2 класс
СТАРЫЙ ПЁС
Был у человека верный друг – Пёс. Шли годы. Пёс постарел, стал плохо видеть. Раз в ясный летний день он не узнал своего хозяина. Он выбежал из своей будки, залаял, как на чужого. Хозяин удивился. Спросил:
– Значит, ты уже не узнаёшь меня?
Пёс вильнул хвостом. Он нежно заскулил. Ему хотелось сказать:
– Прости меня, что я не узнал тебя.
Через несколько дней человек принёс маленького щенка и сказал Щенку:
– Живи здесь.
Старый Пёс спросил у человека:
– Зачем тебе ещё один пёс?
– Чтобы тебе одному не было скучно, – сказал человек и ласково потрепал старого Пса по спине.
(94 слова)
(В. Сухомлинский)
Вопросы и задания
1. Почему верный друг – Пёс залаял на хозяина, как на чужого?
2. Как к этому отнёсся человек?
3. Что тебе понравилось в этом произведении?
3 класс
КУПАНИЕ МЕДВЕЖАТ
Наш знакомый охотник шёл берегом лесной реки и вдруг услышал громкий треск сучьев. Он испугался и влез на дерево.
Из чащи вышли на берег большая бурая медведица и с ней два весёлых медвежонка. Медведица схватила одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать в речку.
Медвежонок визжал и барахтался, но мать не выпускала его, пока хорошенько не выполоскала в воде.
Другой медвежонок испугался холодной ванны и пустился удирать в лес.
Мать догнала его, надавала шлепков, а потом – в воду, как первого.
Очутившись снова на земле, оба медвежонка остались очень довольны купанием: день был знойный, и им было очень жарко в густых лохматых шубках. Вода хорошо освежила их.
После купания медведи опять скрылись в лесу, а охотник слез с дерева и пошёл домой.
(122 слова)
(В. Бианки)
Вопросы и задания
1. Почему охотник влез на дерево?
2. Какую картинку из жизни животных удалось увидеть охотнику в лесу?
3. Почему медвежата остались очень довольны купанием?
4 класс
КРАПИВНОЕ СЧАСТЬЕ
Выросла на краю поляны Крапива. Поднялась над травами и смутилась. Цветы вокруг красивые и душистые, ягоды вкусные. Одна она бесталанная: ни вкуса приятного, ни яркого цвета, ни сладкого запаха!
И вдруг слышит Крапива:
– Не велико счастье красивым-то быть! Кто ни увидит – сорвёт... – Это белые ромашки прошептали.
– Думаете, душистым быть лучше? Как бы не так! – прошелестел Шиповник.
– Хуже всего быть вкусной! – покачала головкой Земляника. – Всяк съесть норовит.
– Вот так-так! – удивилась Крапива. – Выходит, что самая счастливая тут я? Меня ведь никто не трогает: не нюхает, не срывает.
– Мы завидуем твоей спокойной жизни! – хором пропели цветы и ягоды.
– Как я рада, как я счастлива! – крикнула обрадованная Крапива. – Как мне хорошо, – добавила она задумчиво. – Расту – не обращают внимания, цвету – не нюхают, засохну – и не вспомнят...
И вдруг Крапива всхлипнула:
– Будто меня и не было совсем, будто я и не жила! Пропади пропадом такое крапивное счастье!
Цветы и ягоды внимательно слушали Крапиву. И больше никогда не жаловались на свою беспокойную жизнь.
(158 слов)
(Н. Сладков)
Вопросы и задания
1. Отчего смутилась Крапива?
2. Почему цветы и ягоды сначала завидовали её спокойной жизни?
3. Объясни причину грусти Крапивы.
Проверка навыка чтения вслух (2, 3, 4 классы)
Проверка уровня начитанности
4 класс
1. Определи жанры, которые можно включить в раздел устного народного творчества.
А) Сказки;
Б) былины;
В) басни;
Г) летописи.
2. Назови героя и жанр произведения:
Из того ли-то из города из Мурома,
Из того села да Карачарова
Выезжал удаленький дородный добрый молодец.
Он стоял заутреню во Муроме,
Ай к обеденке поспеть хотел он
В стольный Киев-град.
3. Укажи шуточный жанр народного творчества – фразу, построенную на сочетании звуков, которые затрудняют быстрое произнесение слов.
А) Скороговорка;
Б) считалка;
В) загадка;
Г) дразнилка.
4. Приведи 1–2 примера произведения этого жанра.
5. Чем отличаются произведения устного народного творчества от авторских произведений?
6. Кто из писателей дал следующее определение сказки: «Сказка – ложь, да в ней намёк: добрым молодцам урок»?
А) А.С. Пушкин;
Б) Г.Х. Андерсен;
В) П.П. Бажов;
Г) П.П. Ершов.
7. Вспомни 1–2 имени мудрых девиц-красавиц из русских народных сказок.
8. Запиши названия 1–2 сказок о крошечных человечках, малюсеньких мальчиках и девочках.
9. Напиши название басни, к которой можно отнести слова: «Делу – время, а потехе – час».
10. Произведения каких поэтов (2–3) ты бы включил в раздел «Поэтическая тетрадь»?
11. С какими жанрами произведений Л.Н. Толстого ты знаком?
А) Повести;
Б) басни;
В) стихи;
Г) сказки.
12. Запиши название твоей самой любимой книги. Чем она тебе понравилась?
Проверка читательских умений работать с текстом художественного произведения
2 класс
ВЕНИК
Жил один старик, и было у него трое сыновей. Братья часто ссорились друг с другом.
Старик думает: «Как только умру, сыновья разделятся и разойдутся, и всем будет худо».
Пришло время старику умирать. Позвал он сыновей и велел принести веник. Сыновья подали отцу веник.
