А.С. Пушкин
«Опрятней модного паркета...»,
«Зимнее утро», «Зимний вечер»
Цели
урока:продолжить ознакомление с
творчеством А.С. Пушкина; учить выразительно
читать его стихи, понимать смысл
стихотворения и настроение лирического
героя.
Ход урока
I. Организационный
момент
II. Проверка
домашнего задания
III. Речевая
разминка
-
Прочитайте пословицы и поговорки
«жужжащим» чтением.
1) В
зимний холод всякий молод.
2)
Зима без трёх подзимков не становится.
3)
Зимой дороги не уравняешь — метель своё
возьмёт.
Прочитайте
с вопросительной интонацией, затем с
утвердительной интонацией.
Прочитайте
с весёлой интонацией.
С
грустной.
Прочитайте
так, как считаете нужным, передав смысл
пословиц и поговорок.
IV. Изучение
новой темы
Итак,
мы продолжаем читать стихи А.С. Пушкина.
Как вы думаете, о каком времени года мы
будем читать ?(Мы думаем, что стихи будут
о зиме.)
С
чем сравнивается речка, покрытая льдом
?(Речка, покрытая льдом,сравнивается с
паркетом.)
С
каким настроением мальчики скользят
по льду ?(Мальчики изображены очень
радостными.)
Какое
слово помогает передать звук скользящих
коньков ?(Этот звук передаёт слово
«звучно».)
Поэту
удаётся несколькими словами описать
картину первого снега. Каким изображён
первый снег ? Как он назван ?
(Мелькает,
Вьётся первый снег,
Звездами падая на снег.)
V.
Физкульминутка
VI.
Продолжение изучения темы
1. Чтение стихотворения «Зимнее
утро» учителем.
Зимнее
утро
Мороз
и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь,
друг прелестный — Пора, красавица,
проснись: Открой сомкнуты негой
взоры Навстречу северной Авроры, Звездою
севера явись!
Вечор, ты помнишь,
вьюга злилась, На мутном небе мгла
носилась; Луна, как бледное пятно, Сквозь
тучи мрачные желтела, И ты печальная
сидела — А нынче... погляди в окно:
Под
голубыми небесами Великолепными
коврами, Блестя на солнце, снег
лежит; Прозрачный лес один чернеет, И
ель сквозь иней зеленеет, И речка подо
льдом блестит.
Вся комната янтарным
блеском Озарена. Веселым треском Трещит
затопленная печь. Приятно думать у
лежанки. Но знаешь: не велеть ли в
санки Кобылку бурую запречь?
Скользя
по утреннему снегу, Друг милый,
предадимся бегу Нетерпеливого коня И
навестим поля пустые, Леса, недавно
столь густые, И берег, милый для меня.
НЕГА —
блаженство;
АВРОРА —
утренняя звезда;
ВЕЧОР —
вчера;
НЫНЧЕ —
сегодня.
Блестя
на солнце снег лежит...
И
ель сквозь иней зеленеет;
И
речка подо льдом блестит.)
Пятая часть
.( В последней части говорится о том,
что поэт приглашает героиню прокатится
на коне.)
Одинаковым
ли тоном вы будете читать всё стихотворение
?( Нет. Сначала громко,выразительно,
бодро. Потом с чувством грусти, печали.
Затем спокойным,но звонким голосом. А
вот последние шесть строчек снова
громко, призывно.)
Прочитайте
Выразительно всё стихотворение.(Выразительное
чтение учащимися.)
Ребята. В
этом стихотворении мы увидели резкую
смену настроения или картин в произведении.
Такая резкая замена на противоположное
называется антитезой, или противопоставлением.
Как вы думаете, почему поэт использует
этот приём ?(Поэт использует его для
яркости образа,для большой силы
выражения. Однако как бы оттеняет
другое.)
2. «Зимний
вечер».Чтение учителем или в записи.
Сравните
эти два стихотворения Пушкина «Зимнее
утро» и «Зимний вечер». Одинаковы
ли они по настроению ? (Нет,по настроению
они не одинаковы. В стихотворении
«Зимнее утро» настроение поэта
меняется, а в стихотворении «Зимний
вечер» оно грустное на всём протяжении.)
ВЕРЕТЕНО
— Ручное прядильное орудие в виде
деревянной палочки с заострённым концом;
КРОЕТ —
покрывает;
ЛАЧУЖКА —
небольшая, старенькая избушка;
ОБВЕТШАЛАЯ
КРОВЛЯ — старя, разрушающаяся крыша.
Прочитайте
стихотворение самостоятельно и скажите,
какие звуки помогают передать вой ветра
и завывание бури ? (Звуки [ з ], [ ж ], [ ш
].)
С кем и с
чем сравнивает поэт бурю ? (Он сравнивает
её со зверем и с ребёнком.)
К кому
обращается поэт ?(Он обращается к своей
няне.)
Как он
относится к своей няне: с нежностью,
восхищением, любовью?(К своей няне он
относится с нежностью и любовью.)
Прочитайте
стихотворение выразительно.(Выразительное
чтение учащимися.)
VII.
Итог урока
Ребята,
вернёмся к нашим пословицам и поговоркам,
которые мы читали в начале урока. Какие
из них можно отнести к прозвучавшим
сегодня стихотворениям ?
Какие из
стихотворений соответствуют вашему
сегодняшнему настроению ?
Домашнее
задание
|