Суббота, 20.04.2024, 04:59Приветствую Вас Гость | RSS
Персональный сайт учителя начальных классов
 Ларкиной Светланы Николаевны
.
Меню сайта
Категории раздела
Математика. [22]
Русский язык. [10]
Литературное чтение. [30]
Статистика

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0

Рабочие материалы.


Главная » Статьи » Поурочные планы 2;3;4 класс. » Литературное чтение.

Литературный праздник (обобщающий урок по теме «Великие русские писатели»)

Литературный праздник (обобщающий урок по теме «Великие русские писатели»)


Цели урока: обобщить знание детей по разделу; прививать любовь и интерес к чтению, книгам.

Ход праздника


I. Ученик и учительница (под музыку читают стихи).

Ученик.                        Встреча с книгой, что с другом,

Для всех словно праздник,

А для детской души

Это нить Ариадны,

Что ведёт их от сказок,

Былин и приданий.


Учительница.                  Книги учат детей

Всем премудростям жизни -

Как быть человеком,

И быть нужным Отчизне,

И как правду от лжи

Все должны отличать,

Как бороться с врагом

И как зло побеждать.


    Учитель. Сегодня наш урок-праздник мы посвящаем великим русским писателям. А о ком будем сегодня говорить, чьё творчество вспоминать, узнаем, разгадав кроссворд.

II. Разгадывание кроссворда


























































1























2








































5


























6

















3






7




























































4





















































































































По вертикали:

1. Чувство, которое вы испытывали при чтении стихов М.Ю. Лермонтова. (Печаль.)

2.В баснях рассказывается о недостатках людей не прямо, а... (Иносказательно.)

3. Назовите язык, которым первым овладел А.С. Пушкин. (Французский.)

4. Небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются пороки и недостатки людей. (Басня.)

По горизонтали:

5. Русский поэт. Учился в Московском университете. Окончил Санкт-Петербургскую школу гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров. (Лермонтов.)

6. У этого поэта была любимая няня, о которой знают все.(Пушкин.)

7.Этот писатель переводил стихи и прозу, великолепно знал литературу, интересовался театром. (Крылов.)

8. Многие его рассказы и басни вошли в его же книгу «Азбука». (Толстой.)

  • Итак, назовите писателей, которым мы посвящаем наш праздник.

    (Михаил Юрьевич Лермонтов, Александр Сергеевич Пушкин, Иван Андреевич Крылов,

    Лев Николаевич Толстой.)

III. Конкурс чтецов стихов М.Ю. Лермонтова

  • Кто хочет прочитать полюбившиеся стихи Михаила Юрьевича наизусть? (Слушаем несколько человек. Можно включить музыку.)

IV. Сочинение Стихотворений детьми

  • А сейчас попробуйте сами сочинить стихотворения, переделав данный текст.(Восстановление его по смыслу, а потом переделайте в стихотворения.)

    А с рассветом на село;

    На поля, на пустынный сад;

    Ночью бушевала буря;

    Понесло первым снегом.

(Дети составляют стихотворения. Например:

Ночью буря бушевала,

А с рассветом на село,

На поля, на сад пушистый

Первым снегом понесло.)

V. О Льве Николаевиче Толстом

(На фоне плавной музыки учитель или дети рассказывают о писателе.)

Крестьянским ребятишкам входить в усадьбу было заказано. За каменной оградой густо зеленел старинный парк, там, как в лесу, пели птицы. Чисто разметённая берёзовая аллея, тихо светящийся из-за деревьев пруд- вот и всё, что можно было увидеть, если заглянуть в широкие, с круглыми башенками ворота. А где-то там, в глубине парка,в большом доме жил богатый и знатный граф.

И вот-то удивились ребята, когда услышали, что граф созывает их к себе в усадьбу! По всем окрестным деревням пошёл говор. Зачем зовёт их граф? Говорит, что хочет учить их грамоте.

В то время в городах было мало школ, а в деревнях и того меньше. Редко-редко какой грамотей находился в деревне. Чаще всего это был какой-нибудь дьячок. И вся деревня ходила к нему на поклон. Если нужно написать письмо — неси ему пятак или гривенник, он напишет. Ни книг, ни газет. Только и радости, только и отдыха от беспросветного труда, что сходят на праздники в церковь...

И вот теперь оказалось, что сам граф хочет устроить школу для крестьянских ребят и сам будет их учить.

Ребятишки молча подошли к белому графскому дому и остановились.

Двухэтажный дом показался им огромным ведь сами-то они выросли в низеньких избах под соломенными кровлями. Ребятишки стояли и ждали графа.

Граф вышел на крыльцо - плечистый, крепкий, с чёрной бородой. Ребята слегка заробели, когда он окинул их взглядом из-под густых бровей. Но граф улыбнулся, заговорил — и сразу вся робость прошла, сразу стало просто, хорошо. С первой же встречи началась дружба.

А потом возникла и любовь к учителю, которая у многих ребят так и осталась на всю жизнь в их сердцах.

Учитель был графом, его полагалось называть «ваше сиятельство». Но граф этого не хотел. «Неназывайте меня «ваше сиятельство», - сказал он, - меня зовут... (Львом Николаевичем), так и зовите меня».

