Среда, 04.12.2024, 11:28Приветствую Вас Гость | RSS
Персональный сайт учителя начальных классов
 Ларкиной Светланы Николаевны
.
Меню сайта
Категории раздела
Математика. [22]
Русский язык. [10]
Литературное чтение. [30]
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Рабочие материалы.


Главная » Статьи » Поурочные планы 2;3;4 класс. » Литературное чтение.

М. Горький. «Случай с Евсейкой»

М. Горький. «Случай с Евсейкой»


Цели уроков: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством М. Горького; проанализировать рассказ «Случай с Евсейкой»; расширять словарный запас учащихся.


Ход урока 1

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

  • Прочитайте стихотворение, вставьте пропущенное слово.

    Кто на все вопросы мне ответит?

    Кто расскажет про дела вокруг?

    Да, такой волшебник есть на свете:

    ...- лучший спутник мой и друг. (Книга.)

  • Прочитайте медленно.

  • Затем с ускорением.

  • Сейчас скороговоркой.

  • Прочитаем выразительно.

III. Введение в тему

  • Как вы понимаете слова стихотворения, записанного на доске?

(Если много читать, то много будешь знать. Книга действительно как волшебник. Раскроешь её и узнаешь все тайны.)

  • Мы с вами закончили работу по первой части учебника. Перед вами — вторая часть. Посмотрите, какие красивые, красочные учебники. Я надеюсь, что вы их будете часто брать в руки, чтобы поработать. Но также надеюсь, что вы их сохраните в таком же хорошем состоянии.

  • Что же для этого нужно? (Книги нужно беречь. Относиться к ним, как к друзьям. Брать их нужно только чистыми руками, не мять, не рвать, не загибать уголки.)

  • Как называется первый раздел второй части? (Раздел называется «Были-небылицы».)

  • Как вы это понимаете? (Название состоит из двух слов: «были»- значит то, что было, а «небылицы»- то, что придумано, чего не было.)

  • Рассмотрите иллюстрацию. Что вы на ней видите? (Рыбы сидят в гнезде, а мама-рыба несёт им червяка. Лягушки плывут по воздуху.)

  • Прочитайте имя писателя, о котором мы сегодня будем говорить. (Учитель открывает на доске портрет писателя, под которым написано: Горький Максим (1868-1936).)

Учитель рассказывает о писателе.


Максим Горький (1868 — 1936гг.)

Горький Максим, настоящее имя - Пешков Алексей Максимович (1868 - 1936), прозаик, драматург, поэт, публицист. Родился в Нижнем Новгороде в семье столяра краснодеревщика, после смерти отца жил в семье деда В.Каширина, владельца красильного заведения.

В одиннадцать лет, став круглым сиротой, начинает работать, сменив многих "хозяев": посыльным при обувном магазине, посудником на пароходах, чертежником и др. Только чтение книг спасало от отчаяния беспросветной жизни.

В 1884 приезжает в Казань, чтобы осуществить свою мечту - учиться в университете, но очень скоро понимает всю нереальность такого плана. Начинает работать. Позже Горький напишет: "Я не ждал помощи извне и не надеялся на счастливый случай... Я очень рано понял, что человека создает его сопротивление окружающей среде." В свои 16 лет он уже многое знал о жизни, но четыре года, проведенных в Казани, сформировали его личность, определили его путь. Начал вести пропагандистскую работу среди рабочих и крестьян (с народником М.Ромасем в селе Красновидово). С 1888 начинаются странствия Горького по России, с целью лучше узнать ее и ближе познакомиться с жизнью народа.

Прошел через донские степи, по Украине, до Дуная, оттуда - через Крым и Северный Кавказ - в Тифлис, где провел год, работая молотобойцем, затем конторщиком в железнодорожных мастерских, общаясь с революционными деятелями и участвуя в нелегальных кружках. В это время написал свой первый рассказ - "Макар Чудра", опубликованный в тифлисской газете, и поэму "Девушка и смерть" (напечатан в 1917).

С 1892, вернувшись в Нижний Новгород, занимается литературным трудом, публикуясь в поволжских газетах. С 1895 рассказы Горького появляются в столичных журналах, в "Самарской газете" стал известен как фельетонист, выступая под псевдонимом Иегудиил Хламида. В 1898 выходят в свет "Очерки и рассказы" Горького, сделавшие его широко известным в России. Много трудится, быстро вырастая в большого художника, новатора, способного повести за собой. Его романтические рассказы звали к борьбе, воспитывали героический оптимизм ("Старуха Изергиль", "Песня о Соколе", "Песня о Буревестнике").

