Понедельник, 11.12.2017, 03:23Приветствую Вас Гость | RSS
Персональный сайт учителя начальных классов
 Ларкиной Светланы Николаевны
.
Меню сайта
Категории раздела
Математика. [22]
Русский язык. [10]
Литературное чтение. [30]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Рабочие материалы.


Главная » Статьи » Поурочные планы 2;3;4 класс. » Литературное чтение.

И.А. Крылов. «Мартышка и очки»

И.А. Крылов. «Мартышка и очки»


Цели урока: ознакомить с жизнью и творчеством И.А. Крылова; провести работу над басней «Мартышка и очки».


Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

- А сейчас послушаем, как вы выучили стихотворение и научились его читать.(Дети читают наизусть.)

III. Введение в тему урока

  • Ребята, сегодня мы начинаем знакомство с жизнью и творчеством замечательного баснописца Ивана Андреевича Крылова. Александр Сергеевич Пушкин очень любил басни Ивана Андреевича Крылова и назвал его «истинно народным писателем».

  • Рассмотрите репродукцию портрета И. Крылова работы К. Брюллова на развороте учебника. И послушайте небольшой рассказ о нём.


Иван Андреевич Крылов (1769 — 1844)

Русский писатель, баснописец, академик Петербургской Академии Наук (1841). Издавал сатирические журналы "Почта духов" (1789) и др. Писал трагедии и комедии, оперные либретто. В 1809 — 43 создал более 200 басен, проникнутых демократическим духом, отличающихся сатирической остротой, ярким и метким языком. В них обличались общественные и человеческие пороки. Н. В. Гоголь назвал басни И. Крылова "...книгой мудрости самого народа".

Родился 2 февраля (14 февраля н.с.) в Москве в семье бедного армейского капитана, получившего офицерский чин только после тринадцатилетней солдатской службы. В 1775 отец вышел в отставку, и семья поселилась в Твери.

Образование будущий баснописец получил скудное, но, обладая исключительными способностями, много читая с самого детства, настойчиво и упорно занимаясь самообразованием, стал одним из самых просвещенных людей своего времени.

После смерти отца семья осталась без всяких средств к существованию, и Крылову с десяти лет пришлось работать писцом в Тверском суде. Мать не сумела добиться пенсии после смерти мужа, и в 1782 было решено ехать в Петербург хлопотать о пенсии. В столице тоже ничего не удалось добиться, но для Крылова нашлось место канцеляриста в Казенной палате. К тому же Петербург открывал перед ним возможность заниматься литературным трудом. На протяжении 1786 — 1788 Крылов написал трагедии "Клеопатра" и "Филомела" и комедии "Бешеная семья", "Проказники". Имя молодого драматурга вскоре приобретает известность в театральных и литературных кругах.

В 1789 Крылов начал издавать сатирический журнал "Почта духов", продолжавший традиции русской сатирической журналистики. Из-за своего радикального направления журнал смог просуществовать только восемь месяцев, но Крылов не оставил намерения возобновить его. В 1792 он создал новый сатирический журнал "Зритель", сразу ставший популярным из-за злободневности своей тематики. В повести "Каиб" аллегорически представлен произвол и лживый либерализм тоталитарного режима, в котором читатель без труда узнавал современную ему Россию. Летом 1792 в типографии был произведен обыск, Крылов попал под надзор полиции, издание журнала пришлось прекратить.

В 1791 — 1801 Крылов отошел от журналистской деятельности, скитался по провинции: побывал в Тамбове, Саратове, Нижнем Новгороде, на Украине. Он не переставал сочинять, но его произведения лишь изредка появлялись в печати.

После смерти Екатерины II ему удалось поступить на службу к князю С. Голицыну в качестве личного секретаря и учителя его детей. В домашнем театре Голицына была поставлена написанная Крыловым в 1800 шутотрагедия "Трумф, или Подщипа" — остроумная и меткая сатира на Павла I и царский двор.

В 1801 Крылов завершил комедию "Пирог", поставленную в Петербурге и в Москве.

В 1806 возвратился в Петербург, где установил новые литературные связи, написал комедии "Модная лавка" (1806) и "Урок дочкам" (1807). В 1809 вышла первая книга басен Крылова, в которых он выступал не только как моралист, но обличитель "сильных" мира сего, угнетающих народ. Именно басня стала тем жанром, в котором гений Крылова выразился необычайно широко. Девять книг, включающих более 200 басен, составляют басенное наследство Крылова.

