Русский
язык
Контрольные
и проверочные работы за I четверть
2-й
класс
ДИКТАНТ
Цель
работы – проверить умение
применять пройденные правила: правописание
имен собственных, слов с сочетаниями жи
– ши, ча – ща, чу – щу, чк, чн;
умение переносить слова.
Вариант
1
Наши
рощи
Хороши
наши рощи. Красивы там берёзы. Сколько
в рощах птиц! Стучат пёстрые дятлы.
Кричат грачи. А как свищут синицы! Люди
часто ходят в рощу слушать пение птиц.
Грамматические
задания
1.
В словах люди, ходят подчеркнуть
буквы мягких согласных. 2. Разделить
для переноса слова: пёстрые, слушать.
Вариант
2
Белка
В
старой сосне дупло. В дупле живёт рыжая
белка. Она часто прыгает по веткам.
Насушила белочка грибов. В гнезде большие
запасы. Там орехи и шишки. Это корм
зверьку на всю зиму.
Грамматические
задания
1.
В словах белочка, зверьку подчеркнуть
буквы мягких согласных. 2. Разделить
для переноса слова: рыжая, орехи.
КОНТРОЛЬНОЕ
СПИСЫВАНИЕ
Цель
работы – выявить умение списывать
текст без ошибок.
Вариант
1
Русские
луга
Русские
луга украшают наш родной край. Пройди
по лугу в тёплый день. Полюбуйся чудесными
цветами, бабочками. Послушай гудение
шмеля и пчелы. Важно оберегатькрасоту
лугов и охранять жизнь
его обитателей.
Примечание:
повторить по слогам подчёркнутые слова.
Вариант
2
Петушок
Ходит
по двору петушок. На голове красный
гребешок. Под носом красная бородка.
Нос у Пети долотом. Хвост у Пети колесом.
На хвосте узоры, на ногах шпоры. Лапами
Петя кучу разгребает, курочек с цыплятами
созывает.
РАБОТА
НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ
I.
Текст обучающего изложения по вопросам.
Ёжик
спит
Дед
Иван привёл детей в сад. Он показал им
холмик земли под кустом. Это
ёжик вырыл ямку. Он натаскал в неё травы
и залез туда. Теперь ёжик
спит. Он проснётся только весной.
Вопросы
1. Что
увидели дети в саду? 2. Что они узнали
от деда Ивана? 3. Как вы думаете,
зачем дед показал детям жилище ёжика?
Вопросы
плана и слова для построения ответов
1. Куда
привёл детей дед Иван? (В сад.) 2. Что
он показал им? (Холмик земли под
кустом.) 3. Кто это вырыл ямку?
(Ёжик.) 4. Что он сделал? (Натаскал травы,
залез.) 5. Что теперь делает ёжик?
(Спит.) 6. Когда он проснётся? (Только
весной.)
II.
Составить с данными словами 4–5 предложений
о погоде сегодня.
Солнце,
ветер, дождь, утром, днём, вечером. Светит,
идёт, дует, моросит. Тепло, холодно, сыро.
III. Восстановить
деформированный текст
Задание. Расположите
предложения так, чтобы получился связный
рассказ. Запишите текст в тетрадь.
Подчеркните знакомые орфограммы.
У
неё было сломано крыло. Дома он лечил
птицу. В парке Петя увидел больную
ворону. Весной ворона улетела. Мальчик
принёс ворону домой.
3-й
класс
ДИКТАНТ
Цель
работы – проверить сформированность
навыка правописания безударных гласных
в корне слова, разделительного мягкого
знака, звонких и глухих согласных на
конце слова.
Вариант
1
Ёлочка
Прошло
лето. Всю неделю шли дожди. На краю леса
притаилась маленькая ёлочка. Ветки
ёлочки были пушистые и нежные. Макушка
тянулась к свету. Дождь поил её чистой
водой. Деревья бросали свой яркий наряд
на неё. Берёза укрыла её золотыми
листиками. Расти, ёлочка, и радуй нас!