В 1899 был опубликован роман "Фома Гордеев", выдвинувший Горького в ряд писателей мирового класса. Осенью этого года он приезжает в Петербург, где знакомится с Михайловским и Вересаевым, с Репиным; позже в Москве - с Л.Толстым, Л.Андреевым, А.Чеховым, И.Буниным, А.Куприным и другими писателями. Сходится с революционными кругами и за написание прокламации, призывавшей к свержению царской власти в связи с разгоном студенческой демонстрации, был выслан в Арзамас.

В 1901 - 02 написал свои первые пьесы "Мещане" и "На дне", поставленные на сцене МХАТа. В 1904 - пьесы "Дачники", "Дети солнца", "Варвары".

В революционных событиях 1905 Горький принимал самое активное участие, был заключен в Петропавловскую крепость за антицаристские прокламации. Протест русской и мировой общественности заставляет правительство освободить писателя. За помощь деньгами и оружием во время Московского декабрьского вооруженного восстания Горькому грозила расправа со стороны официальных властей, поэтому было решено отправить его за границу. В начале 1906 прибыл в Америку, где пробыл до осени. Здесь были написаны памфлеты "Мои интервью" и очерки "В Америке".

По возвращении в Россию пишет пьесу "Враги" и роман "Мать" (1906). В этом же году Горький едет в Италию, на Капри, где живет до 1913 года, все силы отдавая литературному творчеству. В эти годы написаны пьесы "Последние" (1908), "Васса Железнова" (1910), повести "Лето", "Городок Окуров" (1909), роман "Жизнь Матвея Кожемякина" (1910 - 11).

Используя амнистию, в 1913 возвращается в Петербург, сотрудничает в большевистских газетах "Звезда" и "Правда". В 1915 основал журнал "Летопись", руководил литературным отделом журнала, объединив вокруг него таких писателей, как Шишков, Пришвин, Тренев, Гладков и др.

После Февральской революции Горький участвовал в издании газеты "Новая жизнь", являвшейся органом социал-демократов, где публиковал статьи под общим названием "Несвоевременные мысли". Высказывал опасения в неподготовленности Октябрьской революции, боялся, что "диктатура пролетариата поведет к гибели политически воспитанных рабочих-большевиков...", размышлял о роли интеллигенции в спасении нации: "Русская интеллигенция снова должна взять на себя великий труд духовного врачевания народа".

Вскоре Горький стал активно участвовать в строительстве новой культуры: помогал организации Первого Рабоче-крестьянского университета, Большого драматического театра в Петербурге, создал издательство "Всемирная литература". В годы гражданской войны, голода и разрухи проявлял заботу о русской интеллигенции, когда многие ученые, писатели и художники были спасены им от голодной смерти.

В 1921 Горький по настоянию Ленина едет лечиться за границу (возобновился туберкулез). Сначала жил на курортах Германии и Чехословакии, затем переехал в Италию в Сорренто. Продолжает много работать: заканчивает трилогию - "Мои университеты" ("Детство" и "В людях" вышли в 1913 - 16), пишет роман "Дело Артамоновых" (1925). Начинает работу над книгой "Жизнь Клима Самгина", которую продолжал писать до конца жизни. В 1931 Горький вернулся на родину. В 1930-е вновь обращается к драматургии: "Егор Булычев и другие" (1932), "Достигаев и другие" (1933).

Подводя итог знакомству и общению с великими людьми своего времени, Горький пишет литературные портреты Л.Толстого, А.Чехова, В.Короленко, очерк "В.И.Ленин". В 1934 усилиями М.Горького был подготовлен и проведен 1-й Всесоюзный съезд советских писателей. 18 июня 1936 М.Горький скончался в Горках, похоронен на Красной площади.

IV. Физкультминутка

V. Новая тема. Знакомство с новым рассказом

1. Словарная работа.

  • Прежде чем мы начнём читать «Случай с Евсейкой», выясним значения слов, которые встретятся в рассказе.

