М. Горький.
«Случай с Евсейкой»
Цели уроков:
ознакомить учащихся с жизнью и творчеством
М. Горького; проанализировать рассказ
«Случай с Евсейкой»; расширять
словарный запас учащихся.
Ход урока 1
I. Организационный
момент
II. Речевая
разминка
Прочитайте
стихотворение, вставьте пропущенное
слово.
Кто на все
вопросы мне ответит?
Кто расскажет
про дела вокруг?
Да, такой
волшебник есть на свете:
...- лучший
спутник мой и друг. (Книга.)
Прочитайте
медленно.
Затем
с ускорением.
Сейчас
скороговоркой.
Прочитаем
выразительно.
III. Введение
в тему
(Если
много читать, то много будешь знать.
Книга действительно как волшебник.
Раскроешь её и узнаешь все тайны.)
Мы
с вами закончили работу по первой части
учебника. Перед вами — вторая часть.
Посмотрите, какие красивые, красочные
учебники. Я надеюсь, что вы их будете
часто брать в руки, чтобы поработать.
Но также надеюсь, что вы их сохраните
в таком же хорошем состоянии.
Что
же для этого нужно? (Книги нужно беречь.
Относиться к ним, как к друзьям. Брать
их нужно только чистыми руками, не мять,
не рвать, не загибать уголки.)
Как
называется первый раздел второй части?
(Раздел называется «Были-небылицы».)
Как
вы это понимаете? (Название состоит из
двух слов: «были»- значит то, что
было, а «небылицы»- то, что придумано,
чего не было.)
Рассмотрите
иллюстрацию. Что вы на ней видите? (Рыбы
сидят в гнезде, а мама-рыба несёт им
червяка. Лягушки плывут по воздуху.)
Прочитайте
имя писателя, о котором мы сегодня будем
говорить. (Учитель открывает на доске
портрет писателя, под которым написано:
Горький Максим (1868-1936).)
Учитель
рассказывает о писателе.
Максим Горький
(1868 — 1936гг.)
Горький
Максим, настоящее имя - Пешков Алексей
Максимович (1868 - 1936), прозаик, драматург,
поэт, публицист. Родился в Нижнем
Новгороде в семье столяра краснодеревщика,
после смерти отца жил в семье деда
В.Каширина, владельца красильного
заведения.
В
одиннадцать лет, став круглым сиротой,
начинает работать, сменив многих
"хозяев": посыльным при обувном
магазине, посудником на пароходах,
чертежником и др. Только чтение книг
спасало от отчаяния беспросветной
жизни.
В
1884 приезжает в Казань, чтобы осуществить
свою мечту - учиться в университете, но
очень скоро понимает всю нереальность
такого плана. Начинает работать. Позже
Горький напишет: "Я не ждал помощи
извне и не надеялся на счастливый
случай... Я очень рано понял, что человека
создает его сопротивление окружающей
среде." В свои 16 лет он уже многое знал
о жизни, но четыре года, проведенных в
Казани, сформировали его личность,
определили его путь. Начал вести
пропагандистскую работу среди рабочих
и крестьян (с народником М.Ромасем в
селе Красновидово). С 1888 начинаются
странствия Горького по России, с целью
лучше узнать ее и ближе познакомиться
с жизнью народа.
Прошел
через донские степи, по Украине, до
Дуная, оттуда - через Крым и Северный
Кавказ - в Тифлис, где провел год, работая
молотобойцем, затем конторщиком в
железнодорожных мастерских, общаясь с
революционными деятелями и участвуя в
нелегальных кружках. В это время написал
свой первый рассказ - "Макар Чудра",
опубликованный в тифлисской газете, и
поэму "Девушка и смерть" (напечатан
в 1917).
