Четверг, 27.04.2017, 19:38Приветствую Вас Гость | RSS
Персональный сайт учителя начальных классов
 Ларкиной Светланы Николаевны
.
Меню сайта
Категории раздела
Математика. [22]
Русский язык. [10]
Литературное чтение. [30]
Статистика

Онлайн всего: 9
Гостей: 9
Пользователей: 0

Рабочие материалы.


Главная » Статьи » Поурочные планы 2;3;4 класс. » Литературное чтение.

Д.Н. Мамин-Сибиряк. «Сказка про храброго зайца-длинные уши, косые глаза, короткий хвост»

Д.Н. Мамин-Сибиряк. «Сказка про храброго зайца-длинные уши, косые глаза, короткий хвост»


Цели урока: развивать умение анализировать текст, понимать поступки героев, их эмоциональное состояние; прививать любовь к природе, к животным.


Ход урока


I. Организационный момент

II. Речевая разминка

Загадки в пословицах и поговорках (на доске).

  • Прочитайте их, отгадайте, о ком или о чём идёт речь.

    1) Прикинулся бы он козой, да хвостик не такой.

    Как его ни корми, он всё в лес глядит.

    Его ноги кормят.(Волк.)

    2) Без него и колокол нем.

    Он болтает, а голова отвечает.

    Он до Киева доведёт.(Язык.)

3) Он от листа, а лягушка от него бежит.

Его ноги носят, лису хвост бережёт.

За двумя ими погонишься, ни одного не поймаешь.(Заяц.)

  • Молодцы, отгадали, а сейчас прочитаем их, вставим нужное слово, скороговоркой.(Чтение учащимися хором под руководством учителя.)

III. Введение в тему

1. Предварительная беседа.

  • Прочитайте название сказки. Что мы можем по нему узнать? (Эта сказка называется «Сказка про зайца-длинные уши, косые глаза, короткий хвост». Из названия ясно, что главным героем будет заяц. Даже даётся его подробное описание. Только непонятно, почему сказано, что он храбрый, ведь зайцы обычно трусливые.)

  • А можем ли мы предположить, что эта сказка из сборника «Алёнушкины сказки»?(Да, скорее всего эта сказка из сборника «Алёнушкины сказки». В присказке Мамин-Сибиряк упоминает о нём: «...вон косой заяц приковылял на своих валенках».)

    2. Чтение сказки учителем до слов: «Кричат зайцы про волка, а волк-тут как тут». Дочитав до этих слов, учитель останавливается и спрашивает:

  • Как вы думаете, что же будет дальше?(Слушаем предположения детей.)

IV. Физкультминутка

V. Изучение темы. Работа над сказкой

1. Чтение сказки до конца.

  • Дочитав сказку, узнаем, что же было дальше. Оправдались ли наши предположения?

2. Работа после чтения.

  • Понравилась ли вам сказка? Чем? (Сказка понравилась. Она весёлая, интересная. В ней столько смешных моментов.)

  • Каким изображён заяц в начале сказки? (Родился зайчик в лесу и всё боялся. Треснет где-нибудь сучок, вспорхнёт птица, упадёт с дерева ком снега — у зайчика душа в пятки.)

  • Как понимаете выражение «душа в пятки убежала»? Когда так говорят? (Это значит,он очень испугался. Когда сильно пугаешься, бывает такое состояние, как будто сердце куда-то в ноги «уходит».)

  • Прочитайте выразительно, как хвастался заяц. (Дети читают отрывки.)

  • почему же смеялись над ним молодые и старые зайцы? (Все над ним смеялись, потому что волка он одолеть не сможет, а только всё хвастается.)

  • Прочитайте отрывок, в котором автор говорит, что «язык у хвастуна точно примёрз».(Дети читают этот отрывок.)

  • Как вы понимаете это выражение? (Он не мог говорить, язык у него точно примёрз от страха, ведь он увидел волка.)

  • Да, он увидел волка, а другие-то зайцы его невидели. Что же они могли подумать? (Они думали, что он сочиняет дальше, поэтому и говорит: «Я... я... я...».)

    3. Беседа по прочитанному; обобщение.

  • Расскажите, что же случилось с героями сказки дальше? (Дети рассказывают.)

  • Посмотрите внимательно на пословицы, записанные на доске, и подумайте, какие из них можно отнести к нашей сказке? (Волка ноги кормят. Он хотел есть и пошёл искать себе добычу. А сыт он бывает благодаря своим ногам. Побегает, поймает добычу — будет сыт. Ещё к этой сказке подходит пословица: «Язык болтает, а голова отвечает».)

  • Как автор говорит о том как заяц побежал?(задал такого стрекоча, что, кажется, готов был выскочить из собственной кожи.)

  • И к нашей сказке можно отнести пословицу: «Заяц от листа, а лягушка от зайца бежит». Это значит, что заяц всего боится, даже листочка с дерева, когда он шевелится.

  • К кому из героев произведения можно применить поговорку «У страха глаза велики»? (Эту поговорку можно отнести и к зайцу, и к волку. Зайцу казалось, что волк гонится за ним по пятам и вот-вот схватит его своими зубами. А волку показалось, что кто-то в него выстрелил, когда заяц упал на него.)

  • Расскажите о зайце. Почему он сначала назван смешным, глупым, потом несчастным, и наконец, бесстрашным и храбрым?

VI. Итог урока

  • Зачем писатель придумал сказку про храброго зайца и рассказал её Алёнушке?

Домашнее задание

Категория: Литературное чтение. | Добавил: учитель (02.12.2010) | Автор: Д.Н. Мамин-Сибиряк
Просмотров: 18045 | Теги: косые глаза, Д.Н. Мамин-Сибиряк. «Сказка про хра, короткий хвост» | Рейтинг: 3.3/11
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
 
Форма входа

 
Друзья сайта
.
Rambler's Top100 Счетчик тИЦ и PR