И.С. Никитин. «Полно степь моя, спать беспробудно...»
Тема урока: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством И.С. Никитина, с его стихотворением «Полно степь моя, спать беспробудно...»; прививать любовь к природе, к слову. Ход урока I.Организационный момент. II.Речевая разминка. Вёз на горку Саня за собою сани.Ехал с горки Саня, а на Сане сани. Прочитайте «жужжащим» чтением. Почему слово «Саня» и «сани» написаны по-разному ?(Одно слово означает имя, а другое
предмет, на котором катаются.) Назовите знакомые части речи. (Дети называют глаголы: вёз, ухал; имя существительное-горку, Саня, сани; предлоги — на, за, с; местоимение — собою.) Прочитайте с вопросительной интонацией, выделяя голосом глаголы. ( Дети читают.) Прочитайте с утвердительной интонацией на глаголах. Прочитайте с восклицательной интонацией на глаголах. А теперь скороговоркой. III. Введение в тему. Знакомство с творчеством поэта И.С. Никитина.
1.Учитель читает стихотворение И.С. Никитина «Утро». УТРО Звёзды меркнут и гаснут. В огне облака. Белый пар по лугам расстилается. По зеркальной воде, по кудрям лозняка От зари алый свет разливается. Дремлет чуткий камыш. Тишь — безлюдье вокруг. Чуть приметна тропинка росистая. Куст заденешь плечом,— на лицо тебе вдруг С листьев брызнет роса серебристая. Потянул ветерок, воду морщит-рябит. Пронеслись утки с шумом и скрылися. Далеко-далеко колокольчик звенит. Рыбаки в шалаше пробудилися. Сняли сети с шестов, вёсла к лодкам несут... А восток всё горит-разгорается. Птички солнышка ждут, птички песни поют, И стоит себе лес, улыбается. Вот и солнце встаёт, из-за пашен блестит, За морями ночлег свой покинуло, На поля, на луга, на макушки ракит Золотыми потоками хлынуло. Едет пахарь с сохой, едет — песню поёт, По плечу молодцу всё тяжёлое... Не боли ты, душа! Отдохни от забот! Здравствуй, солнце да утро весёлое! 2.Знакомство с биографией поэта. Понравилось вам стихотворение? А знаете, кто его написал ? Его написал Иван Саввич Никитин. (1824-1861) — русский поэт XIX века. Никитин Иван Саввич (21.9.1824 года, Воронеж - 16.10.1861 года, Воронеж ) - известный поэт.
Родился в Воронеже в семье купца и владельца небольшого воско-белильного завода. В восьмилетнем возрасте он поступил в духовное училище, затем в Воронежскую cеминарию (1834–1843), где у него пробудился интерес к литературе, в это же время начинает писать первые стихи. В 1854 - 55 публикует стихи "Бурлак", "Жена ямщика", "Уличная встреча". За этим последовала поэма "Кулак", такие стихи, как "Ночлег в деревне" (1857 - 58), "Пахарь" (1856), "Нищий" (1857), "Пряха" (1858), "Поминки", "Мать и дочь"(1860). На стихи Никитина создано свыше 60 романсов и песен русскими композиторами. В 1859, после успеха его второго сборника, Никитин приобрел книжную лавку, ставшую центром литературно-общественной жизни Воронежа. Но жизненные силы были на исходе, Никитин заболел чахоткой и 16 октября (28 н.с.) скончался в Воронеже. Захотелось вам прочитать другие стихи Ивана Никитина ? Давайте отдохнём, а потом продолжим работу. IV. Физкультминутка V. Новая тема 1. Работа над стихотворением « Полно степь моя, спать беспробудно...» Откройте учебник на странице 66. Посмотрите на портрет писателя... Прочитайте имя поэта. ( Иван Саввич Никитин.) Я буду читать стихотворение , а вы следите по учебникам.(Учитель выразительно читает стихотворение.) Полно, степь моя, спать беспробудно: Зимы-матушки царство прошло, Сохнет скатерть дорожки безлюдной, Снег пропал, — и тепло и светло. Пробудись и умойся росою, В ненаглядной красе покажись, Принакрой свою грудь муравою, Как невеста, в цветы нарядись. Полюбуйся: весна наступает, Журавли караваном летят, В ярком золоте день утопает, И ручьи по оврагам шумят. Белоснежные тучки толпами В синеве, на просторе, плывут, По груди у тебя полосами, Друг за дружкою, тени бегут. Скоро гости к тебе соберутся, Сколько гнёзд понавьют, — посмотри! Что за звуки, за песни польются День-деньской от зари до зари! Там уж лето… ложись под косою, Ковыль белый, в угоду косцам! Подымайся, копна за копною! Распевайте, косцы, по ночам! И тогда, при мерцанье румяном Ясных зорек в прохладные дни, Отдохни, моя степь, под туманом, Беззаботно и крепко усни. (Октябрь) 1854 Понравилось вам стихотворение ? А чём оно ? (Оно о том, как наступает весна.) 2. Беседа по прочитанному. Какие картины природы сменяют друг друга в стихотворении Никитина ? Опишите их.( Первая картина о том, как степь должна пробудится и умыться росою. Как она принакроется травой, нарядится в цветы, ка невеста. Т. е. Первая картина о том, как степь расцветёт. Вторая картина о наступлении весны. Летят журавли, ручьи по оврагам шумят. Третья картина — картина неба, по которому плывут тучки.) Как называет автор траву ? (Муравой.) К кому обращается поэт ? ( Поэт обращается к степи.) Согласны ли вы, что поэт изображает степь ка живую? Докажите.( Да поэт изображает степь ка живую. Он обращается к ней: Степь моя, полно спать беспробудно, Пробудись и умойся росою, В ненаглядной красе покажись. Принакрой, нарядись, полюбуйся...) Как бы вы озаглавили стихотворение ? (Предложение детей.) Ребята, а все ли выражения вам были понятны в тексте ? Объясните значение слов: ПОЛНО (спать беспробудно)- значит, хватит, КОВЫЛЬ- это степная трава. В УГОДУ КОСЦАМ- удовлетворить косцов,сделав им приятное (хорошей травой). КОПНА- небольшой округлый стог сена,снопов. 3.Подготовка к выразительному чтению. Подумайте в каком темпе вы будете читать стихотворения: в быстром,чётко, громко произнося слова, или напевно, медленно.(Будем читать медленно,напевно.) 4.Выразительное чтение стихотворения. VI. Итог урока С творчеством какого поэта познакомились на уроке ? О чём стихи Ивана Никитина? Домашнее задание. |