И.А. Крылов.
«Мартышка и очки»
Цели урока:
ознакомить с жизнью и творчеством И.А.
Крылова; провести работу над басней
«Мартышка и очки».
Ход урока
I. Организационный
момент
II. Проверка
домашнего задания
- А
сейчас послушаем, как вы выучили
стихотворение и научились его читать.(Дети
читают наизусть.)
III. Введение
в тему урока
Ребята,
сегодня мы начинаем знакомство с жизнью
и творчеством замечательного баснописца
Ивана Андреевича Крылова. Александр
Сергеевич Пушкин очень любил басни
Ивана Андреевича Крылова и назвал его
«истинно народным писателем».
Рассмотрите
репродукцию портрета И. Крылова работы
К. Брюллова на развороте учебника. И
послушайте небольшой рассказ о нём.
Иван
Андреевич Крылов (1769
— 1844)
Русский
писатель, баснописец, академик
Петербургской Академии Наук (1841). Издавал
сатирические журналы "Почта духов"
(1789) и др. Писал трагедии и комедии,
оперные либретто. В 1809 — 43 создал более
200 басен, проникнутых демократическим
духом, отличающихся сатирической
остротой, ярким и метким языком. В них
обличались общественные и человеческие
пороки. Н. В. Гоголь назвал басни И.
Крылова "...книгой мудрости самого
народа".
Родился
2 февраля (14 февраля н.с.) в Москве в семье
бедного армейского капитана, получившего
офицерский чин только после тринадцатилетней
солдатской службы. В 1775 отец вышел в
отставку, и семья поселилась в Твери.
Образование
будущий баснописец получил скудное,
но, обладая исключительными способностями,
много читая с самого детства, настойчиво
и упорно занимаясь самообразованием,
стал одним из самых просвещенных людей
своего времени.
После
смерти отца семья осталась без всяких
средств к существованию, и Крылову с
десяти лет пришлось работать писцом в
Тверском суде. Мать не сумела добиться
пенсии после смерти мужа, и в 1782 было
решено ехать в Петербург хлопотать о
пенсии. В столице тоже ничего не удалось
добиться, но для Крылова нашлось место
канцеляриста в Казенной палате. К тому
же Петербург открывал перед ним
возможность заниматься литературным
трудом. На протяжении 1786 — 1788 Крылов
написал трагедии "Клеопатра" и
"Филомела" и комедии "Бешеная
семья", "Проказники". Имя молодого
драматурга вскоре приобретает известность
в театральных и литературных кругах.
В 1789
Крылов начал издавать сатирический
журнал "Почта духов", продолжавший
традиции русской сатирической
журналистики. Из-за своего радикального
направления журнал смог просуществовать
только восемь месяцев, но Крылов не
оставил намерения возобновить его. В
1792 он создал новый сатирический журнал
"Зритель", сразу ставший популярным
из-за злободневности своей тематики. В
повести "Каиб" аллегорически
представлен произвол и лживый либерализм
тоталитарного режима, в котором читатель
без труда узнавал современную ему
Россию. Летом 1792 в типографии был
произведен обыск, Крылов попал под
надзор полиции, издание журнала пришлось
прекратить.
В 1791
— 1801 Крылов отошел от журналистской
деятельности, скитался по провинции:
побывал в Тамбове, Саратове, Нижнем
Новгороде, на Украине. Он не переставал
сочинять, но его произведения лишь
изредка появлялись в печати.
После
смерти Екатерины II ему удалось поступить
на службу к князю С. Голицыну в качестве
личного секретаря и учителя его детей.
В домашнем театре Голицына была поставлена
написанная Крыловым в 1800 шутотрагедия
"Трумф, или Подщипа" — остроумная
и меткая сатира на Павла I и царский
двор.
В 1801
Крылов завершил комедию "Пирог",
поставленную в Петербурге и в Москве.