  • Вы правильно догадались о ком идёт речь. Перечислите рассказы этого писателя, которые вам запомнились.

  • Знаете ли вы, как играл граф Толстой со своими учениками?Сейчас и мы поиграем в эту игру.

    Игра «Метелица».

    Дети, мальчики и девочки, встают в круг и начинают размахивать руками и качаться в разные стороны: это означает метель; они поют:

    Вдоль по улице метелица метёт,

    Скоро все она дорожки заметёт.

    Ай, жги, ай, жги, говори.

    Скоро все она дорожки заметёт.

    Потом дети делают руками быстрые движения, как будто что-то надевают, как будто что-то пристёгивают.

    Запряжём мы в сани лошадей,

    В лес поедем за дровами поскорей.

    Ай, жги, ай, жги, говори.

    В лес поедем за дровами поскорей.

    Дети вприпрыжку бегают всё скорее и скорее.

    Рысью друг за другом поспешим

    И скорёхонько до леса докатим.

    Ай, жги, ай, жги, говори.

    И скорёхонько до леса докатим.

    Внезапно останавливаются, идут медленнее — приехали в лес.

    Топорами мы ударим дружно в раз,

    Только щепочки по лесу полетят.

    Руками дети показывают,что происходит рубка леса, валятся деревья, обрубаются сучья. В конце концов все устали от работы.

    А из леса мы тихонечко пойдём

    И в ладоши так пришлёпывать начнём.

    А ногами-то притоптывать все в раз.

    Ну, теперь мороз не страшен-то для нас.

VI. Викторина по басням И.А. Крылова

Учитель:                ...Ох! Басни смерть моя!

Насмешки вечные над львами! Над орлами!

Кто что ни говори:

Хотя животные, а всё-таки цари!

(А.С. Грибоедов. «Горе от ума»)

  • Пять вопросов — пять ответов. Какой ответ соответствует вопросу?

    «Кумушка, мне странно это: «До того ль голубчик было?

    Да работала ль ты лето?» В мягких муравах у нас-

    («Стрекоза и Муравей») Песни, резвость всякий час,

    «Соседка, перестань срамиться...- Так что голову вскружило».

    тебе ль с Слоном возиться?» «Не радуйся мой свет...

    («Слон и Моська») И ненадейся по-пустому».

    «Приятель дорогой, здорово! Где ты «Вот то-то мне и духу придаёт,

    был?»(«Любопытный») Что я, совсем без драки,

    «Соседка,слышала ль ты добрую Могу попасть в большие забияки».

    молву?Ведь кошка,говорят,попалась «В кунсткамере, мой друг!

    в когти льву?»(«Мышь и Крыса») Часа там три ходил...»

    «Ну,что ж, Хавронья, там ты видала «Я не приметила богатства никакого».

    такого?»(«Свинья»)

  • В какой басне была такая мораль?

    «Вперёд чужой беде

    не смейся, Голубок!»

    («Чиж и Голубь».)

    «Уж сколько раз твердили миру,

    Что лесть грустна,вредна, но только всё не впрок,

    И в сердце льстец всегда отыщет уголок».

    («Ворона и Лисица».)


«Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдёт,

И выйдет из него не дело, только мука».

(Лебедь, Щука, и Рак».)

«Беда. Коль пироги начнёт печи сапожник,

А сапоги тачать пирожник:

И дело не пойдёт на лад».

(«Щука и Кот».)


«Случается нередко нам

И труд и мудрость видеть там,

Где стоит только догадаться

За дело просто взяться».

(«Ларчик».)

VII. Викторина по творчеству А.С. Пушкина

  • Где родился А.С. Пушкин? (В Москве.)

  • Когда он родился? (6 июня 1799 г.)

  • Как ласково называла его няня? (Мой свет, красно солнышко, милый ангел.)

  • Какие песни пела Арина Родионовна Пушкину? («За морем синица...», «По улице мостовой...».)

  • Кто сказал (ну, без подсказки):

    «Что за прелесть эти сказки!»?

    Ну что ж,отправимся смело вперед,

    Нас пушкинских сказок ждёт городок.

  • Узнайте сказку по картинке.

    1. Бочка. («Сказка о царе Салтане».)

  • прочитайте отрывок. (Дети читают отрывок, связанный с этим предметом.)

    2. Яблоко. («Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».)

    3. зайчонок. (может быть чёрт). («Сказка о попе и работнике его Болде».)

    4. Изба. («Сказка о рыбаке и рыбке».)

    5. Петушок. («Сказка о золотом петушке».)

  • Какие отрывки из произведений Александра Сергеевича вам хочется прочитать?

VIII. Подведение итогов праздника

  • Что вам особенно запомнилось, что произвело на вас впечатление во время наших уроков?

- Давайте напишем письмо в прошлое нашим писателям. Что бы вам хотелось им сказать, за что поблагодарить?





Категория: Литературное чтение. | Добавил: учитель (07.11.2010)
Просмотров: 13248 | Теги: Литературный праздник (обобщающий у | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
 
Форма входа

 
Друзья сайта
.
Rambler's Top100 Счетчик тИЦ и PR