Детство Л.Н.
Толстого (из воспоминаний писателя)
Цель урока:
ознакомить учащихся с жизнью и творчеством
Л.Н. Толстого.
Ход урока
I. Организационный
момент
II. Проверка
домашнего задания
Чтение
наизусть стихотворения «Осень»
М. Лермонтова.
III. Введение
в тему
Чтоб поверить в добро, надо
начать делать его.
(Л.Н. Толстой)
Как
вы понимаете эти слова? (Объяснение
учащихся)
И
так, сегодня и следующие несколько
уроков мы посвятим Льву Николаевичу
Толстому.
Вспомните,
что мы знаем об этом писателе? (Граф.
Родился в 1828 году в Ясной Поляне и
похоронен там в 1910 году. Он прожил 82
года и всю свою жизнь посвятил литературе.
Его книги переведены на многие языки,
их читают во всём мире. Полное собрание
сочинений -90 томов. Он очень любил детей.
Лев Николаевич открыл в Ясной Поляне
школу, написал учебник для детей и сам
учил их.)
Вы
узнаете ещё много нового и интересного
об этом писателе.
IV. Новая тема
Лев Николаевич
Толстой (1828-1910гг.)
Родился
в усадьбе Ясная Поляна. Среди предков
писателя по отцовской линии — сподвижник
Петра I — П. А. Толстой, одним из первых
в России получивший графский титул.
Участником Отечественной войны 1812 г.
был отец писателя гр. Н. И. Толстой. По
материнской линии Толстой принадлежал
к роду князей Болконских, связанных
родством с князьями Трубецкими,
Голицыными, Одоевскими, Лыковыми и
другими знатными семьями. По матери
Толстой был родственником А. С. Пушкина.
Когда Толстому шел девятый год, отец
впервые повез его в Москву, впечатления
от встречи с которой живо переданы
будущим писателем в детском сочинении
"Кремль". Москва здесь названа
"величайшим и многолюднейшим городом
Европы", стены которого "видели
стыд и поражение непобедимых полков
Наполеоновых". Первый период московской
жизни юного Толстого продолжался менее
четырех лет. Он рано осиротел, потеряв
сначала мать, а затем и отца. С сестрой
и тремя братьями юный Толстой переезжает
в Казань. Здесь жила одна из отцовских
сестер, ставшая их опекуншей.
Живя в Казани, Толстой два с половиной
года готовился к поступлению в университет,
где учился с 1844 г. сначала на восточном,
а затем на юридическом факультете.
Изучал турецкий и татарский языки у
известного тюрколога профессора
Казембека. В зрелую пору жизни писатель
свободно владел английским, французским
и немецким языками; читал на итальянском,
польском, чешском и сербском; знал
греческий, латинский, украинский,
татарский, церковнославянский; изучал
древнееврейский, турецкий, голландский,
болгарский и другие языки.
Занятия по казенным программам и
учебникам тяготили Толстого-студента.
Он увлекся самостоятельной работой над
исторической темой и, оставив университет,
уехал из Казани в Ясную Поляну, полученную
им по разделу отцовского наследства.
Затем он отправился в Москву, где в конце
1850 г. началась его писательская
деятельность: незаконченная повесть
из цыганского быта (рукопись не
сохранилась) и описание одного прожитого
дня ("История вчерашнего дня").
Тогда же была начата повесть "Детство".
Вскоре Толстой решил поехать на Кавказ,
где его старший брат, Николай Николаевич,
офицер-артиллерист, служил в действующей
армии. Поступив в армию юнкером, позже
он сдал экзамен на младший офицерский
чин. Впечатления писателя от Кавказской
войны отразились в рассказах "Набег"
(1853), "Рубка леса" (1855), "Разжалованный"
(1856), в повести "Казаки" (1852—1863). На
Кавказе была завершена повесть "Детство",
в 1852 г. напечатанная в журнале
"Современник". Когда
началась Крымская война, Толстой
перевелся с Кавказа в Дунайскую армию,
действовавшую против турок, а затем в
Севастополь, осажденный объединенными
силами Англии, Франции и Турции. Командуя
батареей на 4-м бастионе, Толстой был
награжден орденом Анны и медалями "За
защиту Севастополя" и "В память
войны 1853—1856 гг.". Не раз Толстого
представляли к награде боевым Георгиевским
крестом, но однако "Георгия" он так
и не получил. В армии Толстой пишет ряд
проектов – о переформировании
артиллерийских батарей и создании
штуцерных, вооруженных нарезными ружьями
батальонов, о переформировании всей
русской армии. Вместе с группой офицеров
Крымской армии Толстой намеревался
выпускать журнал "Солдатский вестник"
("Военный листок"), но его издание
не было разрешено императором Николаем
I. Осенью 1856 г. вышел в отставку
и вскоре отправился в полугодичное
заграничное путешествие, посетив
Францию, Швейцарию, Италию и Германию.
В 1859 г. Толстой открыл в Ясной Поляне
школу для крестьянских детей, а затем
помог открыть более 20 школ в окрестных
деревнях. Чтобы направить их деятельность
по верному, с его точки зрения, пути, он
издавал педагогический журнал "Ясная
Поляна" (1862). С целью изучить постановку
школьного дела в зарубежных странах
писатель в 1860 г. вторично отправился за
границу. После манифеста
1861 Толстой вошел в число мировых
посредников первого призыва, стремившихся
помочь крестьянам решать их споры с
помещиками о земле. Вскоре в Ясной
Поляне, когда Толстой находился в
отъезде, жандармы произвели обыск в
поисках тайной типографии, которую
писатель якобы завел после того, как
общался в Лондоне с А. И. Герценом.
Толстому пришлось закрыть школу и
прекратить издание педагогического
журнала. Всего его перу принадлежат
одиннадцать статей о школе и педагогике
("О народном образовании", "Воспитание
и образование", "Об общественной
деятельности на поприще народного
образования" и другие). В них он
подробно описал опыт своей работы с
учениками ("Яснополянская школа за
ноябрь и декабрь месяцы", "О методах
обучения грамоте", "Кому у кого
учиться писать, крестьянским ребятам
у нас или нам у крестьянских ребят").
Толстой-педагог требовал сближения
школы с жизнью, стремился поставить ее
на службу запросам народа, а для этого
активизировать процессы обучения и
воспитания, развивать творческие
способности детей. Вместе
с тем, уже в начале творческого пути
Толстой становится поднадзорным
писателем. Одними из первых произведений
писателя стали повести "Детство",
"Отрочество" и "Юность",
"Молодость" (которая, однако, не
была написана). По замыслу автора, они
должны были составить роман "Четыре
эпохи развития". В начале
1860-х гг. на десятилетия устанавливается
порядок жизни Толстого, его быт. В 1862 г.
он женился на дочери московского врача
Софье Андреевне Берс.
Писатель работает над романом "Война
и мир" (1863—1869). Завершив "Войну и
мир", Толстой несколько лет изучал
материалы о Петре I и его времени. Однако,
написав несколько глав "петровского"
романа, Толстой отказался от своего
замысла. В начале 1870-х гг. писателя вновь
увлекла педагогика. Много труда вложил
он в создание "Азбуки", а затем и
"Новой азбуки". Тогда же им были
составлены "Книги для чтения", куда
он включил много своих рассказов.
Весной 1873 г. Толстой начал и через четыре
года закончил работу над большим романом
о современности, назвав его по имени
главной героини — "Анна Каренина".
Духовный кризис, пережитый Толстым в
конце 1870 — нач. 1880 гг., завершился
переломом в его мировоззрении. В
"Исповеди" (1879—1882) писатель говорит
о перевороте в своих взглядах, смысл
которого он видел в разрыве с идеологией
дворянского класса и переходе на сторону
"простого трудового народа".
В начале 1880 гг. Толстой переехал с семьей
из Ясной Поляны в Москву, заботясь о
том, чтобы дать образование своим
подраставшим детям. В 1882 г. проходила
перепись московского населения, в
которой писатель принял участие. Он
близко увидел обитателей городских
трущоб и описал их страшную жизнь в
статье о переписи и в трактате "Так
что же нам делать?" (1882—1886). В них
писатель сделал основной вывод: "...Так
нельзя жить, нельзя так жить, нельзя!".
"Исповедь" и "Так что же нам
делать?" представляли собой произведения,
в которых Толстой выступал одновременно
и как художник и как публицист, как
глубокий психолог и смелый социолог-аналитик.
Позднее этот род произведений — по
жанру публицистических, но включающих
в себя художественные сцены и картины,
насыщенные элементами образности,—
займет большое место в его творчестве.
В эти и последующие годы Толстой пишет
также религиозно-философские сочинения:
"Критика догматического богословия",
"В чем моя вера?", "Соединение,
перевод и исследование четырех Евангелий",
"Царство божие внутри вас". В них
писатель не только показал перемену в
своих религиозно-нравственных воззрениях,
но и подверг критическому пересмотру
главные догматы и принципы учения
официальной церкви. В середине 1880 гг.
Толстой и его единомышленники создали
в Москве издательство "Посредник",
печатавшее для народа книги и картины.
Первым из произведений Толстого,
напечатанным для "простого" народа,
был рассказ "Чем люди живы". В нем,
как и во многих других произведениях
этого цикла, писатель широко воспользовался
не только фольклорными сюжетами, но и
выразительными средствами устного
творчества. С народными рассказами
Толстого тематически и стилистически
связаны его пьесы для народных театров
и, более всего, драма "Власть тьмы"
(1886 г.), в которой запечатлена трагедия
пореформенной деревни, где под "властью
денег" рушились вековые патриархальные
порядки. В 1880 гг. появились
повести Толстого "Смерть Ивана Ильича"
и "Холстомер" ("История лошади"),
"Крейцерова соната" (1887—1889). В ней,
а также в рассказе "Дьявол"
(1889—1890) и повести "Отец Сергий"
(1890—1898) ставятся проблемы любви и брака,
чистоты семейных отношений.
