Сочинение
по
картине И.И. Левитана «Март» 3 класс.
Задачи
урока:
формировать
умение составлять художественное
описание природы с элементами оценки
действительности;
способствовать
развитию творческого воображения у
детей;
формировать
умение использовать изобразительные
средства языка для описания образов,
созданных художником;
способствовать
развитию чувств и эмоций.
I этап. Подготовка
учителя к уроку.
Левитан написал картину «Март»
в 1895 году. Известно,что написана картина
с натуры под Москвой, в имении
Турчаниновых,друзей художника. Проста
и притязательна природа,изображённая
на картине. Однако она показана не в
скромной сдержанности, а в яркой
красочности, в игре всех цветов и красок.
Левитан был мастером пленэрной
живописи, живописи,выполненной
непосредственно на природе,на открытом
воздухе. Общение с природой делает
художника очень чутким к малейшим
изменениям в цветовом состоянии
окружающего мира. Картины пейзажистов,созданные
на пленэре,обладают свежестью,необыкновенной
силой передачи мгновенного,мимолётного
чувства прекрасного.
Левитан не только видит природу,он её
понимает и осмысливает. Пейзаж передаёт
чувства,мысли и настроение автора.
Художник хочет подействовать и на тех
,кто будет смотреть его произведение.
II этап.
Подготовка учащихся.
1.Подготовка
к восприятию картины.
Сочинениям
пейзажной лирики обычно предшествует
кропотливая подготовительная
работа:экскурсия на природу,посещение
музея,ежедневные наблюдения за природой.
Выбрав
яркий солнечный мартовский день,учитель
организует экскурсию в парк, в лес.
Ребята
видят и цвет неба и снежные сугробы,которые
потеряли свою белизну и осели под
солнечными лучами, и голубые тени от
деревьев. В этот момент важно очень
хорошо почувствовать и ощутить свежий
весенний воздух и ласковое тепло солнца.
На
уроках русского языка дети пишут
сочинения-миниатюры на темы: «Весеннее
утро», «Мартовский снег»,«Весенний
ветер», «Первые проталины»:
«Весенняя дорога», «В
весеннем парке». Сочинения ребят
представляют собой художественное
описание, которое вводится со
2(1-3)-3(1-4)класса. Такие работы очень хорошо
развивают у детей воображение и чувство
языка. По опорным словосочетаниям ребята
составляют коллективный рассказ «Весна
идёт» На уроках чтения учащиеся
знакомятся с описанием весенней природы
в рассказах К. Паустовского, Г. Скребицкого,
И. Соколова-Микитова.
Ребята
обращают внимание на образные средства
языка,понравившиеся выражения записывают
в «корреспондентский блокнот».На
уроке природоведения получают задание
понаблюдать весеннее утро и описать
свои наблюдения. На уроках рисования
ребята рисуют весенние пейзажи.
2.Рассматривание
репродукции картины.
Репродукция картины вывешивается в
классе за несколько дней до сочинения.
Дети внимательно всматриваются в неё,
стараются её прочувствовать и понять.
Возможно
рассматривание под музыку П.И. Чайковского
из цикла «Времена года». Тогда
живописное произведение эмоциональнее
воздействует на ребят,даёт толчок их
мыслям,чувствам,воображению.
3.Беседа
по содержанию картины.
Какое
у вас возникает настроение?(Дети говорят
о чувствах приподнятости,радости,
свежести,спокойствия,поэтичности.)
Можно
использовать и такой приём:
-Назовите
три предмета на картине,которые вас
сразу чем-то заинтересовали,привлекли
ваше внимание. Попробуйте подобрать к
этим существительным такие прилагательные,
которые
помогли бы увидеть эти предметы ярче и
выразительнее.
Учащиеся
называют следующее:
синеватый
снег,
переливающийся
разными оттенками снег,
рыхлый
снег,
зелёный,
тёмный, манящий лес,
тоненькие,
хрупкие, стройные деревца,
сияющее,
голубое, ликующее, чистое небо,
Рыжая,дремлющая,усталая
лошадь,
дома,освещённые
солнцем,
лимонно-жёлтая
стена,
золотистые
осины,тянущиеся к небу.
Ученики
назовут и перечислят всё,что есть на
этой картине. Они заметят и белый с
голубым,местами с синим отливом снег.
