Л. Толстой.
«Акула»
Цели урока:
Продолжить ознакомление детей с
творчеством Л.Н. Толстого; обучение
выразительному чтению для более глубокой
и точной передачи мыслей и чувств,
заложенных автором в произведении, а
так же для выражения собственного
отношения читающего к изображённым
событиям, героям и их поступкам.
Ход урока
I. Организационный
момент
II. Речевая
разминка
Тайна
Я
тебе открою тайну,
Никому
не говори...
Если
рано ты проснёшься,
Если
встанешь до зари,
Если
тихо выпьешь чаю,
Если
выйдешь из дверей,
Если
ты пойдёшь на право,
А
потом чуть-чуть левей,
Обогнёшь
большой колодец,
Обойдёшь
засохший пруд...
Там,
у старой водокачки,
Под
забором две собачки
Громко
косточку грызут!
(И. Пивоварова)
Прочитайте
«птичьим базаром».
Прочитайте
медленно, затем с ускорением.
Прочитайте,начиная
быстро, затем замедляя темп чтения.
Прочитайте
быстро, скороговоркой.
Прочитайте
выразительно.
III. Проверка
домашнего задания
О
какой тайне говорит автор?
(Под забором две
собачки
Громко косточку
грызут!)
А
какая тайна была у маленького Лёвушки
с его братьями? Перескажите текст,
который вы прочитали дома. (Пересказ
текста детьми.)
IV. Введение в
тему
1.
Актуализация знаний
Ребята,
вспомните, какие произведения мы читали
с вами во 2 классе? (Дети вспоминают:
«Старый дед и внучек», «Отец и
сыновья», «Учёный сын», «Как
мальчик рассказал про то, как его в лесу
застала гроза», «Осёл и Лошадь»,
«Котёнок», «Филиппок». Мы
читали его рассказы и басни.)
2.
Переход к новому материалу.
Сегодня
ознакомимся ещё с одним рассказом Л.Н.
Толстого «Акула».
(Учитель
начинает читать до слов «Акула плыла
прямо на мальчиков...». Здесь чтение
прерывается, делается пауза.)
Как
вы думаете, что будет дальше? (Предложения
детей.)
3.
Продолжение чтения текста хорошо
читающими учащимися.
4.
Беседа.
V. Физкультминутка
VI. Продолжение
работы над текстом. Выборочное чтение.
Найдите
и прочитайте, как мальчики оказались
в открытом море?
Как
отнёсся старый артиллерист к забавам
сына и его товарища? (Отец мальчика
старый артиллерист,стоял на палубе и
любовался своим сынишкой. Когда сын
стал отставать, отец крикнул ему: «Не
выдавай! Поднатужься!»)
Что
значит «Не выдавай! Поднатужься!»?
(Это значит не поддавайся, постарайся
победить, обогнать.)
Когда
отца охватил страх? Прочитайте, как
автор описывает его состояние. (Когда
все заметили акулу и стали кричать
мальчикам, отца охватил страх.
«Артиллерист, бледный как полотно,
не шевелясь, смотрел на детей».)
Прочитайте,
что было дальше.
Ребята,
почему, когда все пытались спасти
мальчиков, старый артиллерист стоял,
не предпринимая ничего? (Его сковал
страх за детей, за сына.)
Когда
он стал действовать? (Один из мальчиков
оглянулся, увидел акулу и пронзительно
взвизгнул. Визг этот как будто разбудил
артиллериста. Он сорвался с места и
побежал к пушкам. Он провернул хобот,
прилёг к пушке, прицелился и взял
фитиль.)
Почему
все замерли от страха? (Всем было страшно,
ведь он мог попасть в мальчиков.)
Как
вёл себя артиллерист после выстрела?
(Он упал подле пушки и закрыл лицо
руками.)
Почему
он так повёл себя? (Ему было страшно
смотреть, что же там, после его выстрела.)
Что
можно сказать об этом человеке, какой
он? (Он очень сильный духом человек,
мужественный. Опытный и т. п.)
Что
хотел показать нам автор этим рассказом?
(Показать переживания отца, его любовь
к сыну. Осудить беззаботное поведение
мальчиков. Показать опасности,
подстерегающие детей.)
VII. Итог урока
Домашнее
задание
|