К.Д. Бальмонт.
«Золотое слово»
Цели урока:
ознакомить детей с жизнью и творчеством
К.Д. Бальмонта; учить пониманию смысла,
настроения и образного языка стихотворения.
Ход урока
I. Организационный
момент
II. Проверка
домашнего задания
Чтение отрывков наизусть.
III. Введение
в тему
1.
Работа над пословицей.
Осень
говорит: я поля уряжу; весна говорит: я
ещё погляжу.
Прочитайте
пословицу. Объясните её смысл.(Дети
читают пословицу и объясняют её смысл.
Например: Я помню её так, что осень все
деревья и кустарники одевает в разные
цвета. Листья меняют свою окраску. И
начинается это явление уже в августе.
В сентябре бывает всё красиво вокруг.
Наступает золотая осень. Весна же
наступает постепенно. Сначала даже
происходит «борьба» зимы с весной.
Но всё-таки весна одолевает зиму. Иногда
бывает ранняя, а иногда — поздняя.
Постепенно весной всё зеленеет и
становится красивым.)
Да,
у нас в России ярко выражены времена
года, поэты посвятили много стихов этой
теме. И поэты эти разные.
Сегодня
мы ознакомимся с творчеством одного
из них. Прочитайте его имя на странице
173,
рассмотрите его портрет. (Константин
Дмитриевич Бальмонт.)
2.
Чтение стихотворения «Золотое слово».
Прочитайте
название стихотворения, которое выбудете
читать. (Золотое слово.)
Как
вы думаете, почему оно так называется?
(Предположения детей.)
Проверим
наши предположения.
Чтение
стихотворения учителем.
3.
после чтения.
Понравилось
ли вам стихотворение? Чем? (Мне
стихотворение понравилось. Оно такое
интересное, необычное. Даже настроение
поднимается. Мне сразу представилась
весна. Она как живая, как молодая девушка,
которая что-то творит.)
IV. Физкультминутка
V. Изучение
новой темы
1.
Работа над стихотворением «Золотая
слово».
Прочитайте
стихотворение в слух так, как вы его
поняли. (Дети читают.)
Объясните
значение слова «кутерьма».
КУТЕРЬМА
— (разг.) - суматоха, беспорядок.
Прочитайте
выразительно слова-обещания каждого
времени года. Какую интонацию вы
выберете? (Мы выбираем хвастливую
интонацию. Ведь они обещают сделать
то, что могут только сами. Осень обещала:
«Я озолочу». А зима сказала: «Как
я захочу».)
Кто
обещал всё озолотить? (Всё озолотить
обещала осень.)
А
кто всё сделал на самом деле? (На самом
деле всё это сделала весна.)
Разве
у весны есть золотые краски? И есть, то
в чём они? (Весной солнце золотится.
Лютик — золотой, ведь он жёлтый. Речка
серебрится, вода залила всё вокруг. А
там, где нет воды, - лютик золотой и
жёлтый одуванчик.)
Как
вы поняли выражение «жёлтый одуванчик,
- будет и седой»? (Одуванчик сначала
жёлтый, а потом, когда созревают семена,
он становится белым, пушистым. Это
похоже на седые волосы.)
Так
почему же автор так назвал своё
стихотворение?
2.
Выразительное стихотворения.
VI. Знакомство
с жизнью и творчеством поэта
(Рассказ учителя о Бальмонте.)
Константин
Дмитриевич Бальмонт (1867- 1942 гг.)
Константин
Дмитриевич Бальмонт родился 3 (15) июня
1867 года в деревне Гумнищи Шуйского уезда
Владимирской губернии. Отец, Дмитрий
Константинович, служил в Шуйском уездном
суде и земстве, пройдя путь от мелкого
служащего в чине коллежского регистратора
до мирового судьи, а затем до председателя
уездной земской управы. Мать, Вера
Николаевна, урожденная Лебедева, была
образованной женщиной, и сильно повлияла
на будущее мировоззрение поэта, введя
его в мир музыки, словесности,
истории. В 1876-1883
годах Бальмонт учился в Шуйской гимназии,
откуда был исключен за участие в
антиправительственном кружке. Продолжил
свое образование во Владимирской
гимназии, затем в Москве в университете,
и Демидовском лицее в Ярославле. В 1887
году за участие в студенческих волнениях
был исключен из Московского университета
и сослан в Шую. Высшего образования так
и не получил, но благодаря своему
трудолюбию и любознательности стал
одним из самых эрудированных и культурных
людей своего времени. Бальмонт ежегодно
прочитывал огромное количество книг,
изучил, по разным сведениям, от 14 до 16
языков, кроме литературы и искусства
увлекался историей, этнографией,
химией. Стихи начал
писать в детстве. Первая книга стихов
«Сборник стихотворений» издана
в Ярославле на средства автора в 1890
году. Молодой поэт после выхода книжки
сжег почти весь небольшой тираж. Решающее
время в формировании поэтического
мировоззрения Бальмонта — середина
1890-х годов. До сих пор его стихи не
выделялись чем-то особенным среди
поздненароднической поэзии. Публикация
сборников «Под северным небом»
(1894) и «В безбрежности» (1895), перевод
двух научных трудов «История
скандинавской литературы» Горна-Швейцера
и «Истории итальянской литературы»
Гаспари, знакомство с В. Брюсовым и
другими представителями нового
направления в искусстве, укрепили веру
поэта в себя и свое особое предназначение.
