И.З. Суриков «Зима»
Цели урока: Продолжить ознакомление с творчеством И.З. Сурикова; обучать пониманию поэтической речи, выразительному чтению.
Ход урока
I. Организационный момент II. Речевая разминка Умные совята Совята у совушки Умные головушки: На каждый совушкин совет Глазами хлопают в ответ. (И. Котляр) Прочитайте «жужжащим» чтением. Найдите однокоренные слова.(Совята, совушки, совушкин.) Какое слово нельзя причислить к группе слов с корнем — сов - ?(Совет.) Прочитайте с интонацией удивления. С вопросительной интонацией Прочитайте сердито Прочитайте радостно Сейчас прочитайте выразительно. III. Проверка домашнего задания IV. Введение в тему - Сейчас я вам прочитаю ещё одно стихотворение Ивана Захаровича Сурикова. Ярко солнце светит, В воздухе тепло, И, куда ни взглянешь, Всё кругом светло. На лугу пестреют Яркие цветы; Золотом облиты Тёмные листы. Дремлет лес: Ни звука, - Лист не шелестит, Только жаворонок В воздухе звенит, Да взмахнёт порою Птичка над кустом, Да, жужжа, повьётся Пчёлка над цветком, Да золотокрылый Жук лишь прошумит, - И опять всё тихо, Всё кругом молчит. Хорошо!.. И если б Труд не призывал, Долго бы весною В поле простоял. - Понравилось стихотворение ? Стало вам тепло ? Мне хотелось показать вам, как Иван Захарович писал о поздней весне. Если вам захотелось прочитать его другие стихи, найдите их в библиотеке или дома. Обязательно прочитайте. V. Физкультминутка VI. Работа над новой темой 1.Чтение стихотворения «Зима» - Вот мы и вернулись обратно в зиму. Откройте страницу 76 учебника. Прочитайте название стихотворения.(«Зима».) -Кто его написал ?(Иван Захарович Суриков.) - Ознакомимся с ним.(Учитель читает, а учащиеся следят по учебникам.) 2. Работа над содержанием стихотворения. - Какие чувства вы испытали при чтении стихотворения ? (Чувство покоя, радости, что наступила зима...) - Какие слова помогают понять, что наступила зима ? (Белый снег, пушистый В воздухе кружиться... И под утро снегом Поле заболело... Вот пришли морозы - И зима настала.) - Как понимаете слово «пеленою» ? В каком значении оно здесь употреблен? ПЕЛЕНА — сплошной покров, то что закрывает, заволакивает со всех сторон [первоначально — кусок ткани, то, во что пеленают]. - Ждал ли кто наступления зимы ? Кто ? (Да, наступления зимы ждала природа, люди.) Дети зачитывают отрывки, подтверждая свой ответ. - Прочитайте, ка крестьянин готовился встретиь зиму. (Уж давно крестьянина Ждал зимы и стужи, И избу соломой Он укрыл снаружи.) - Почему поэт называет сани — санишки ?( Наверное, потому, что они маленькие, а может быть, потому, что они уже старенькие.) - Какая интонация соответствует содержанию стихотворения: спокойная,печальная, радостная ? Передай её при выразительном чтении. 3.Выразительное чтение стихотворения. VII. Итог урока - Прочитайте пословицы и поговорки на доске. Какие из них подходят к теме нашего урока? 1) Зима не без морозов. 2) Зимой морозы, а летом грозы. 3) Готовь сани летом, а телегу зимой. 4) Лето собирает, а зима поедает. Домашнее задание
|