Окружающий
мир (« Мир вокруг нас»).
Автор:
Плешаков А.А.
Учебники
А.А Плешакова «Мир вокруг нас» для
4 класса имеют гриф «Рекомендовано
Министерством образования и науки
Российской Федерации». Издательство
«Просвещение» 2008.
Пояснительная
записка.
Курс
имеет экологическую направленность,
которая определена особой актуальностью
экологического образования в современных
условиях. Курс носит личностно-развивающий
характер. Его цель – воспитание гуманного,
творческого, социально активного
человека, уважительно и бережно
относящегося к среде своего обитания,
к природному и культурному достоянию
человечества.
К
числу важнейших задач курса относятся
воспитание любви к своему городу (селу),
к своей Родине, формирование опыта
экологически и этически обоснованного
поведения в природной и социальной
среде, развитие интереса к познанию
самого себя и окружающего мира,
осуществление подготовки к изучению
естественно-научных и обществоведческих
дисциплин в основной школе.
В
4 классе в центре внимания учащихся
находится Россия – её природа, история,
хозяйство. Курс открывается темой «Земля
и человечество», при изучении которой
учащимся предлагается посмотреть на
мир с точки зрения астронома, географа,
историка, эколога. Дети в общих, наиболее
существенных чертах прослеживают
историю взаимоотношений человечества
и природы, получая представление об
истоках современных экологических
проблем.
Изучение
курса продолжается в теме «Природа
России», которая знакомит детей с
разнообразием природы нашей страны, с
природными зонами, с характерными для
этих зон экологическими проблемами и
способами их решения. Далее в теме «Наш
край – часть большой страны» изучаются
формы земной поверхности, полезные
ископаемые, водоёмы, почвы, природные
сообщества, сельское хозяйство, охрана
природы.
Следующая
тема программы – «Страницы всемирной
истории» - формирует у учащихся
представление об основных эпохах в
развитии человечества.
Далее
изучается тема «Страницы истории
Отечества». Она предусматривает
первоначальное знакомство детей с
историей родной страны, с наиболее
важными историческими событиями и
яркими историческими личностями.
Логическим
продолжением раздела об истории Отечества
является тема «Современная Россия»,
которая знакомит детей с государственным
устройством, государственной символикой
и государственными праздниками нашей
страны, с многонациональным составом
населения России, её регионами. В этой
теме изучаются также важнейшие вопросы
о правах человека и правах ребёнка.
Основные
требования к уровню подготовки
учащихся, оканчивающих IV
класс.
К
концу 4 класса учащиеся должны знать:
способы
изображения Земли, её поверхности –
глобус, географическая карта (план
местности);
названия
океанов и материков;
положение
России, своего края на карте;
природные
зоны России, особенности природы и
хозяйства, экологические проблемы в
этих зонах;
особенности
природы края: поверхность, важнейшие
полезные ископаемые, водоёмы, природные
сообщества; способы использования и
охраны природы края;
правила
поведения в природе.
К
концу 4 класса учащиеся должны уметь:
определять
на глобусе и географических картах
стороны горизонта, находить и показывать
изученные географические объекты;
различать
важнейшие полезные ископаемые родного
края; растения и животных, которые
наиболее характерны для леса, луга,
водоёма своего края; основные
сельскохозяйственные растения, а также
сельскохозяйственных животных края;
объяснять
в пределах требований программы
взаимосвязи в природе и между природой
и человеком
самостоятельно
находить в учебнике и дополнительных
источниках сведения по определённой
теме, излагать их на уроке в форме
сообщения, рассказа;
проводить
самостоятельные наблюдения в природе;
оперировать
с моделями, указанными в программе,
самостоятельно разрабатывать и
изготовлять отдельные модели;
в
учебных и реальных ситуациях в доступной
форме давать оценку деятельности людей
с точки зрения её экологической
допустимости, определять возможные
причины наблюдаемых в природе
отрицательных изменений, предлагать
простейшие прогнозы возможных последствий
воздействия человека на природу,
определять необходимые меры охраны
природы, варианты личного участия в
сохранении природного окружения;
формулировать
и практически выполнять правила
поведения в природе;
в
доступной форме пропагандировать
знания о природе, об отношении к ней;
лично участвовать в практической работе
по охране природы. |