ЛАНГУСТЫ — семейство беспозвоночных отряд десятиногих ракообразных. Длина до 60 см;

АКТИНИИ — (морские анемоны), отряд морских кишечно-полостных клеточных коралловых полипов;

КЛАРНЕТ — деревянный духовой язычковый музыкальный инструмент;

ГОЛОТУРИИ — (морские огурцы, морские кубышки), класс морских беспозвоночных животных типа иглокожих. Тело обычно червеобразное, от нескольких мм до 2 м;

АВИАТОР — специалист по управлению, вождению и обслуживанию летательных аппаратов;

СЕПИИ — то же, что каракатицы;

СИФОНОФОРЫ — колониальные свободноплавающие животные. Размер от 1см до 3м, у некоторых имеются нити (арканчики) длиной до 10м, служащие для поимки добычи.

2. Чтение рассказа учителем и учащимися.

3. Беседа после чтения.

  • Понравился ли вам рассказ?

VI. Итог урока

  • Расскажите о детстве М Горького.

  • О ком прочитали рассказ?

Домашнее задание

Ход урока 2

I. Организационный момент

II. Речевая размминка

Как он может жить на свете

без усов и чешуи?

Мы бы, рыбы, не могли бы

раздвоить хвосты свои!

Не похож он не на рака, ни на нас-

весьма во многом.

Не родня ли это чудо

безобразным осьминогам?

  • Прочитайте «птичьим базаром».

  • Прочитайте орфографически.

  • Прочитайте орфоэпически.

  • Чтение с ускорением.

  • Прочитайте сердито.

  • Прочитайте весело.

  • Прочитайте Выразительно.

III. Изучение темы. Работа над текстом М. Горького

1. Вводная беседа.

  • Узнали ли вы, чьи это слова и о ком они? (Да, узнали. Это из текста «Случай с Евсейкой», слова рыб, которые они бормотали, плавая вокруг Евсейки.)

2. Анализ рассказа.

  • Какой необычный случай произошёл с Евсейкой? (Однажды Евсейка сидел на берегу моря и удил рыбу. Она не клевала, и мальчик задремал. И вдруг он свалился в воду!)

3. Выборочное чтение

  • Найдите и прочитайте отрывок о том, что увидел Евсейка на морском дне. (Дети читают четвёртый абзац.)

  • Найдите в тексте название животных, которые встретились Евсейке.(Краб, актинии, черепаха, голотурия, сепия, рачки, лангусты, сифонофоры.)

  • Реальные или сказочные это животные?(Это реальные морские животные.)

  • Прочитайте, как рыбы смеялись над Евсейкой.(Дети выразительно зачитывают отрывки. Можно использовать чтение «цепочкой».)

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы над текстом

  • Чему удивился Евсейка, оказавшись на морском дне?(Он удивился тому, что рыбы разговаривали.)

  • Как он ответил на вопрос: «Откуда это вы взяли, что рыбы — немые?»(Он сказал, что узнал об этом от папы.)

  • Как мальчик объяснил рыбам, что такое папа ? (Он объяснил так: «Так себе... Вроде меня, только — побольше и усы у него. Если не сердится, то очень милый...»)

  • Чего он испугался? (Он испугался того, что его сейчас съедят.)

  • Почему же он не заплакал, испугавшись?(Евсейка сообразил, что плачь не плачь, в воде слёз не видно, и решил, что не стоит плакать.)

  • Прочитайте описания — сравнения всех тех, кто плавал вокруг Евсейки. (Дети читают последний абзац на с.8)

  • Как Евсейка старался смотреть на всё вокруг? (Он старался смотреть на всё беззаботно и ласково, как папа, когда он виноват, а мама сердится на него.)

  • Прочитайте разговор Евсейки с рыбой. Подумайте, каким голосом и тоном нужно читать.(Действующие лица: автор, рыба, Евсейка. Со слов: «А болтливая рыба всё спрашивает его...».)

  • Что вы думаете о Евсейке? Какой он? Как к нему относится автор?

VI. Проверка домашнего задания

VII. Итог урока

  • Как вы думаете, это рассказ или сказка?

  • Почему автор поместил его в разделе «Были и небылицы»?

Домашнее задание




Категория: Литературное чтение. | Добавил: учитель (31.01.2011) | Автор: М. Горький.
Просмотров: 47350 | Комментарии: 1 | Теги: М. Горький. «Случай с Евсейкой» | Рейтинг: 3.8/16
Всего комментариев: 1
1 артур  
0
помогите продолжение рассказа спасибо

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
 
Форма входа

 
Друзья сайта
.
Rambler's Top100 Счетчик тИЦ и PR