С
1892, вернувшись в Нижний Новгород,
занимается литературным трудом,
публикуясь в поволжских газетах. С 1895
рассказы Горького появляются в столичных
журналах, в "Самарской газете" стал
известен как фельетонист, выступая под
псевдонимом Иегудиил Хламида. В 1898
выходят в свет "Очерки и рассказы"
Горького, сделавшие его широко известным
в России. Много трудится, быстро вырастая
в большого художника, новатора, способного
повести за собой. Его романтические
рассказы звали к борьбе, воспитывали
героический оптимизм ("Старуха
Изергиль", "Песня о Соколе",
"Песня о Буревестнике").
В
1899 был опубликован роман "Фома
Гордеев", выдвинувший Горького в ряд
писателей мирового класса. Осенью этого
года он приезжает в Петербург, где
знакомится с Михайловским и Вересаевым,
с Репиным; позже в Москве - с Л.Толстым,
Л.Андреевым, А.Чеховым, И.Буниным,
А.Куприным и другими писателями. Сходится
с революционными кругами и за написание
прокламации, призывавшей к свержению
царской власти в связи с разгоном
студенческой демонстрации, был выслан
в Арзамас.
В
1901 - 02 написал свои первые пьесы "Мещане"
и "На дне", поставленные на сцене
МХАТа. В 1904 - пьесы "Дачники", "Дети
солнца", "Варвары".
В
революционных событиях 1905 Горький
принимал самое активное участие, был
заключен в Петропавловскую крепость
за антицаристские прокламации. Протест
русской и мировой общественности
заставляет правительство освободить
писателя. За помощь деньгами и оружием
во время Московского декабрьского
вооруженного восстания Горькому грозила
расправа со стороны официальных властей,
поэтому было решено отправить его за
границу. В начале 1906 прибыл в Америку,
где пробыл до осени. Здесь были написаны
памфлеты "Мои интервью" и очерки
"В Америке".
По
возвращении в Россию пишет пьесу "Враги"
и роман "Мать" (1906). В этом же году
Горький едет в Италию, на Капри, где
живет до 1913 года, все силы отдавая
литературному творчеству. В эти годы
написаны пьесы "Последние" (1908),
"Васса Железнова" (1910), повести
"Лето", "Городок Окуров" (1909),
роман "Жизнь Матвея Кожемякина"
(1910 - 11).
Используя
амнистию, в 1913 возвращается в Петербург,
сотрудничает в большевистских газетах
"Звезда" и "Правда". В 1915 основал
журнал "Летопись", руководил
литературным отделом журнала, объединив
вокруг него таких писателей, как Шишков,
Пришвин, Тренев, Гладков и др.
После
Февральской революции Горький участвовал
в издании газеты "Новая жизнь",
являвшейся органом социал-демократов,
где публиковал статьи под общим названием
"Несвоевременные мысли". Высказывал
опасения в неподготовленности Октябрьской
революции, боялся, что "диктатура
пролетариата поведет к гибели политически
воспитанных рабочих-большевиков...",
размышлял о роли интеллигенции в спасении
нации: "Русская интеллигенция снова
должна взять на себя великий труд
духовного врачевания народа".
Вскоре
Горький стал активно участвовать в
строительстве новой культуры: помогал
организации Первого Рабоче-крестьянского
университета, Большого драматического
театра в Петербурге, создал издательство
"Всемирная литература". В годы
гражданской войны, голода и разрухи
проявлял заботу о русской интеллигенции,
когда многие ученые, писатели и художники
были спасены им от голодной смерти.
В
1921 Горький по настоянию Ленина едет
лечиться за границу (возобновился
туберкулез). Сначала жил на курортах
Германии и Чехословакии, затем переехал
в Италию в Сорренто. Продолжает много
работать: заканчивает трилогию - "Мои
университеты" ("Детство" и "В
людях" вышли в 1913 - 16), пишет роман
"Дело Артамоновых" (1925). Начинает
работу над книгой "Жизнь Клима
Самгина", которую продолжал писать
до конца жизни. В 1931 Горький вернулся
на родину. В 1930-е вновь обращается к
драматургии: "Егор Булычев и другие"
(1932), "Достигаев и другие" (1933).
Подводя
итог знакомству и общению с великими
людьми своего времени, Горький пишет
литературные портреты Л.Толстого,
А.Чехова, В.Короленко, очерк "В.И.Ленин".