Грамматические
задания
1. В
третьем предложении обозначить части
речи. 2. Разобрать по составу
слова маленькая, ёлочка, золотыми.
Вариант
2
Всё
цветёт
На
опушке леса расцвела ива. Листьев на
дереве ещё нет. Ветки все в цветах – в
жёлтых пушистых шариках. Вся ива похожа
на жёлтый шар. Гудят пчёлы. Они берут
первый мёд. К вечеру
захолодало. Шар умолк. Одни пчёлы успели
улететь в ульи. Другие замёрзли. У них
нет сил махать крылышками. Они остались
ночевать на цветах.
Грамматические
задания
1. В
первом предложении обозначить части
речи. 2. Написать два слова с таким
же корнем, как в слове захолодало.
КОНТРОЛЬНОЕ
СПИСЫВАНИЕ
Цель
работы – выявить умение списывать
с рукописного текста, находить границы
предложения и правильно оформлять
предложение.
Репка
В
каждой народной сказке есть мечта
однажды посадил дед репку она выросла
большая почему деду так хотелось
вырастить большую репку надо было
кормить и себя, и бабку, и внучку русская
деревня раньше кормилась капустой и
репой большая-пребольшая репка всегда
радовала семью.
РАБОТА
НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ
I. Текст
обучающего изложения.
На
берегу моря
Ночью
был шторм. Дул сильный ветер. Весь дом
дрожал. Грозно ухали волны. К
утру шторм стих. Наташа и Серёжа пошли
к морю. Наташа подняла с песка маленького
рачка. Волны его выбросили на берег. Он
слабо шевелил лапками. Девочка бросила
рачка в воду. Он закувыркался в зелёной
воде и уплыл. В луже на боку
плавала рыбка. Серёжа поймал её и выпустил
в море. Потом он нашёл двух улиток. Они
почти высохли. В этот день
дети спасли много морских зверьков.
Слова
для справок: подняла, с песка, шевелил,
нашёл, улиток, почти.
План
1. Что
произошло ночью? 2. Куда утром
отправились Наташа и Серёжа? 3. Кого
спасла Наташа? 4. Кого спас Серёжа?
II. Свободный
диктант.
Бобры
На
берег вылез большой бобр. Хвост толстый
и плоский, как лопата. Передние лапы
короче задних. Он осмотрел молоденькую
осинку, обхватил передними лапами ствол,
начал грызть. Работал бобр быстро. Дерево
рухнуло. Бобр обгрыз ветки, потащил
их к воде. Он двигался быстро, ловко.
Скоро бобр появился опять и направился
к дереву. На берегу возвышались холмики.
Ветки деревьев бобры облепили грязью.
Это были жилища бобров.
III. Продолжить
рассказ по данному началу.
В
цирке
В
воскресенье мы всем классом пошли в
цирк. Там было много детворы. Цирк сверкал
огнями. Вот звонок позвал всех на места.
На арену вышел... .
4-й
класс
ДИКТАНТ
Цель
работы – проверить умение
обнаруживать орфограммы в тексте, писать
слова в диапазоне изученных правил,
ставить запятую при однородных членах
предложения.
Вариант
1
Осень
Прошло
тёплое лето. Идёт ненастная, дождливая
осень. Перелётные птицы собираются в
дальний путь. Первыми поднимают тревогу
ласточки. Они чувствуют приближение
холодной осени. Ранний отлёт этих птиц
предсказывает раннюю зиму. За
ними потянутся стаи журавлей, уток,
гусей. С громким криком улетают в тёплые
страны наши летние гости. Счастливого
вам пути!
Грамматические
задания
1. В
предпоследнем предложении подчеркнуть
главные члены.
2. Указать
падежи всех существительных шестого
предложения. (Ранний... .)
Вариант
2
Ёж
В
лес пришла осень. Редко теперь удаётся
ежу съесть вкусный обед. Скрылись юркие
ящерицы. Трудно находить жуков и лягушек.
