Четверг, 21.11.2024, 22:14Приветствую Вас Гость | RSS
Персональный сайт учителя начальных классов
 Ларкиной Светланы Николаевны
.
Меню сайта
Категории раздела
Математика. [22]
Русский язык. [10]
Литературное чтение. [30]
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

Рабочие материалы.


Главная » Статьи » Поурочные планы 2;3;4 класс. » Литературное чтение.

И.З.Суриков. «Детство»

И.З.Суриков. «Детство»


Цели урока: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством И.З. Сурикова; обучать выразительному чтению,чуткому отношению к слову.


Ход урока


I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

III. Введение в тему

  • И опять будто по мановению волшебной палочки, мы попадаем в снежную зиму, в деревню. И теперь нас ждёт встреча со стихами И.З. Сурикова.

- Откройте учебники на странице 72. Прочитай те имя и отчество поэта.(Рассказ учителя о поэте.)

Суриков (Иван Захарович) - даровитый поэт-самоучка (1841 - 1880). Родился в деревне Новосёлово, Углицкого уезда, Ярославской губернии; сын оброчного крестьянина, служившего приказчиком в Москве, а затем открывшего собственную овощную лавку. Сын его был отдан на десятом году для обучения грамоте к двум пожилым девушкам из разоренного купеческого рода - Финогеновым. Они ввели своего ученика в область житий святых "подвижников", так что он порой мечтал об иночестве, о спасении души в лесных дебрях или в тихой матери-пустыне. Он выучил также несколько романсов Мерзлякова , песен Цыганкова, басен Дмитриева . Привыкнув учиться грамоте на распев, мальчик распевал и эти стихи и смутно почувствовал влечение к поэзии. Манера читать стихи на распев осталась у него на всю жизнь, и когда он сам начал творить, то долго проверял размер стихов пением, пока не усвоил окончательно теорию стихосложения. К чтению еще более приохотил Сурикова живший в одном доме с ним мелкий чиновник, бывший семинарист, Добротворский , имевший много книг. Как только отец заметил, что сын может быть полезен ему в торговле, он поспешил поставить его за прилавок и вместе с тем вооружился против излишней, по его мнению, склонности сына к книжной мудрости. Несмотря на строгости отца, Суриков не только продолжал усиленно читать всевозможные книги, но, под сильным впечатлением пожара, случившегося в их доме, написал свое первое стихотворение, одобренное Добротворским. За этим опытом последовал целый ряд пьес, которые Суриков писал преимущественно в форме песен. Под строгим надзором отца Сурикову жилось плохо, особенно, когда дела отца пошатнулись, и он стал выпивать. В 1860 г. Сурикову сосватали невесту по сердцу, с которой он обвенчался и жил счастливо до конца жизни. Вместе с тем ему удалось познакомиться с А.Н. Плещеевым , который, признав в опытах Сурикова следы таланта, поощрил его к дальнейшему творчеству и передал несколько его стихотворений Ф.Б. Миллеру , редактору "Развлечения". Первая пьеса Сурикова появилась в печати в 1863 г. Успех окрылил поэта, строже, с тех пор, относившегося к своим произведениям и, при теплом участии Плещеева, все более совершенствовавшегося в форме. Между тем дела отца приняли окончательно дурной оборот, к тому же он вступил во второй брак с раскольницей; Сурикову пришлось уйти от отца, служить в лавочке дяди, быть наборщиком, торговать углем и железом. Это довольно скоро подорвало его здоровье и силы и ярко отразилось на его творчестве. Все пережитое им он сумел выразить в простых, прочувствованных стихах, то оплакивая невеселую крестьянскую долю, то скорбя о погибших в жизненной борьбе силах, об узниках, об униженных и оскорбленных, то мучаясь людским бессильем вообще и своим в частности. Настоящий, непосредственный лирик, Суриков проявляет много искренности и задушевности там, где дело касается той среды, из которой он вышел, впечатлений детства и юности, любви к матери, которую он обожал. Вне этого Суриков впадает в риторику, перестает быть самим собой, подражает Кольцову , Некрасову , Никитину , Михайлову-Шеллеру. У Сурикова есть прекрасные картины природы ("В воздухе смолкает", "На одре", "На чужбине", "От деревьев тени", "Сон и пробуждение", "Помнишь: были годы", "У могилы матери", и др.). Характер своей поэзии Суриков определяет в следующем восьмистишии: "Мне доставались нелегко моей души больные звуки, страдал я сердцем глубоко, когда слагалась песня муки. Я в песне жил не головой, а жил скорбящей душой, - и оттого мой стон больной звучит тяжелою тоской". В другом стихотворении он говорит, что его песни грустны, "как осенние дни. Звуки их - шум дождя, за окном ветра вой: то рыданья души, стоны груди больной". С начала семидесятых годов стихотворения Сурикова стали появляться в "Деле" и "Вестнике Европы". В 1871 г. вышел первый небольшой сборник его стихотворений. Московское общество любителей российской словесности избрало его в свои члены. Но дни поэта были сочтены; он медленно таял, ему не помогло пребывание на востоке России в кумысо-лечебном заведении, и он скончался от чахотки. Стихотворения Сурикова выдержали 4 издания. Лучшее из них последнее, где помещен и подробный биографический очерк поэта, написанный другом его, Н.А. Соловьевым-Несмеловым (Москва, 1885). П. Быков.

