Воскресенье, 19.11.2017, 13:29Приветствую Вас Гость | RSS
Персональный сайт учителя начальных классов
 Ларкиной Светланы Николаевны
.
Меню сайта
Категории раздела
Математика. [22]
Русский язык. [10]
Литературное чтение. [30]
Статистика

Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0

Рабочие материалы.


Главная » Статьи » Поурочные планы 2;3;4 класс. » Литературное чтение.

Д. Мамин-Сибиряк. «Присказка к «Алёнушкиным сказкам»»

Д. Мамин-Сибиряк. «Присказка к «Алёнушкиным сказкам»»


Цели урока: ознакомить детей с жизнью и творчеством Д.Н. Мамина-Сибиряка; прививать любовь к чтению, к литературным сказкам.


Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

  • Прочитайте стихотворение В. Орлова «Ворона» «жужжащим» чтением.

  • Кра! -                                       - Стой, ворона.

    Кричит ворона.                          - Не кричи.

    Кража!                                     Не кричи ты,

    Караул!                                    Помолчи.

    Грабёж!                                    Жить не можешь

    Пропажа!                                  Без обмана:

    Вор прокрался                           У тебя ведь

    Утром рано!                              Нет кармана!

    Грош украл он                           - Как!-

    Из кармана!                              Подпрыгнула ворона

    Карандаш!                                И моргнула удивлённо.

    Картонку!                                 - Что ж вы раньше

    Пробку!                                    Не сказали ?

    И красивую                               Кар-р-р-раул!

    Коробку!                                   Кар-р-ман

                                                   Укр-р-али!



ГРОШ — старинная медная монета в 2 копейки. Позднее — полкопейки. «Гроша ломанного нестоит» - ничего не стоит, никуда негодится.

  • Какие части этого стихотворения ты, подражая вороне, будешь читать громко, да ещё при этом выделяя звук [р]? Прочитайте это стихотворение так, чтобы мы услышали ворону.(Выразительное чтение учащихся.)

III. Введение в тему

1. Предварительная беседа.

  • В каких произведениях мы встречались с вороной? (Мы читали про неё рассказы, басни, стихи.)

  • сегодня мы открываем новый раздел учебника. Прочитайте его название.(Раздел называется «Литературные сказки».)

  • Что значит «Литературные сказки»? (Это авторские сказки. Их написали писатели.)

  • Прочитаем об этом на странице 180. (Чтение по ролям заранее подготовленными учащимися.)

    2. Беседа после чтения.

  • На какие две группы разделены сказки? (Сказки разделены на 2 группы: народные и литературные, или авторские.)

  • Как их различить? (Народные сказки появились давным-давно. Долгое время эти сказки рассказывали устно и просто запоминали. А записывать и печатать их стали гораздо позже. У народных сказок нет автора. Литературная, авторская сказка — это сказка особая, она всегда оригинальная, индивидуальная и необычная. У неё есть автор.)

  • Рассмотрите иллюстрации на странице 181. Вспомните сказки, которые вы читали раньше. Назовите свои любимые. (Ответы детей.)

IV. Физкультминутка

V. Изучение новой темы

  • Ребята, прочитайте имя писателя, с творчеством которого мы сегодня ознакомимся, рассмотрите его портрет.(Дети читают с доски: Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк (1852-1912).)

    1. Рассказ учителя о писателе.

    Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк (1852-1912 гг.)

    Д.Н. Мамин родился в небольшом заводском посёлке Пермской губернии, его отец был священником и учителем в поселковой школе. В доме была прекрасно подобранная библиотека, а сам «скромный поповский домик», по отзывам современников, был «сосредоточием обездоленных заводских людей». Ещё в раннем детстве потрясённый контрастом величавой природы Урала и жизнью простых людей, на всю жизнь запомнил мальчик страшную «машинную», где заточали и избивали провинившихся рабочих.

К детской читательской аудитории писатель обратился очень рано — в 80-е годы, хотя основные его произведения были написаны начиная с 90-х годов (в 1892 году умерла в родах его двадцатишестилетняя горячо любимая жена, оставив писателю тяжелобольную дочь — Алёнушку). Подвиг отцовства, о котором вспоминают все современники, сказался в особо пристальном внимании к детскому миру, в создании своеобразной философии детства («Дети — будущее человечества: в них будущие возможности», а книга — это «живая нить, которая выводит из детской комнаты и соединяет с остальным миром», «детская книга — это весенний солнечный луч, который заставляет пробуждаться дремлющие силы детской души и вызывает рост брошенных на эту благодатную почву семян», - таковы некоторые высказывания писателя).