Это уже не тот белоснежный ковёр,что
был зимой. Он пожелтел,стал грязным,превратился
в жёлто-серую массу, в нём проваливается
нога. Нравятся им и тонкие,изящные
деревца — не то берёзки, не то осины.
Левитана
не интересует здесь природа деревьев.
Он показывает их лёгкость, их стремление
к солнцу,их нежность и очарование.
Какой
день изобразил художник?(День
тёплый,солнечный. На это указывают
жёлтые блики солнца на деревьях,на
крыльце,на стене дома,синие и фиолетовые
тени от деревьев.)
Что
вы можете сказать про цвет неба?(Это не
простой голубой, а будто к голубому
прибавили ещё какие-то краски,цвет
получился такой чистый и нежный,что
кажется,
будто
от него идёт какое-то радостное сияние.)
Какие
краски использует художник, чтобы
показать своё отношение к весне?
Дети
обращают внимание на все оттенки
снега,голубые тени,дорогу коричневых,
фиолетовых тонах,на золотистые стволы
деревьев под лучами солнца.
Учитель
подводит учащихся к обобщению:
Хотя
на картине присутствуют и холодные
цвета,вся она как бы пронизана тёплыми
тонами:жёлтым,золотистым,розоватым,голубым
цветом. Солнечный свет везде — на стенах
дома,на стволах молодых берёзок,на
тоненьких веточках тополей. При помощи
цвета и света художник своё радостное
настроение от созерцания весеннего
дня передаёт и нам.
Что
вы можете сказать про ком снега на
крыше?(Ком снега подтаял и скоро упадёт
с крыши на землю.)
Обратите
внимание на лошадь у крыльца.(Лошадь
пригрелась на солнышке,стоит и дремлет.
Ей очень нравится этот тёплый весенний
день.)
Предлагаются
задания на развитие творческого
воображения.
Представьте,
что вы оказались в этих местах.
Что
бы вам захотелось сделать?(Покататься
на лошади,побегать по рыхлому снегу,
убежать
в лес и подышать свежим воздухом,постоять
под сосной и полюбоваться красотой,погреться
на крылечке под лучами солнца.)
стук
двери на крыльце,крик галок и ворон,хруст
корочки снежного наста под ногами.)
Учитель
просит прочитать слова на доске:
Улыбкой
ясною природа
Сквозь
сон встречает утро года.
А.С.
Пушкин.
(Весна-
это утро года в природе всё начинает
просыпаться,всё начинает улыбаться и
радоваться. Природа с радостью и улыбкой
встречает весну. И мы эту радость и
улыбку чувствуем и видим на картине
Левитана, мы радуемся вместе с ним.)
Возможно ребята почувствуют не только
радость и восторг, они могут сказать и
о другом лирическом чувстве,например
грусти. Вид лошади у кого-то вызывает
чувство жалости и уныния. Левитан —
тонкий лирик, и в его картинах почти
всегда присутствуют элементы грусти,печали.
И если дети смогут это отметить, то это
будет доказательством глубокого и
сильного воздействия на них произведения
живописи.
4.Коллективное
составление плана рассказа:
а)Как
художник показывает приближение
весны?(Описание картины.)
б)Какую
роль играет цвет в картине?
в)Как
вы считаете,какие мысли и чувства выразил
художник в этой картине?
г)Какое
впечатление производит картина?
5.Речевая
подготовка к сочинению.
Задание
1.Подберите синонимы
к словам.
Художник
— автор, пейзажист, живописец.
Густой
(лес) — тёмный, таинственный.
Грязный
(снег) — рыхлый, ноздреватый.
Жёлтый
— золотистый, лимонный, лучистый,
солнечный.
Тоненькие
(деревца) — хрупкие, молодые, нежные,
стройные.
Задание
2.Выберете подходящее
слово.
Ком
снега падает
скользко
сползает
Молодые
деревца тянутся
растут
выгибаются
Небо
льёт лучи
сияет
сверкает
Задание
3.Отредактируйте
предложения.
Художник
показывает нам радость.
Художник
выразил любовь в том, что солнце ярко
светит.
Яркие
краски природы придают картине прекрасное
ощущение.
6.Устное
составление описания картины по плану.
7.Написание
сочинения учащимися. |