Понедельник, 20.11.2017, 07:05Приветствую Вас Гость | RSS
Персональный сайт учителя начальных классов
 Ларкиной Светланы Николаевны
.
Меню сайта
Категории раздела
Математика. [22]
Русский язык. [10]
Литературное чтение. [30]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Рабочие материалы.


Главная » Статьи » Поурочные планы 2;3;4 класс. » Литературное чтение.

И.С. Никитин. «Полно степь моя, спать беспробудно...»

И.С. Никитин. «Полно степь моя, спать беспробудно...»


Тема урока: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством И.С. Никитина, с его стихотворением «Полно степь моя, спать беспробудно...»; прививать любовь к природе, к слову.

Ход урока

I.Организационный момент.

II.Речевая разминка.

Вёз на горку Саня за собою сани.Ехал с горки Саня, а на Сане сани.

  • Прочитайте «жужжащим» чтением.

  • Почему слово «Саня» и «сани» написаны по-разному ?(Одно слово означает имя, а другое

предмет, на котором катаются.)

  • Назовите знакомые части речи. (Дети называют глаголы: вёз, ухал; имя существительное-горку, Саня, сани; предлоги — на, за, с; местоимение — собою.)

  • Прочитайте с вопросительной интонацией, выделяя голосом глаголы. ( Дети читают.)

  • Прочитайте с утвердительной интонацией на глаголах.

  • Прочитайте с восклицательной интонацией на глаголах.

  • А теперь скороговоркой.

    III. Введение в тему. Знакомство с творчеством поэта И.С. Никитина.

1.Учитель читает стихотворение И.С. Никитина «Утро».

УТРО

Звёзды меркнут и гаснут. В огне облака.

Белый пар по лугам расстилается.
По зеркальной воде, по кудрям лозняка
От зари алый свет разливается.
Дремлет чуткий камыш. Тишь — безлюдье вокруг.
Чуть приметна тропинка росистая.
Куст заденешь плечом,— на лицо тебе вдруг
С листьев брызнет роса серебристая.
Потянул ветерок, воду морщит-рябит.
Пронеслись утки с шумом и скрылися.
Далеко-далеко колокольчик звенит.
Рыбаки в шалаше пробудилися.
Сняли сети с шестов, вёсла к лодкам несут...
А восток всё горит-разгорается.
Птички солнышка ждут, птички песни поют,
И стоит себе лес, улыбается.
Вот и солнце встаёт, из-за пашен блестит,
За морями ночлег свой покинуло,
На поля, на луга, на макушки ракит
Золотыми потоками хлынуло.
Едет пахарь с сохой, едет — песню поёт,
По плечу молодцу всё тяжёлое...
Не боли ты, душа! Отдохни от забот!
Здравствуй, солнце да утро весёлое!

2.Знакомство с биографией поэта.

  • Понравилось вам стихотворение? А знаете, кто его написал ? Его написал Иван Саввич Никитин. (1824-1861) — русский поэт XIX века.

     Никитин Иван Саввич (21.9.1824 года, Воронеж - 16.10.1861 года, Воронеж ) - известный поэт.

    Родился в Воронеже в семье купца и владельца небольшого воско-белильного завода. В восьмилетнем возрасте он поступил в духовное училище, затем в Воронежскую cеминарию (1834–1843), где у него пробудился интерес к литературе, в это же время начинает писать первые стихи. В 1854 - 55 публикует стихи "Бурлак", "Жена ямщика", "Уличная встреча". За этим последовала поэма "Кулак", такие стихи, как "Ночлег в деревне" (1857 - 58), "Пахарь" (1856), "Нищий" (1857), "Пряха" (1858), "Поминки", "Мать и дочь"(1860). На стихи Никитина создано свыше 60 романсов и песен русскими композиторами. В 1859, после успеха его второго сборника, Никитин приобрел книжную лавку, ставшую центром литературно-общественной жизни Воронежа. Но жизненные силы были на исходе, Никитин заболел чахоткой и 16 октября (28 н.с.) скончался в Воронеже. 

