М.Ю Лермонтов.
«Утёс»
Цели урока:
продолжить работу над произведениями
М.Ю. Лермонтова; прививать любовь к
русской поэзии.
Ход урока
I. Организационный
момент
II. Речевая
разминка
Кто
хочет разговаривать,
Тот
должен выговаривать
Всё
правильно
и внятно,
Чтоб
было всем понятно
Прочитай
те медленно, выговаривая каждое слово
чётко; прохлопайте ритм.
О
чём скороговорка? (Скороговорка о том,
как нужно правильно говорить.)
Какие
слова надо выделить? Это должны быть
самые важные слова. (Расстановка
логических ударений.)
Прочитайте
в разговорном темпе, выделяя слова.
Прочитайте
в ускоренном темпе, выделяя слова.
III.
Проверка домашнего задания
Выразительное чтение стихотворения
«На севере диком стоит одиноко...».
IV.
Ведение в тему. Работа с репродукцией
Рассмотрите репродукцию картины
Архипа Ивановича Куинджи (1841-1910),
российского живописца, передвижника.
Для пейзажей Куинджи характерны
романтическая приподнятость,панорамность
композиций, декоративная звучность
колорита, близкие к натуре эффекты
освещения.
V.
Физкультминутка
VI. Продолжение изучения темы
1. Чтение и обсуждение стихотворения
«Утёс».
Сегодня мы ознакомимся ещё с одним
стихотворением М.Ю. Лермонтова «Утёс».
Вспомните, что такое утёс? (Утёс — это
высокая скала.)
Чтение стихотворения учителем.
Утёс
Ночевала
тучка золотая
На груди утёса-великана; Утром
в путь она умчалась рано, По лазури
весело играя;
Но остался влажный
след в морщине Старого утеса. Одиноко Он
стоит, задумался глубоко, И тихонько
плачет он в пустыне.
Ваши впечатления от прочитанного?
(Мне стало грустно,печально. Он стоит
одиноко и плачет.)
Сравните два стихотворения Лермонтова
«На севере далёком стоит одиноко...»
и «Утёс» Перечитайте их, чтобы
выполнить это задание. (В этих
стихотворениях совпадает настроение
. Лермонтов пишет о грусти, печали,
невыносимости одиночества.)
Прочитайте стихотворение «Утёс»
про себя.
Какие два образа запомнились вам? (
Образ лёгкой, игривой, шаловливой,
свободной и беспечной золотой тучки.
И угрюмый, большой,неподвижный утёс.
Одинокий утёс, мрачный. Старый утёс.)
После посещения тучки как «чувствовал»
себя утёс? (Ему стало хуже. Его тоска
одиночества усилилась.)
Да, тучка не могла понять утёса: она
стремительная, юная, ей неизвестны
такие чувства, которые переживает утёс.
В чём же особенность
стихотворения?(Стихотворение небольшое,
но оно насыщено чувствами. В нём яркие
картины, в нём звучит музыка.)
2. Выразительное чтение стихотворения.
VII.
Итог урока
Домашнее
задание |