Л.Н. Толстой
«Лев и собачка»
Цели урока:
обучение выразительному чтению для
более глубокой и тчной передачи мыслей
и чувств, заложенных автором в произведении,
а также для выражения собственного
отношения читающего к изображённым
событиям, героям и их поступкам; раскрытие
трагедийного смысла рассказа « Лев
и собачка»; пробуждению чувств любви
и доброты к братьям нашим меньшим.
Ход урока
I. Организационный
момент
II. Проверка
домашнего задания
1.
Пересказ текста по готовому плану
(вариант 1 или вариант 2 ).Слушаем по 2
рассказа.
2.
Актуализация знаний.
А
сейчас прочитайте пословицы, записанные
на доске, и скажите, какие из них можно
отнести к рассказам Л.Н. Толстого.
Назовите этот рассказ.
1.)
Будь храбр по уму и по сердцу.
2.)
Гордится отец, что у него сын — храбрец.
3.)
Одним умением, без привычки, хорошо не
сделаешь.
4.)
Кому потеха, а мне не до смеха.
5.)
Где смекнет боец там врагу конец.
(Ученики
объясняют пословицы и говорят, к какому
рассказу «Прыжок» или «Акула»
- они относятся.) Чтение и обсуждение
рассказа «Лев и собачка».
Сегодня,
ребята, мы прочитаем другой рассказ
Льва Николаевича «Лев и собачка».
Рассмотрите иллюстрацию к рассказу на
странице 161, Что вы видите?(Мы видим, что
лев и собачка сидят очень дружно, даже
очень странно, как они мирно сидят.)
Я
буду читать, а вы следите по учебникам.
(После чтения выдерживается пауза.)
Сейчас
вчитайтесь сами в текст, а потом
поделитесь своими мыслями. (Дети читают
текст самостоятельно.)
Каково
ваше впечатление от рассказа? Какие
мысли и чувства вызвало чтение?(Очень
жалко льва и собачку; лев умер от тоски.
Лев непросто привязался к собачке, а
полюбил её. Он добрый — поделил мясо с
собачкой, которую вначале встретил с
удивлением.)
IV. Физкультминутка
V. Работа над
текстом
1.
Дети зачитывают отрывки.
2.
Беседа
Как
вы думаете, почему автор так начал свой
рассказ? Что он хотел нам показать? (
Люди безжалостны — вместо того, чтобы
брать просто деньги. Они уничтожали
животных и смотрели на эту расправу.)
Зачем
же Лев Николаевич так начинает свой
рассказ?( Чтобы такого никогда небыло.
Он хочет научить нас любить животных.
В рассказе люди безжалостны, а лев и
собачка добрые.)
Прочитайте,
как лев посмотрел на собачку, когда
впервые увидел её? (Посмотрел с
любопытством, интересом и удивлением.)
Почему
же он не растерзал её, а заинтересовался
ею? Что его удивило? (Собачка умным
взглядом словно попросила его не есть
её. Была очень игривая и ласковая, стала
приветливо махать хвостиком.)
Как
автор относится к собачке? (Он её любит.)
Какими
словами он пишет о ней?(«Собачка»,
«собачонка», «лапки»,
«хвостик» и другие слова — добрые,
ласковые.)
Какова
же собачка? (Она добрая. Этим она и
понравилась льву.)
Как
лев относился к собачке? (Лев относился
к ней ласково, подружился с ней, полюбил
её.)
Что
же происходит дальше? (Собачка умирает,
лев не выдерживает разлуки с ней и
умирает тоже. Л.Н. Толстой изобразил
льва. Как человека, показал, как он
переживает горе, утрату.)
Найдите
и прочитайте слова, в которых Л.Н. Толстой
говорит про льва и собачку как о людях.
(на шестой день лев умер. Собачка
заболела.)
3.
Постановка проблемного вопроса.
VI. Итог урока
Что
нового узнали на уроке о писателе,
ознакомившись с новым рассказом?
Какие
общечеловеческие ценности нам открылись?
Что
будет с нами, если исчезнут добро,
красота, любовь?
Домашнее
задание
|