В 1806
возвратился в Петербург, где установил
новые литературные связи, написал
комедии "Модная лавка" (1806) и "Урок
дочкам" (1807). В 1809 вышла первая книга
басен Крылова, в которых он выступал не
только как моралист, но обличитель
"сильных" мира сего, угнетающих
народ. Именно басня стала тем жанром, в
котором гений Крылова выразился
необычайно широко. Девять книг, включающих
более 200 басен, составляют басенное
наследство Крылова.
8 1812
стал библиотекарем только что открывшейся
Публичной библиотеки, где прослужил 30
лет, выйдя в отставку в 1841. Крылов не
только оказался хорошим собирателем
книг, число которых при нем сильно
возросло, но он много работал по
составлению библиографических указателей
и славяно-русского словаря.
9 ноября
(21 н.с.) 1844 в возрасте 75 лет Крылов
скончался. Похоронен в Петербурге.
IV.
Физкультминутка
V.
Изучение новой темы
1.
Чтение басни «Мартышка и очки».
Ребята,
прежде чем мы ознакомимся с новой
басней, вспомним, что же такое басня?(Это
небольшое произведение, написанное
стихами или прозой, в котором высмеиваются
пороки и недостатки людей —
хитрость,лож,жадность,глупость и др. в
баснях обычно действуют животные, в
которых легко узнать людей. Басня
заканчивается или начинается моралью
— выводом,поучением. Где объясняется
смысл басни.)
МАРТЫШКА
— маленькая обезьянка;
ДЮЖИНА
— 12;
ПОЛДЮЖИНЫ
— 6;
ТЕМЯ
— верхняя часть головы;
НАНИЖАЕТ
— оденет подряд на нитку, проволоку;
НЕВЕЖДА
— необразованный, несведущий человек;
К
ХУДУ КЛОНИТ — к плохому клонит;
ПОЗНАТНЕЙ
— знать — в буржуазно-дворянском
обществе:высший слой привилегированного
класса;
НЕВЕЖА
— грубый невоспитанный человек.
2.Чтение
басни учителем. Работа над ней.
Обратите
внимание на те действия, которые
совершала Мартышка с Очками.
(Она
ими вертит,
то
к темю их прижмёт,
то
их на хвост нанижет,
то
их понюхает то их полижет.)
Соответствуют
ли эти действия тому, что обычно делают
с очками? (Нет, так очками не пользуются.)
Прочитайте
выразительно, как она примеряла очки.
Почему
Мартышка решила, что люди её обманули?
(Она не знала, как пользоваться очками,
поэтому они ей не помогли.)
В
чём комичность ситуации? Что вам
показалась в басне смешным? (Было смешно,
что очков она достала себе много и
надевала их на себя куда только можно
было надеть.)
Перечитайте
мораль басни и сделайте свой вывод.(дети
читают мораль басни и объясняют её, как
понимают.)
Ребята,
а если бы не было морали в басне, то вы
бы догадались, какие недостатки людей
высмеиваются? (Да, по самой басне тоже
можно догадаться, что высмеивается
человек-невежда.)
Чем
отличаются слова «невежда» и
«невежа»?
НЕВЕЖДА
— необразованный, несведущий человек;
НЕВЕЖА
— грубый невоспитанный человек.
3.Выразительное
чтение басни.
МАРТЫШКА
И ОЧКИ
Мартышка
к старости слаба глазами стала; А у
людей она слыхала, Что это зло еще не
так большой руки: Лишь стоит завести
Очки. Очков с полдюжины себе она
достала; Вертит Очками так и сяк: То
к темю их прижмет, то их на хвост
нанижет, То их понюхает, то их
полижет; Очки не действуют никак. «Тьфу
пропасть!» говорит она: «и тот
дурак, Кто слушает людских всех
врак: Всё про Очки лишь мне налгали; А
проку на́-волос нет в них». Мартышка
тут с досады и с печали О камень так
хватила их, Что только брызги засверкали.
К
несчастью, то ж бывает у людей: Как ни
полезна вещь,— цены не зная ей, Невежда
про нее свой толк всё к худу клонит; А
ежели невежда познатней, Так он ее еще
и гонит.
VI.Итог
урока
Домашнее
задание
|