В 1898 году Бальмонт выпускает сборник
«Тишина», окончательно обозначивший
место автора в современной
литературе. Бальмонту
суждено было стать одним из зачинателей
нового направления в литературе
— символизма.
Однако среди «старших символистов»
(Д.
Мережковский, З.
Гиппиус, Ф.
Сологуб, В.
Брюсов) и среди «младших» (А.
Блок, Андрей
Белый, Вяч.
Иванов) у него была своя позиция,
связанная с более широким пониманием
символизма как поэзии, которая, помимо
конкретного смысла, имеет содержание
скрытое, выражаемое с помощью намеков,
настроения, музыкального звучания. Из
всех символистов Бальмонт наиболее
последовательно разрабатывал
импрессионистическую ветвь. Его
поэтический мир — это мир тончайших
мимолетных наблюдений, хрупких
чувствований. Предтечами
Бальмонта в поэзии являлись, по его
мнению, Жуковский, Лермонтов, Фет, Шелли
и Э. По. Широкая
известность к Бальмонту пришла достаточно
поздно, а в конце 1890-х он был скорее
известен как талантливый переводчик с
норвежского, испанского, английского
и других языков. В
1903 году вышел один из лучших сборников
поэта «Будем как солнце» и сборник
«Только любовь». А перед этим, за
антиправительственное стихотворение
«Маленький султан», прочитанное
на литературном вечере в городской
думе, власти выслали Бальмонта из
Петербурга, запретив ему проживание и
в других университетских городах. И в
1902 году Бальмонт уезжает за границу,
оказавшись политическим
эмигрантом. Помимо
почти всех стран Европы Бальмонт побывал
в Соединенных Штатах Америки и Мексике
и летом 1905 года вернулся в Москву, где
вышли два его сборника «Литургия
красоты» и «Фейные сказки». На
события первой русской революции
Бальмонт откликается сборниками
«Стихотворения» (1906) и «Песни
мстителя» (1907). Опасаясь преследования
поэт вновь покидает Россию и уезжает
во Францию, где живет до 1913 года. Отсюда
он совершает поездки в Испанию, Египет,
Южную Америку, Австралию, Новую Зеландию,
Индонезию, Цейлон, Индию. Вышедшая
в 1907 году книга «Жар -птица. Свирель
славянина», в которой Бальмонт
развивал национальную тему, не принесла
ему успеха и с этого времени начинается
постепенный закат славы поэта. Однако
сам Бальмонт не сознавал своего
творческого спада. Он остается в стороне
от ожесточенной полемики между
символистами, ведущейся на страницах «Весов» и
«Золотого руна», расходится с
Брюсовым в понимании задач, стоящих
перед современным искусством, пишет
по-прежнему много, легко, самозабвенно.
Один за другим выходят сборники «Птицы
в воздухе» (1908), «Хоровод времен»
(1908), «Зеленый вертоград» (1909). О
них с несвойственной ему резкостью
отзывается А. Блок. В
мае 1913 года, после объявления амнистии
в связи с трехсотлетием дома Романовых,
Бальмонт возвращается в Россию и на
некоторое время оказывается в центре
внимания литературной общественности.
К этому времени он — не только известный
поэт, но и автор трех книг, содержащих
литературно-критические и эстетические
статьи: «Горные вершины» (1904),
«Белые зарницы» (1908), «Морское
свечение» (1910). Перед
Октябрьской революцией Бальмонт создает
еще два по-настоящему интересных сборника
«Ясень» (1916) и «Сонеты солнца,
меда и луны» (1917). Бальмонт
приветствовал свержение самодержавия,
однако события, последовавшие вслед за
революцией, отпугнули его, и благодаря
поддержке А. Луначарского Бальмонт
получил в июне 1920 года разрешение на
временный выезд за границу. Временный
отъезд обернулся для поэта долгими
годами эмиграции. В
эмиграции Бальмонт опубликовал несколько
поэтических сборников: «Дар земле»
(1921), «Марево» (1922), «Мое — ей»
(1923), «Раздвинутые дали» (1929),
«Северное сияние» (1931), «Голубая
подкова» (1935), «Светослужение»
(1936-1937). Умер 23
декабря 1942 года от воспаления легких.
Похоронен в местечке Нуази ле Гран под
Парижем, где жил последние годы.
VII. Изучение
новой темы. Продолжение. «Фейные
сказки»
К.
Бальмонт написал произведение для
своей дочери Нины (он звал её Ниника).
Для неё поэт сочинил «Фейные сказки».
(Слово «фейные» произошло от слова
«фея».) В стихотворных сказках К.
Бальмонта среди «мошек и букашек»,
пьющих «капельки с ромашек», живёт
нежная фея, «занятая делом», она
проверяет росинки, разрешает споры
между насекомыми и растениями.
Послушайте
его посвящение:
ФЕЙНЫЕ
СКАЗКИ: ПОСВЯЩЕНИЕ Солнечной
Нинике, с светлыми глазками — Этот
букетик из тонких былинок. Ты позабавишься
Фейными сказками, После — блеснешь
мне зелеными глазками,— В них не хочу
я росинок. Вечер далек, и до вечера
встретится Много нам: гномы, и страхи,
и змеи. Чур, не пугаться, — а если
засветятся Слезки, пожалуюсь Фее.
(Читает
стихотворения «Фея и снежинки»,
«Гномы», «У чудищ».)
VIII.
Итог урока
Домашнее
задание
|