IV. Физкультминутка

V. Новая тема

1. Вводная беседа.

  • Ребята, а вы любите зимние забавы ? Какие ?(Дети перечисляют.)

  • Сегодня я расскажу вам о трудной жизни Ивана Сурикова. Но до 8 лет, пока была жива его мама, ему жилось очень хорошо. И детство своё он считает счастливым.

    Детства прошлого картины!
    Только вы светлы:
    Выступаете вы ярко
    Из сердечной мглы.

    Время детства золотое,

    Юность без тревог!

    Хоть бы день из этой жизни

    Возвратить я мог!
    Детство, нет тебе возврата!
    Пронеслось, прошло;
    Только в памяти живешь ты
    Ярко и светло.

2. Первичное чтение стихосложения «Детство»

  • Прочитаем стихотворение, помещённое в наших учебниках. Следите за моим чтением.(Учитель читает Выразительно.)

 


3. Работа над текстом стихосложения.

  • Похожи ли забавы крестьянских детей на ваши ?(Да, они очень похожи.)

  • Какая из картин, которые нарисовал поэт, вам особенно запомнилась ?

  • Прочитайте строчки, в которых представлена картина: семья зимним вечером.(Дети зачитывают 3 четверостишия.)

  • Что такое лапти ?

ЛАПТИ — в старое время: крестьянская обувь,сплетённая из лыка,охватывающая только стопу.(Можно показать.)

  • Кто из вас знает, что такое прялка ?

ПРЯЛКА — приспособление для ручного прядения, приводимое в движение ножной педалью.

  • Рассмотрите на иллюстрацию на странице 72.

  • Найдите значение слова «светца»

СВЕТЕЦ — подставка для лучины, освещающий жильё, избу.

  • Найдите строки, которые говорят о большой любви мальчика к сказкам.(Дети зачитывают строки.)

  • А вы любите сказки ? Назовите самые любимые.(Этот опрос желательно провести быстро.)

  • Перечитайте строки,где мальчик рассказывает о своих любимых сказках. Подумайте, как будете их читать: спокойно,медленно,или с волнением,ожиданием волшебства ?(Выразительное чтение отрывка детьми.)

  • Какая сказка снилась мальчику ? (Похоже на сказку «Иван-царевич и серый волк».)

4.Выразительное чтение всего стихотворения.

VI. Итог урока

  • Чем отличается ваше детство от описанного в стихотворении ?

Домашнее задание.







Категория: Литературное чтение. | Добавил: учитель (05.10.2010)
Просмотров: 20220 | Комментарии: 2 | Теги: И.З.Суриков. «Детство» | Рейтинг: 3.8/5
Всего комментариев: 2
2 юлиана  
0
нормальный урок

1 Елена  
0
Отличный урок!
Жаль ,что не делитесь!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
 
Форма входа

 
Друзья сайта
.
Rambler's Top100 Счетчик тИЦ и PR