И.А. Крылов.
«Ворона и Лисица»
Цели урока:
продолжить ознакомление с баснями И.А.
Крылова; формировать умение определять
басню, как жанр литературы по характерным
признакам, находить мораль в произведении.
Ход урока
I. Организационный
момент
II. Речевая
разминка
Осип орёт, Архип
не отстаёт.
Кто кого переорёт?
Осип охрип. Архип
осип.
Прочитайте
медленно. Что это? (Это скороговорка.)
Прочитаем
орфографически (как пишем).
Прочитаем
орфографически ( как произносим).
Прочитайте
медленно,затем с ускорением.
Потренируйтесь
в скорочтении.
Сегодня
мы работаем ещё с одной басней И.А.
Крылова «Ворона и Лисица». Разберём
её смысл, будем учиться читать
выразительно.
III. Изучение
новой темы
1.
Учитель читает басню.
ВОРОНА
И ЛИСИЦА
Уж
сколько раз твердили миру, Что лесть
гнусна, вредна; но только всё не впрок, И
в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Вороне
где-то бог послал кусочек сыру; На ель
Ворона взгромоздясь, Позавтракать-было
совсем уж собралась, Да призадумалась,
а сыр во рту держала. На ту беду Лиса
близехонько бежала; Вдруг сырный дух
Лису остановил: Лисица видит сыр,—
Лисицу сыр пленил. Плутовка к дереву
на цыпочках подходит; Вертит хвостом,
с Вороны глаз не сводит, И говорит так
сладко, чуть дыша: «Голубушка, как
хороша! Ну что за шейка, что за
глазки! Рассказывать, так, право,
сказки! Какие пёрышки! какой носок! И
верно ангельский быть должен голосок! Спой,
светик, не стыдись! Что ежели, сестрица, При
красоте такой, и петь ты мастерица, Ведь
ты б у нас была царь-птица!»
Вещуньина
с похвал вскружилась голова, От радости
в зобу дыханье сперло,— И на
приветливы Лисицины слова Ворона
каркнула во все воронье горло: Сыр
выпал — с ним была плутовка такова.
ЛЕСТЬ
— лицемерное, угодливое восхваление;
ЛЬСТЕЦ
— льстивый человек;
ГНУСНЫЙ
— внушающий отвращение, омерзительный;
ВЗГРОМОЗДИТЬСЯ
— взобраться с усилием на что-то высокое;
ПЛЕНИЛ
— привлёк внимание, привели в восторг;
ВЕЩУНЬИНА
— принадлежащая вещунье;
ЗОБ
— у птиц, насекомых: расширенная часть
пищевода, где накапливается и предварительно
обрабатывается пища.
IV.
Физкультминутка
V.
Продолжение работы над басней
1.
Беседа.
Почему
Крылов говорит, что лесть вредна, ведь
каждому приятно слышать о себе хорошие
слова? (Приятно, когда о тебе говорят
правду.)
Почему
на роль льстеца выбрана Лисица, а её
доверчивой слушательницей стала Ворона?
(В сказках лисица чаще изображается
как хитрая,ловкая,коварная. А ворона
воплощает в себе образ глуповатого,
невнимательного человека.)
Прочитайте,
как характеризует Крылов Лисицу.
(Плутовка
к дереву на цыпочках подходит;
Вертит
хвостом, с Вороны глаз не сводит
И
говорит так сладко, чуть дыша...)
2.
Выразительное чтение басни.
VI.
Итог урока
В
чём сила басни?
Что
высмеивают, обличают басни Крылова?
Рассмотрите
книги с баснями Крылова. Обратите
внимание, что в одних случаях художники
изображают животных, в других людей.
Почему это возможно?( Это связано с
иносказаниями.)
Домашнее
задание
|