Через высокие кочки, через лесные поляны
идёт ёж. В ясные осенние
дни готовит себе ёж тёплое зимовище.
Ночью и днём таскает он в нору сухие
листочки, мягкий лесной мох.Скоро придёт
зима. Накроет его нору тяжёлый снежный
сугроб. Под глубоким сугробом хорошо
ежу. До весеннего солнышка всю зиму
проспит ёж.
Грамматические
задания
1. В
седьмом предложении подчеркнуть главные
члены предложения. Указать, какими
частями речи выражены подлежащее и
сказуемое.
2. Выписать
из текста два любых имени прилагательных,
имеющих такой же состав, как в словевкусный.
(Ответ: например, лесные, осенние, снежный,
…)
КОНТРОЛЬНОЕ
СПИСЫВАНИЕ
Цель
работы – проверить умение списывать
текст, обнаруживать орфограммы.
Задания
1. Прочитайте.
Выпишите описание внешности Насти, а
затем Митраши.
2. Опишите
внешность своего друга (подруги).
Составьте 3–4 предложения.
Настя
и Митраша
В
одном селе осиротели двое детей. Их мать
умерла, отец погиб во время Отечественной
войны. Дети были очень милые. Настя
была как золотая курочка на высоких
ножках. Волосы у неё, ни тёмные, ни
светлые, отливали золотом, веснушки по
всему лицу были крупные, как золотые
монетки, и лезли они во все стороны.
Только носик один был чистенький и
глядел вверх. Митраша был
моложе сестры на два года. Ему было
только десять лет с хвостиком. Он был
коренастенький, но очень плотный,
лобастый, затылок широкий. Это был
мальчик упрямый и сильный.
РАБОТА
НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ
I. Текст
обучающего изложения.
Оленёнок
Однажды
пограничники шли из наряда на заставу.
Светало. Вдруг под густыми ветками
огромного дерева что-то мелькнуло.
Пограничники осторожно подошли к дереву
и увидели маленького оленёнка. Он смотрел
на людей доверчиво и с любопытством.
Следов оленихи не обнаружили. С ней,
видимо, что-нибудь случилось. Пограничники
взяли оленёнка с собой. На
заставе прежде всего решили покормить
его. Малыш ничего не брал в рот. Один
пограничник предложил купить соску, и
оленёнок жадно начал сосать молоко.
Всеобщий любимец быстро рос и набирал
силу. Он охотно ел печенье и конфеты,
которые ему давали пограничники. Оленёнок
подрос, стал часто обижать домашних
животных. Его отдали в питомник.
Пограничники часто навещали его.
Примерный
план
1. Пограничники
нашли в лесу оленёнка. 2. Пограничники
ухаживали за оленёнком. 3. Оленёнка
отдали в питомник.
Справка: застава –
воинское подразделение, несущее
охранение; питомник – место
разведения животных.
II.
Сочинение-описание «Моё любимое
дерево».
Опишите
своё любимое дерево таким, каким его
можно увидеть издалека, с большого
расстояния.
План
1. На
кого оно похоже? (На танцующую девушку?
На сгорбленного старика? На какого-нибудь
зверя лесного? На кого?) 2. Какой у
дерева наряд? (На что похожа его крона?
А ветви на что похожи? На руки? На чёрные
молнии? На рукава зелёного платья? На
что?) 3. Что сейчас делает твоё дерево?
(Наклонилось, чтобы дотронуться до
травы? Застыло в танце? Откинулось назад?
Тянется к небу?)
Опиши
своё любимое дерево так, чтобы каждому
захотелось его увидеть.
III. С
данными прилагательными составить и
записать словосочетания с подходящим
по смыслу именем существительным.Выделить
родовые окончания имён прилагательных.
праздный,
праздничный почётный,
почтительный понятный,
понятливый стекольный,
стеклянный запасной, запасливый памятный,
памятливый
|
занятие,
платье гражданин, поведение малыш, объяснение ваза,
завод колесо, зверёк человек,
подарок
|
|