарная работа.
БАГОР
— шест с металлическим крюком и остриём;
АРШИН
— старая русская мера длины, равная
0,71 м;
САЖЕНЬ
— старинная русская мера длины, равная
трём аршинам;
ЗИПУН
— крестьянский кафтан из грубого
толстого сукна.
3. Подготовка к
выразительному чтению.
Выразительное
чтение учащимися.
VII.
Итог урока
Можно
ли сказать, что в произведении изображён
не сказочный, а реальный случай из
жизни?
Как
относится поэт к главному герою?
Домашнее
задание |