  • Захотелось вам прочитать другие стихи Ивана Никитина ?

  • Давайте отдохнём, а потом продолжим работу.

    IV. Физкультминутка

    V. Новая тема

    1. Работа над стихотворением « Полно степь моя, спать беспробудно...»

  • Откройте учебник на странице 66. Посмотрите на портрет писателя... Прочитайте имя поэта. ( Иван Саввич Никитин.)

  • Я буду читать стихотворение , а вы следите по учебникам.(Учитель выразительно читает стихотворение.)

          * * *

    Полно, степь моя, спать беспробудно:
    Зимы-матушки царство прошло,
    Сохнет скатерть дорожки безлюдной,
    Снег пропал, — и тепло и светло.
    Пробудись и умойся росою,
    В ненаглядной красе покажись,
    Принакрой свою грудь муравою,
    Как невеста, в цветы нарядись.
    Полюбуйся: весна наступает,
    Журавли караваном летят,
    В ярком золоте день утопает,
    И ручьи по оврагам шумят.
    Белоснежные тучки толпами
    В синеве, на просторе, плывут,
    По груди у тебя полосами,
    Друг за дружкою, тени бегут.
    Скоро гости к тебе соберутся,
    Сколько гнёзд понавьют, — посмотри!
    Что за звуки, за песни польются
    День-деньской от зари до зари!
    Там уж лето… ложись под косою,
    Ковыль белый, в угоду косцам!
    Подымайся, копна за копною!
    Распевайте, косцы, по ночам!
    И тогда, при мерцанье румяном
    Ясных зорек в прохладные дни,
    Отдохни, моя степь, под туманом,
    Беззаботно и крепко усни.

    (Октябрь) 1854

  • Понравилось вам стихотворение ? А чём оно ? (Оно о том, как наступает весна.)

    2. Беседа по прочитанному.

  • Какие картины природы сменяют друг друга в стихотворении Никитина ?

    Опишите их.( Первая картина о том, как степь должна пробудится и умыться росою. Как она принакроется травой, нарядится в цветы, ка невеста. Т. е. Первая картина о том, как степь расцветёт. Вторая картина о наступлении весны. Летят журавли, ручьи по оврагам шумят. Третья картина — картина неба, по которому плывут тучки.)

  • Как называет автор траву ? (Муравой.)

  • К кому обращается поэт ? ( Поэт обращается к степи.)

  • Согласны ли вы, что поэт изображает степь ка живую? Докажите.( Да поэт изображает степь ка живую. Он обращается к ней:

    Степь моя, полно спать беспробудно,

    Пробудись и умойся росою,

    В ненаглядной красе покажись.

    Принакрой, нарядись,

    полюбуйся...)

  • Как бы вы озаглавили стихотворение ? (Предложение детей.)

  • Ребята, а все ли выражения вам были понятны в тексте ?

  • Объясните значение слов:

    ПОЛНО (спать беспробудно)- значит, хватит,

    КОВЫЛЬ- это степная трава.

    В УГОДУ КОСЦАМ- удовлетворить косцов,сделав им приятное (хорошей травой).

    КОПНА- небольшой округлый стог сена,снопов.

    3.Подготовка к выразительному чтению.

  • Подумайте в каком темпе вы будете читать стихотворения: в быстром,чётко, громко произнося слова, или напевно, медленно.(Будем читать медленно,напевно.)

    4.Выразительное чтение стихотворения.

    VI. Итог урока

  • С творчеством какого поэта познакомились на уроке ?

  • О чём стихи Ивана Никитина?

    Домашнее задание.

Категория: Литературное чтение. | Добавил: учитель (04.10.2010)
Просмотров: 26048 | Комментарии: 1 | Теги: спать беспробудно...», И.С. Никитин. «Полно степь моя | Рейтинг: 5.0/4
Всего комментариев: 1
1  
Спасибо вам большое за урок )))

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
 
Форма входа

 
Друзья сайта
.
Rambler's Top100 Счетчик тИЦ и PR