Комплексная
программа
физического
воспитания
Автор
В. И. Лях
Данная
линия учебников имеет грифы
«Рекомендовано»
и «Допущено»
Пояснительная
записка
Целью физического
воспитания в школе является содействие
всестороннему развитию личности
школьника. Слагаемыми физической
культуры являются: крепкое здоровье,
хорошее физическое развитие, оптимальный
уровень двигательных способностей,
знания и навыки в области физической
культуры, мотивы и освоенные способы
(умения) осуществлять физкультурно-оздоровительную
и спортивную деятельность.
Достижение
этой цели обеспечивается решением
следующих основных задач:
укрепление
здоровья, содействие нормальному
физическому развитию; обучение жизненно
важным двигательным умениям и навыкам;
развитие двигательных (кондиционных и
координационных) способностей;
приобретение
необходимых знаний в области физической
культуры и спорта;
воспитание
потребности и умения самостоятельно
заниматься физическими упражнениями,
сознательно применять их в целях отдыха,
тренировки, повышения работоспособности
и укрепления здоровья;
содействия
воспитанию нравственных и волевых
качеств, развитию психических процессов
и свойств личности.
Система
физического воспитания, объединяющая
урочные, внеклассные и внешкольные
формы занятий физическими упражнениями
и спортом, должна создавать максимально
благоприятные условия для раскрытия и
развития не только физических, но и
духовных способностей ребёнка, его
самоопределения. В этой связи в основе
принципов дальнейшего развития системы
физического воспитания в школе должны
лежать идеи развития, личностного и
деятельностного подходов, оптимизации
и интенсификации учебно-воспитательного
процесса.
При решении
задач физического воспитания учителю
необходимо ориентировать свою деятельность
на такие важные компоненты, как воспитание
ценностных ориентаций на физическое и
духовное совершенствование личности,
формирование потребностей и мотивов к
систематическим занятиям физическими
упражнениями, моральных и волевых
качеств, гуманистических отношений,
приобретение опыта общения. Школьников
необходимо учить способам творческого
применения полученных знаний, умений
и навыков для поддержания высокого
уровня физической и умственной
работоспособности, состояния здоровья,
для самостоятельных занятий.
Основные
требования к знаниям, умениям
и
навыкам учащихся
Учащиеся должны
знать:
об
особенностях зарождения физической
культуры, истории первых Олимпийских
игр;
о
способах и особенностях движений и
передвижений человека, роли и значении
психических и биологических процессов
в осуществлении двигательных актов;
о
работе скелетных мышц, систем дыхания
и кровообращения при выполнении
физических упражнений, о способах
простейшего контроля за деятельностью
этих систем;
об
обучении движения, роли зрительного и
слухового анализаторов при их освоении
и выполнении;
о
терминологии разучиваемых упражнений,
об их функциональном смысле и направленности
воздействий на организм;
о
физических качествах и общих правилах
их тестирования;
об
общих и индивидуальных основах личной
гигиены, правилах использования
закаливающих процедур, профилактики
осанки и поддержания достойного внешнего
вида;
о
причинах травматизма на занятиях
физической культурой и правилах его
предупреждения;
уметь:
составлять и
правильно выполнять комплексы утренней
гимнастики и комплексы физических
упражнений на развитие координации,
гибкости, силы, на формирование правильной
осанки;
вести дневник
самонаблюдения за физическим развитием
и физической подготовленностью,
контролировать режимы нагрузок по
внешним признакам, самочувствию и
показателям частоты сердечных сокращений;
организовывать
и проводить самостоятельные формы
занятий, закаливающие процедуры по
индивидуальным планам;
взаимодействовать
с одноклассниками и сверстниками в
процессе занятий физической культурой.
|