К сказкам природы примыкает цикл «Алёнушкиных сказок». Эти сказки создавались от случая к случаю с 1894 до 1897 года и первоначально не предназначались для опубликования — они сочинялись и рассказывались для тяжело больной дочери, которой трудно иногда было засыпать по ночам. В последствии кому-то из друзей пришла в голову мысль издать их. В отличии от сказок природы этот цикл можно назвать сказками жизни, так как задумывались они как педагогические заповеди ребёнку, которому необходимо быть в жизни стойким, независимым и самоценным. Каждая сказка — это своеобразный урок, лишённый примитивной однозначности, модель поведения слабого существа в большом мире. Только что родившийся Козявочке поначалу кажется, что мир прекрасен и принадлежит ей одной, но, увы, первые же встречи повергают её в изумление — всё уже кому-то принадлежит, а козявочкам со всех сторон грозит беда. Ищи своё место в жизни. Не будь беззащитен и зависим, как жёлтая птичка Канарейка, но постарайся не омещаниться, как Воронушка. Помни, что даже маленькие комары способны победить медведя, знай, что храбрость «города берёт», но не слишком увлекайся победой. Не суди по законам «птичьего двора»: последний на нём может оказаться первым в настоящем большом мире, и на оборот. Имей в виду, что пока двое ссорятся, третий обязательно извлечёт из этого пользу. А главное — надо уметь любить жизнь.

В центре «Алёнушкиных сказок» - животные, рыбы, насекомые, куклы, а вот человек в них почти не появляется. Мастерство Мамина-Сибиряка проявилось в решении сложнейшей задачи — в предельно лаконичной форме дать детям представление о законах человеческого бытия. Не случайно язык «Алёнушкиных сказок» у современников получил название «Мамин слог».

Не меньшее значение, чем сказки, имеют в творчестве Мамина-Сибиряка для детей и рассказы, среди которых самыми популярными заслуженно считаются рассказы о природе Урала и людях Урала («Уральские рассказы») и рассказы о маленьких тружениках. (При этом две названные тематические группы рассказов по-своему контрастны: например, в «Уральских рассказах» доминирует и определяет специфику нарисованного именно природа, а в рассказах о маленьких тружениках её как будто вообще нет — ведь дети, загнанные в шахты и мастерские, её просто невидят.)

Нередко в творчестве писателя появляются произведения, предупреждающие об опасности бездумного вторжения в жизнь природы, существующей по своим законам. Принесли люди «забавного» малыша Медведко в дом, и ничего, кроме неприятностей и досады, не приобрели от общения со зверем. Но и медвежонок страдает, лишённый привычной среды обитания, перебрасываемый из дома в дом. Хорошо, что «на счастье» нашёлся охотник, выручивший и людей, и ставшего всем обузой «поганого зверя».

2.Чтение присказки на странице 182.

  • Сейчас мы прочитаем присказку к «Алёнушкиным сказкам».

  • Где вы встречались с присказкой? Какие из них помните?(С присказки начинаются сказки. Например: «В некотором царстве...» «Жили-были...»)

  1. Беседа после чтения.

  • В чём особенность присказки писателя?(Особенность её в том, что эта присказка сразу к нескольким сказкам. В ней собираются герои этих сказок: кот Васька, пёс Постойко, серая Мышка-норушка, Сверчок, пёстрый Скворец и забияка Петух, косой Заяц, волк, медведь Мишка, старый Воробей.)

VI. Итог урока

  • С творчеством какого писателя ознакомились на уроке?Назовите его имя.

  • Что вы узнали о его жизни и творчестве?

Домашнее задание

Категория: Литературное чтение. | Добавил: учитель (02.12.2010)
Просмотров: 22673 | Теги: Д. Мамин-Сибиряк. «Присказка к «Алё | Рейтинг: 4.8/6
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
 
Форма входа

 
Друзья сайта
.
Rambler's Top100 Счетчик тИЦ и PR