Старик говорит:
– Переломите веник.
Сыновья сказали:
– Разве можно веник переломить?
Старик развязал поясок на венике, и прутья рассыпались.
– Ломайте прутья! – сказал старик.
Сыновья все прутья переломали.
Старик говорит:
– Вот и с вами будет то же, что с этим веником. Если вы будете вместе дружно жить, никакая беда вас не одолеет. А как разойдётесь по одному, тогда все пропадёте.
(103 слова)
(Л.Н. Толстой)
Вопросы и задания
Прочитай текст «Веник» Л.Н. Толстого. Выполни задания. Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста.
1. Определи персонажей басни.
А) Старик, трое сыновей;
Б) старик, один сын;
В) старик, двое сыновей.
2. Как жили братья между собой?
А) Часто ссорились;
Б) жили дружно;
В) во всём поддерживали друг друга.
3. Чем был озабочен их отец? Восстанови последовательность его мыслей.
А) Всем будет худо;
Б) все разделятся;
В) все разойдутся.
4. Какое значение, на твой взгляд, автор вкладывает в слово худо?
А) Скучно;
Б) плохо;
В) весело.
5. С какой целью старик попросил сыновей принести ему веник?
А) На примере прутьев в венике показать необходимость взаимной поддержки;
Б) переломить веник;
В) подмести пол в избе.
6. Подумай, какие два выражения лучше других помогают понять главную мысль басни?
А) С кем поведёшься, от того и наберёшься;
Б) Где мир и лад, не нужен и клад;
В) Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось;
Г) Добрый пример лучше ста слов.
7. Какой наказ дал старик сыновьям?
8. Как называют обобщённую главную мысль в этом жанре?
9. Какое важное человеческое качество обсуждается в произведении?
10. Понравилось ли тебе произведение и чем?
Правильные ответы к заданиям
А | Б | В | Г | |
1. | + | |||
2. | + | |||
3. | 3 | 1 | 2 | |
4. | + | |||
5. | + | |||
6. | + | + | ||
7. | ||||
8. | Мораль | |||
9. | Умение дружно жить |
3 класс
КАК БАРСУК И КУНИЦА СУДИЛИСЬ
Однажды барсук и куница бежали по лесной тропинке и увидели кусок мяса. Подбежали они к своей находке.
– Я нашёл кусок мяса! – кричит барсук.
– Нет, это я нашла кусок мяса! – кричит на весь лес куница.
Барсук своё:
– Это я нашёл! Нечего зря спорить!
Куница своё:
– Я первая увидела!
Так они спорили-спорили, чуть не разодрались.
Тогда барсук сказал:
– Пойдём к судье. Пусть судья нас рассудит.
А судьёй в этом лесу была лиса.
Выслушала лиса барсука и куницу и говорит:
– Дайте-ка мне сюда вашу находку.
Отдали спорщики судье кусок мяса. Лиса сказала:
– Надо этот кусок разделить на две равные части. Одну часть пусть возьмёт себе барсук, другую – куница.
С этими словами лиса разорвала кусок на две части.
– Это несправедливо, – заскулил барсук. – У куницы кусок больше.
– Мы сейчас эту беду исправим, – сказала хитрая лиса и откусила от доли куницы изрядную часть мяса.
– Теперь у барсука кусок больше, – закричала куница. – Это несправедливо!
– Ничего, мы и эту беду исправим! Я люблю, чтобы всё было по справедливости.
Сказав так, лиса опять откусила кусок мяса, только уже от доли барсука. Теперь оказалось, что у куницы остался кусок больше, чем у барсука. Но лиса не растерялась и откусила от куска куницы.
И так она выравнивала кусок до тех пор, пока от находки ничего не осталось.
Видно, правду говорят умные люди: жадные да неуступчивые всегда в убытке бывают.
(226 слов)
Вопросы и задания
Прочитай текст «Как барсук и куница судились». Выполни задания. Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста.
1. Где, в каком месте происходит события, описанные в тексте?
А) На лугу;
Б) в лесу;
В) в поле;
Г) в деревне.
2. Определи персонажей произведения.
А) Барсук, куница, лиса;
Б) барсук, соболь, лиса;
В) норка, куница, лиса.
3. Из-за чего у животных возник спор?
А) Не знали, как поделить находку;
Б) боялись обделить друг друга;
В) выясняли, кто нашёл кусок мяса.
4. Определи, какое значение автор вкладывает в выражение чуть не разодрались?
А) Чуть не разорвали на части;
Б) чуть не подрались сильно;
В) чуть не сделали дырку.
5. Кто вершил суд в этом лесу?
А) Лиса;
Б) медведь;
В) волк.
6. Какое определение даётся лисе в этом тексте?
А) Хитрая;
Б) плутовка;
В) рыжая разбойница.
7. Какой человеческий порок осуждает народ в этом произведении?
А) Жадность;
Б) хитрость;
В) трусость.
8. Подумай: что вынесено в заглавие?
А) Основная мысль;
Б) тема.
9. Есть ли в этом произведении герой, поведение которого вызывает одобрение?
10. Выпиши главную мысль этого произведения.
11. Запиши название другого произведения, в котором тоже осуждается жадность.
12. Понравилось ли тебе это произведение и чем?
Правильные ответы к заданиям
А | Б | В | Г | |
1 | + | |||
2. | + | |||
3. | + | |||
4. | + | |||
5. | + | |||
6. | + | |||
7. | + | |||
8. | + | |||
9. | Нет | |||
10. | Последнее предложение текста | |||
11. | «Лиса и журавль», «Два жадных медвежонка» |
Ф.И. учащихся | Выполнили всю работу без ошибок | Допустили ошибки в заданиях | ||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | ||