Пятница, 18.04.2014, 04:22Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
Персональный сайт учителя начальных классов  
Ларкиной Светланы Николаевны школа№4 г.Щербинка.

Меню сайта
Категории раздела
Математика. [22]
Русский язык. [8]
Литературное чтение. [30]
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Рабочие материалы.


Главная » Статьи » Поурочные планы 2;3;4 класс. » Литературное чтение.

А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане,о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди»

А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане,о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди»


Цели урока: Познакомится со сказкой А.С. Пушкина; развивать умение интонацией передавать настроение; обучать делению текста на части; развивать навыки выразительного чтения; учить анализировать поступки героев; учить давать характеристику героям по плану; учить составлять картинный план.


Оборудование: портрет А.С. Пушкина, открытки или фотографии памятника А.С. Пушкину.


Ход урока


I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

III. Введение в тему

1. В классе организована выставка книг — детских изданий сказок Пушкина. Висит портрет. Предварительная беседа.

  • Что вы помните из биографии поэта ?

  • Какие сказки Пушкина вы помните ?

  • Какие чудеса в них встречаются ?

2. Учитель даёт комментарий о Пушкине — сказочнике .

3. Переход к изучению нового материала.

  • Рассмотрите книги. Сколько разных изданий! Сколько художников вдохновили сказки

    Пушкина.

  • Прочитайте название сказки, которую мы будем сегодня читать.(«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди».)

  • Из чего ясно что это сказка ?(Из заголовка. Автор сам назвал произведение сказкой.)

  • Что ещё можно узнать из заголовка?(Из заголовка можно узнать о героях сказки.)

  • Кто иллюстрировал сказку в ваших учебниках?(Иван Яковлевич Билибин.)

IV. Знакомство со сказкой

1.Сказка читается целиком учителем,или с помощью аудиозаписи.(Ученики следят по учебникам.)

2. Вопросы после чтения всей сказки.

  • Какие чувства остались у вас после чтения?(Ответы учеников.)

  • Хороший ли конец у сказки? Почему?(У сказки хороший конец. Ведь в сказке всегда добро побеждает зло.)

V. Физкультминутка

VI. Продолжение изучения нового материала

1.Чтение отрывка детьми до слов «Ветер по морю...».

2. Комментирование непонятных слов.

3. Беседа.

  • Как царь выбирал себе жену? Какие варианты у него были?

  • На каком выборе он остановился? Почему?

  • Ребята, а каков царь Салтан? Таким ли вы его представляли себе?(Он ведёт себя необычно,подслушивает под окном;ходит один,без свиты;жену выбирает и сразу женится.)

  • А он добрый или злой герой?Как вы думаете?(Он разный:добрый,доверчивый любит жену, любит ребёнка,но бывает и несправедливый, гневный.)

  • Кто и почему желал несчастий молодой царице?

  • Куда уехал царь?

  • Какие планы были у завистников?Как им удалось их реализовать?

  • Какие распоряжения дал царь, узнав неприятные новости?

  • Почему же волю царя бояре всё-таки выполнили?(Царя должны слушать,приказы его выполнять. И уже говорили,что он бывал и несправедливый, и гневный. Например, автор говорит: В гневе начал он чудесить. И гонца хотел повесить. Но смягчившись на сей раз...)

  • Какие чувства испытали вы при чтении строк, в которых говорится, как исполнили приказ?(Было очень жалко, обидно за них. Ведь несправедливо с ними поступили.)

  • Ребята, а какое чувство толкнуло ткачиху с поварихой со сватьей бабой Бабарихой на подлое дело?(Зависть.)

  • А какая она бывает зависть?Разве вы никому не завидуете?(Она бывает «чёрной» и «белой».)(Можно привести примеры из жизни.)

  • Какое путешествие пришлось испытать героям?

  • Куда в итоге приплыли наши герои?

  • Каким стал царевич во время путешествия?

  • Опишите место, на котором нашли прибежище герои?

VII. Итог урока

  • Докажите что это сказка.

  • Почувствовали ли вы отношение автора к своим героям? Какое оно?

  • Было ли вам жалко кого-нибудь, или наоборот вы злились?

  • Почему?

  • Есть ли уже у вас любимые герои? Кто? Почему?

Домашнее задание


Ход урока 2


I. Организационный момент

II. Речевая разминка

Бабушка поэта и няня Арина Родионовна были самыми близкими его сердцу людьми. Талантливая сказительница Арина Родионовна первая познакомила Пушкина с русской народной поэзией. Её песни и сказки запомнились ему на всю жизнь. Позднее он напишет о своих детских впечатлениях:

И шепотом рассказывать мне станет

О мертвецах, о подвигах Бовы...

От ужаса не шелохнусь, бывало,

Едва дыша, прижмусь под одеяло, не чувствуя ни ног, ни головы. (А.С. Пушкин. «Сон»)

  • Прочитайте «жужжащим» чтением. Что узнали из этих строк?(Как Александр Сергеевич слушал сказки.)

  • Да, он боялся их слушать, но сам больше всего любил страшные сказки.

  • Прочитайте медленно.

  • С ускорением.

  • Шепотом.

  • Громко.

  • Выразительно.

III. Проверка домашнего задания

IV. Новая тема. Работа над сказкой

1. Беседа по вопросам.

  • Прочитайте выразительно, как царица с сыном плыли в бочке по морю?С какой интонацией нужно читать эти строки?

  • Докажите, что у автора в этих строках есть и описание пейзажа,и разговор,и чувства,и действия.

  • Можно ли сделать вывод, что события могут быть реальными?

  • Когда мать и сын оказались на острове, о чём подумал царевич прежде всего?Характерно ли это для сказочного героя?

  • Прочитайте, как Гвидон делал лук для охоты?На что похожа эта сцена на сказку или на реальность?

  • Каким образом царевич стал свидетелем беды,которая нависла над лебедью?

  • Как автор передаёт горе,смертельный ужас лебеди,терзаемой коршуном?

  • С какой интонацией надо читать эти строки?

  • Как отблагодарила его лебедь за спасение?

  • Какие события заставили царевича воспользоваться услугами лебедя?

  • Какими вы себе представляете корабельщиков?Опишите.

  • О чём Гвидон разговаривал с корабельщиками?

  • Кем стал Гвидон после превращения?

2. Составление картинного плана первой части сказки.

  • На сколько частей можно разделить прочитанную нами часть?О чём они?

1)Выбор невесты.

2) Обман царя.

3) Чудесное спасение.

4) Встреча с лебедем.

5) Корабельщики на острове.

3.Выборочное чтение.

  • Найдите и прочитайте часть сказки,которую можно назвать «Выбор невесты».(Дети читают до слов «В те поры война была...».)

  • Есть ли зачин в сказке?(Нет.)

  • О чём говорит отсутствие зачина?(Это говорит о том, что всё происходит здесь,рядом,на русской земле.)

  • С чего же начинается сказка?(Кабы я была... То есть начинается с торгов.)

  • Найдите вторую часть.(Во второй части говорится об обмане царя. До слов: «В синем море звёзды блещут...».)

  • Найдите и прочитайте третью часть.(До слов «Мать и сын теперь на воле...»)

  • Прочитайте выразительно,как мать и сын плыли в бочке по морю. Как нужно читать эти строки?(С интонацией тревоги,волнения. Мы чувствуем, что автор переживает за своих героев.)

  • А каково героям в этом путешествии?(Царица там плачет,бьётся. А ребёнок ростёт не по дням а по часам...)

  • Как вы понимаете эти слова?(Значит, растёт очень быстро.)

  • Как спаслись герои? Прочитайте.(Дети читают отрывок.)

V. Физкультминутка

IV. Закрепление нового материала

1. Работа над частью «Встреча с царевной Лебедью».

  • После отдыха продолжим работу над сказкой. Найдите и прочитайте часть «Встреча с царевной Лебедью».(Читают до слов «И накрёкся: князь Гвидон...».)

  • Где оказались мать и сын?(Они оказались на воле:

    Видят холм в широком поле,

    Море синее кругом...)

  • О чём сын подумал, выйдя на волю?(Он подумал об ужине.)

  • Что значит добрый?(Хороший.)

  • Как делал Гвидон лук для охоты?Похожа ли эта сцена на сказку?(Нет, он делал всё как в жизни. А шнурок взял с креста с шее.)

  • А какая сцена напоминает волшебную сказку?(Сцена спасения царевны Лебеди. Оказывается,он спас заколдованную царевну.)

ЗЫБЕЙ — зыбь — лёгкая волна;

КЛИВ — клюв.

  • Прочитаем пятую часть «Корабельщики на острове».

  • Как наградила царевна Лебедь Гвидона за спасение?(Она подарила ему целый город, где он стал князем.)

ГРАД — город;

КОЛЫМАГА — большая старинная телега;

ДВОР — придворные, ближайшие к царю или князю люди;

ВЕНЕЦ — драгоценный головной убор.

  • Какими вы представляете корабельщиков? Каким тоном они ведут свои речи?(Это гордые,смелые люди. Они говорят неторопливо, с достоинством.)

  • Какое желание появилось у Гвидона после посещения его гостей?(Он захотел увидеть отца.)

2.Чтение отрывка со слов: «Князь у синя моря ходит...» до слов: «Ветер весело шумит, судно весело бежит»(с.118-128).

3.Составление картинного плана.

1) Первая встреча с отцом.

2) Первое чудо.

3) Гости у князя Гвидона.

4) Вторая встреча с отцом.

5) Второе чудо.

4.Беседа после чтения.

  • Что заставило Гвидона превратится в комара?(Он захотел увидеть отца.)

  • Прочитайте, каким увидел князь Гвидон своего отца.(Дети читают отрывок.)

  • Почему повариха рассказывает о чудесной белочке?(Она нехочет отпускать Салтана, т. к. боится, что обман раскроется.)

  • Как наказал свою тётку Гвидон? (Он впился тётке прямо в правый глаз.)

  • Осуждает ли автор своего героя?(Нет, он его понимает и оправдывает.)

  • Почему так захотелось Гвидону завести чудо-белочку?(Он надеялся, что отец узнаёт об этом и приедет к нему.)

  • Получил ли князь это чудо? Прочитайте.

  • В каком облике отправился во второй раз князь Гвидон к отцу?(Он отправился в облике мухи.)

  • Прочитайте, каким предстал перед ним царь Салтан и ткачиха с Бабарихой и поварихой.(Царь грустит, а родственники «злыми жабами глядят».)

  • О каком чуде узнал князь Гвидон в этот раз?(О тридцати трёх богатырях, с ними дядька Черномор.)

  • Трудно ли оказалось завести это чудо у себя?(Нет. Они оказались братьями царевны Лебеди.)

  • Как оказался князь Гвидон у царя в третий раз?(Он был превращён в шмеля.)

  • О каком чуде рассказала повариха? Как об этом же рассказал Гвидон. С какой интонацией нужно прочитать? Чем отличаются их рассказы?

  • Прочитайте, о каком чуде рассказала ткачиха?А как о нём говорил Гвидон? Одинаково ли они рассказывают о чуде?

  • Прочитайте,как автор описывает царя? Какое у него настроение?Почему его настроение меняется? С какой интонацией нужно читать слова царя, когда он невесел, тоскует?

Дети вместе с учителем обсуждают,какую иллюстрацию можно нарисовать к прочитанным частям.

(Если не успевают на уроке, то дорисовывают дома.)

VI. Итог урока

  • О каких чудесах и чудесных превращениях вы узнали сегодня на уроке?

Домашнее задание


Ход урока 3

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

1.Составление картинного плана.

- Вы должны были дочитать сказку до конца. На сколько читателей вы поделили прочитанное?(На 4 части:1.Женитьба Гвидона.2.Встреча гостей.3.В гостях у Салтана. 4.Счастливая встреча.)

2.Выставка детских рисунков.

III. Обсуждение нового материала

1.Выразительное чтение отрывка, прочитанного дома.

2.Беседа после чтения.

  • Ожидал ли князь, что царевна — это лебедь?(Он не ожидал, т. к. хотел идти искать её даже очень далеко...)

  • Обрадовался ли он,когда увидел её?

  • Почему не сразу призналась царевна Лебедь, что она и есть прекрасная царевна?(Она хотела, чтобы он сначала всё обдумал,чтобы потом не раскаяться: Но жена не рукавица: С белой ручки не стряхнёшь Да за пояс не заткнёш.)

  • Расскажите и покажите свои иллюстрации: какой вы представляли себе царевну Лебедь?(Ответы детей.)

  • Какое чудо вам понравилось? Почему?

  • Что вас более всего поразило в облике царевны Лебедь?

  • О чём Гвидон не забывает напоминать корабельщикам, даже в момент женитьбы?

  • Мы с вами говорили, что это сказка. А в сказке добро...(Побеждает зло.)

  • Кто и как был наказан в этой сказке?(Все веселились,

    А ткачиха с поварихой

    Сватьей бабой Бабарихой

    Разбежались по углам;

    Их нашли на силу там.

    Тут во всём они признались,

    Повинились разрыдались...)

  • Простил ли их автор? (Да,он их простил.)

  • А вы бы простили или вам хочется изменить конец сказки?(Ответы детей.)

  • Сохранилась ли у царя любовь к жене, к сыну? Почему вы так считаете?

  • Чему научила нас эта сказка?(Сказка учит доброте, терпению,мужеству,умению прощать и любить близких, не завидовать другим чёрной завистью, а учится радоваться за других.)

IV. Физкультминутка

V. Закрепление изученного

1.Характеристика героев.

  • Сегодня мы будем пытаться дать характеристику героев по плану. Давайте запишем его в тетради:

    1)имя героя, его место жительства;

    2)действия и поступки,совершаемые героем; их характеристика;

    3)опишите внешность и характер героя;

    4)отношение автора к герою;

    5)ваше отношение к герою.

Учитель вызывает по одному ученику к доске, и ученик пытается при помощи класса дать характеристику: царю Салтану, Гвидону, царевне Лебедь, поварихе.

2. Анализ сказочных примет.

  • Докажите что прочитанное произведение — сказка .(Устойчивые эпитеты, повторы.)

  • Какие устойчивые эпитеты и выражения встречаются в сказке Пушкина?

  • Где в сказке встречаются троекратные повторы?

VI. Итог урока

  • Чем сказка А.С. Пушкина интересна современному читателю?

  • Чему научила нас эта сказка?

Домашнее задание


Категория: Литературное чтение. | Добавил: учитель (12.10.2010)
Просмотров: 22642 | Комментарии: 1 | Теги: о сыне его славном и могучем богаты, А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане | Рейтинг: 4.9/7
Всего комментариев: 1
0
1 detki86   (25.10.2010 07:15)
Спасибо за цикл уроков! Особенно приятно что мы с вами тезки. Я тоже Ларкина . Только Елена Петровна.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
 
Форма входа

Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Раскрутка сайта,контекстная реклама
  • Лучший МУЗпортал РУнета!
  • Кулинарные рецепты Rambler's Top100 Счетчик тИЦ и PRСоздать сайт бесплатно