В 1934 усилиями М.Горького был подготовлен
и проведен 1-й Всесоюзный съезд советских
писателей. 18 июня 1936 М.Горький скончался
в Горках, похоронен на Красной площади.
IV.
Физкультминутка
V.
Новая тема. Знакомство с новым рассказом
1.
Словарная работа.
ЛАНГУСТЫ — семейство беспозвоночных
отряд десятиногих ракообразных. Длина
до 60 см;
АКТИНИИ — (морские анемоны), отряд
морских кишечно-полостных клеточных
коралловых полипов;
КЛАРНЕТ — деревянный духовой
язычковый музыкальный инструмент;
ГОЛОТУРИИ — (морские огурцы, морские
кубышки), класс морских беспозвоночных
животных типа иглокожих. Тело обычно
червеобразное, от нескольких мм до 2 м;
АВИАТОР — специалист по управлению,
вождению и обслуживанию летательных
аппаратов;
СЕПИИ — то же, что каракатицы;
СИФОНОФОРЫ — колониальные
свободноплавающие животные. Размер от
1см до 3м, у некоторых имеются нити
(арканчики) длиной до 10м, служащие для
поимки добычи.
2. Чтение рассказа учителем и учащимися.
3. Беседа после чтения.
VI. Итог урока
Домашнее задание
Ход урока 2
I. Организационный момент
II. Речевая размминка
Как он может жить на свете
без усов и чешуи?
Мы бы, рыбы, не могли бы
раздвоить хвосты свои!
Не похож он не на рака, ни на нас-
весьма во многом.
Не родня ли это чудо
безобразным осьминогам?
III. Изучение темы. Работа над
текстом М. Горького
1. Вводная
беседа.
Узнали ли
вы, чьи это слова и о ком они? (Да, узнали.
Это из текста «Случай с Евсейкой»,
слова рыб, которые они бормотали, плавая
вокруг Евсейки.)
2. Анализ
рассказа.
3. Выборочное
чтение
Найдите и
прочитайте отрывок о том, что увидел
Евсейка на морском дне. (Дети читают
четвёртый абзац.)
Найдите в
тексте название животных, которые
встретились Евсейке.(Краб, актинии,
черепаха, голотурия, сепия, рачки,
лангусты, сифонофоры.)
Реальные
или сказочные это животные?(Это реальные
морские животные.)
Прочитайте,
как рыбы смеялись над Евсейкой.(Дети
выразительно зачитывают отрывки. Можно
использовать чтение «цепочкой».)
IV. Физкультминутка
V. Продолжение работы над
текстом
Чему удивился
Евсейка, оказавшись на морском дне?(Он
удивился тому, что рыбы разговаривали.)
Как он ответил
на вопрос: «Откуда это вы взяли, что
рыбы — немые?»(Он сказал, что узнал
об этом от папы.)
Как мальчик
объяснил рыбам, что такое папа
? (Он объяснил так: «Так себе... Вроде
меня, только — побольше и усы у него.
Если не сердится, то очень милый...»)
Чего
он испугался? (Он испугался того, что
его сейчас съедят.)
Почему
же он не заплакал, испугавшись?(Евсейка
сообразил, что плачь не плачь, в воде
слёз не видно, и решил, что не стоит
плакать.)
Прочитайте
описания — сравнения всех тех, кто
плавал вокруг Евсейки. (Дети читают
последний абзац на с.8)
Как
Евсейка старался смотреть на всё вокруг?
(Он старался смотреть на всё беззаботно
и ласково, как папа, когда он виноват,
а мама сердится на него.)
Прочитайте
разговор Евсейки с рыбой. Подумайте,
каким голосом и тоном нужно
читать.(Действующие лица: автор, рыба,
Евсейка. Со слов: «А болтливая рыба
всё спрашивает его...».)
Что
вы думаете о Евсейке? Какой он? Как к
нему относится автор?
VI. Проверка
домашнего задания
VII. Итог
урока
Домашнее
задание
|