8 1812 стал библиотекарем только что открывшейся Публичной библиотеки, где прослужил 30 лет, выйдя в отставку в 1841. Крылов не только оказался хорошим собирателем книг, число которых при нем сильно возросло, но он много работал по составлению библиографических указателей и славяно-русского словаря.

9 ноября (21 н.с.) 1844 в возрасте 75 лет Крылов скончался. Похоронен в Петербурге.

IV. Физкультминутка

V. Изучение новой темы

1. Чтение басни «Мартышка и очки».

  • Ребята, прежде чем мы ознакомимся с новой басней, вспомним, что же такое басня?(Это небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются пороки и недостатки людей — хитрость,лож,жадность,глупость и др. в баснях обычно действуют животные, в которых легко узнать людей. Басня заканчивается или начинается моралью — выводом,поучением. Где объясняется смысл басни.)

  • Почему слова «Очки» и «Мартышка» написаны с большой буквы.(Это герои басни.)

  • Чтобы текст басни нам был понятен, определим значение слов:

МАРТЫШКА — маленькая обезьянка;

ДЮЖИНА — 12;

ПОЛДЮЖИНЫ — 6;

ТЕМЯ — верхняя часть головы;

НАНИЖАЕТ — оденет подряд на нитку, проволоку;

НЕВЕЖДА — необразованный, несведущий человек;

К ХУДУ КЛОНИТ — к плохому клонит;

ПОЗНАТНЕЙ — знать — в буржуазно-дворянском обществе:высший слой привилегированного класса;

НЕВЕЖА — грубый невоспитанный человек.

2.Чтение басни учителем. Работа над ней.

  • Подумайте, почему баснописец выбрал для своей басни именно Мартышку? (Предложение детей)

  • Обратите внимание на те действия, которые совершала Мартышка с Очками.

    (Она ими вертит,

    то к темю их прижмёт,

    то их на хвост нанижет,

    то их понюхает то их полижет.)

  • Соответствуют ли эти действия тому, что обычно делают с очками? (Нет, так очками не пользуются.)

  • Прочитайте выразительно, как она примеряла очки.

  • Почему Мартышка решила, что люди её обманули? (Она не знала, как пользоваться очками, поэтому они ей не помогли.)

  • В чём комичность ситуации? Что вам показалась в басне смешным? (Было смешно, что очков она достала себе много и надевала их на себя куда только можно было надеть.)

  • Перечитайте мораль басни и сделайте свой вывод.(дети читают мораль басни и объясняют её, как понимают.)

  • Ребята, а если бы не было морали в басне, то вы бы догадались, какие недостатки людей высмеиваются? (Да, по самой басне тоже можно догадаться, что высмеивается человек-невежда.)

  • Чем отличаются слова «невежда» и «невежа»?

НЕВЕЖДА — необразованный, несведущий человек;

НЕВЕЖА — грубый невоспитанный человек.

3.Выразительное чтение басни.

МАРТЫШКА И ОЧКИ

Мартышка к старости слаба глазами стала;
А у людей она слыхала,
Что это зло еще не так большой руки:
Лишь стоит завести Очки.
Очков с полдюжины себе она достала;
Вертит Очками так и сяк:
То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет,
То их понюхает, то их полижет;
Очки не действуют никак.
«Тьфу пропасть!» говорит она: «и тот дурак,
Кто слушает людских всех врак:
Всё про Очки лишь мне налгали;
А проку на́-волос нет в них».
Мартышка тут с досады и с печали
О камень так хватила их,
Что только брызги засверкали.

К несчастью, то ж бывает у людей:
Как ни полезна вещь,— цены не зная ей,
Невежда про нее свой толк всё к худу клонит;
А ежели невежда познатней,
Так он ее еще и гонит.

VI.Итог урока

  • Кто такой И.А. Крылов?

  • С какой басней ознакомились?

Домашнее задание



Категория: Литературное чтение. | Добавил: учитель (24.10.2010)
Просмотров: 21890 | Теги: И.А. Крылов. «Мартышка и очки» | Рейтинг: 4.4/15
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
 
Форма входа

 
Друзья сайта
.
Rambler's Top100 Счетчик тИЦ и PR