На основе социального и психологического
контраста строится повесть Толстого
"Хозяин и работник" (1895), связанная
стилистически с циклом его народных
рассказов, написанных в 80 гг. Пятью
годами ранее Толстой написал для
"домашнего спектакля" комедию
"Плоды просвещения". В ней также
показаны "хозяева" и "работники":
живущие в городе дворяне-землевладельцы
и приехавшие из голодной деревни,
лишенные земли крестьяне. Образы первых
даны сатирически, вторых автор изображает
как людей разумных и положительных, но
в некоторых сценах и их "подает" в
ироническом свете. Все эти
произведения писателя объединены мыслью
о неминуемой и близкой по времени
"развязке" социальных противоречий,
о замене изжившего себя общественного
"порядка". "Какая будет развязка,
не знаю,— писал Толстой в 1892 г.,— но что
дело подходит к ней и что так продолжаться,
в таких формах, жизнь не может,— я
уверен". Этой идеей одухотворено
крупнейшее произведение всего творчества
"позднего" Толстого — роман
"Воскресение" (1889—1899).
Менее десяти лет отделяют "Анну
Каренину" от "Войны и мира".
"Воскресение" отделено от "Анны
Карениной" двумя десятилетиями. И
хотя многое отличает третий роман от
двух предыдущих, их объединяет истинно
эпический размах в изображении жизни,
умение "сопрягать" в повествовании
отдельные человеческие судьбы с судьбой
народной. Толстой сам указывал на
единство, существующее между его
романами: он говорил, что "Воскресение"
написано в "старой манере", имея,
прежде всего, в виду эпическую "манеру",
в которой были написаны "Война и мир"
и "Анна Каренина". "Воскресение"
стал последним романом в творчестве
писателя. В начале 1900 гг.
Святейшим Синодом Толстой был отлучен
его от православной церкви.
В последнее десятилетие жизни писатель
работал над повестью "Хаджи-Мурат"
(1896— 1904), в которой стремился сопоставить
"два полюса властного абсолютизма"
— европейский, олицетворяемый Николаем
I, и азиатский, олицетворяемый Шамилем.
В это же время Толстой создает одну из
лучших своих пьес — "Живой труп".
Ее герой — добрейшей души, мягкий,
совестливый Федя Протасов уходит из
семьи, рвет отношения с привычной ему
средой, попадает на "дно" и в здании
суда, не вынеся лжи, притворства,
фарисейства "добропорядочных"
людей, выстрелом в себя из пистолета
сводит счеты с жизнью. Остро прозвучала
написанная в 1908 г. статья "Не могу
молчать", в которой он протестовал
против репрессий над участниками событий
1905–1907 гг. К этому же периоду относятся
рассказы писателя "После бала",
"За что?". Тяготясь
укладом жизни в Ясной Поляне, Толстой
не раз собирался и долго не решался ее
покинуть. Но жить по принципу "вместе-врозь"
уже не мог и в ночь на 28 октября (10 ноября)
тайно покинул Ясную Поляну. По дороге
он заболел воспалением легких и вынужден
был сделать остановку на маленькой
станции Астапово (ныне Лев Толстой), где
и умер. 10(23) ноября 1910 г. писателя похоронили
в Ясной Поляне, в лесу, на краю оврага,
где в детстве он вместе с братом искал
"зеленую палочку", хранившую
"секрет", как сделать всех людей
счастливыми.
V.
Физкультминутка
VI.
Изучение темы
1.Чтение
текста «Детство Л.Н. Толстого»
(стр.150-151).(Читают учитель и хорошо
читающие ученики.)
2.
Беседа после чтения.
Что
интересного узнали о детстве Толстого?
(Мы узнали, что детство будущий писатель
провёл в Ясной Поляне. Мать его умерла
рано, когда Лёвушке было полтора года.
Детей в семье было пятеро. Николай,
Сергей, Дмитрий, Лёвушка и младшая
сестра Машенька. Самый старший был
Николенька. Воображение у него было
такое, что он мог рассказывать сказки
и истории с привидениями и юмористические
истории. Он говорил с такой уверенностью,
что забывалось что это выдумка.)
Какую
тайну поведал Николенька своим братьям?
(Когда тайна откроется, все люди сделаются
счастливыми: не будет ни болезней,
никаких неприятностей, ни кто ни на
кого не будет сердится, и все будут
любить друг друга, все сделаются
муравейными братьями...)
Где
была записана эта тайна? (Эта тайна была
написана на зелёной палочке, и палочка
эта зарыта у дороги на краю оврага
Старого Заказа...)
Сохранил
ли Л.Н. Толстой веру в существование
зелёной палочки? Прочитайте.(Дети
зачитывают последний абзац.)
3.
Рассказы учащихся.
VII.
Итог урока
Домашнее
задание |