23 сентября Комитет Совета Федерации по образованию и науке под председательством Хусейна Чеченова провел парламентские слушания по законопроекту "Об образовании в РФ". Дискуссия прошла в Современной гуманитарной академии в Москве с прямыми включениями в формате телемоста регионов России. В слушаниях принял участие председатель Совета Федерации Сергей Миронов.
Как сообщили Regions.Ru в пресс-службе верхней палаты российского парламента, свою позицию по законопроекту на слушаниях изложили председатель СФ Сергей Миронов, глава Комитета СФ Хусейн Чеченов, сенатор Зинаида Драгункина, занимающаяся вопросами законодательной базы в сфере образования, заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию Виктор Шудегов, эксперты и представители системы образования. Прозвучали выступления и предложения из многих регионов России - были организованы прямые включения в формате телемоста с Кабардино-Балкарской Республикой, Хабаровским краем, Калининградской, Мурманской, Нижегородской, Орловской, Ростовской, Свердловской, Томской и Ярославской областями.
В ходе обсуждения документа высказывалось немало критических замечаний в отношении ситуации и тенденций в российской образовательной системе. Законопроект, по мнению участников слушаний, слишком громоздкий и объемный. Участники слушаний отмечали недостаточную проработанность в законопроекте вопросов статуса педагогических работников, новой типологии образовательных организаций, начального профессионального образования, электронного образования и дистанционного обучения.
Председатель СФ Сергей Миронов считает необходимым закрепить в законе вопросы материального и социального обеспечения педагогов, прописать размер студенческих стипендий и бесплатность первого высшего образования. Потребность сегодняшнего дня - восстановить систему профтехобразования, сохранить сельские малокомплектные школы и в целом российские традиции образования. "Не надо слепо копировать западный опыт, механически перенося его в наши школы и вузы. Надо вспомнить признание американского президента Д.Кеннеди о том, что "битву за космос" они проиграли нам "за школьной партой", - подчеркнул С.Миронов.
Нарекания вызывало наличие в законопроекте непонятных педагогам и трудно применимых норм, как и дублирующих и отсылочных норм. Отмечалось отсутствие положений, обеспечивающих духовно-нравственное и патриотическое воспитание.
Первый заместитель министра образования Хабаровского края Ирина Иванцева заметила, что в тексте закона должен быть сделан упор на вопросы подготовки кадров профессионального образования. Это особенно актуально для таких отдаленных регионов, как Хабаровский край, где дефицит квалифицированных педагогов ощущается особенно остро. "Несмотря на большой набор и выпуск специалистов педагогических учебных учреждений, работать в школы идут единицы. Поэтому в законе должна быть более четко прописана ответственность выпускников", - отметила она. Замминистра также обратила внимание на вопрос разграничения полномочий в части обязанностей образовательных учреждений, муниципальных образований. "Образовательному учреждению не следует давать чрезмерные полномочия в части организации образовательной деятельности, - уверена Ирина Иванцева. - Она должна в большей степени быть возложена на органы исполнительной власти муниципального и регионального уровня".
Схожее мнение высказал председатель комитета по труду и социальной политике Государственной Думы Томской области Игорь Чернышев. Он предложил перевести общеобразовательные учреждения с муниципального уровня на региональный. "Тогда субъекты Федерации более серьезно подойдут к системе общего образования. Что касается муниципалитетов, то их средств часто не хватает на то, чтобы содержать даже здания школ", - заявил депутат. Недоработанными считает он и положения об обучении инвалидов, домашнем обучении, экстернате. Не нашли достаточного отражения в законопроекте такие новые формы образовательного процесса, как дистанционное и сетевое обучение. На эту проблему обратила внимание директор одной из школ города Нальчик (Республика Кабардино-Балкария) Римма Нагоева. По ее словам, не ясно, кто будет разрабатывать контент, как будут формироваться группы, как будет оплачиваться труд педагогов при такой работе.
Много вопросов у педагогов Орловской области вызвала статья 27 законопроекта "Об образовании". В ней перечислены типы образовательных организаций. Как напомнила руководитель департамента образования, культуры и спорта Орловской области Людмила Сальникова, в ближайшие три года дважды предстоит переименовывать образовательные учреждения: в 2013 году при переводе их в статус бюджетных, казенных или автономных организаций, и в 2012-2013 в соответствии с новым Федеральным законом "Об образовании". "Это потребует дополнительных средств на регистрацию, изготовление документации, печатей, вывесок. Поэтому мы считает целесообразным максимально приблизить новую типологию образовательных учреждений к уже существующей", - заметила Людмила Сальникова.
Комитет Совета Федерации по образованию и науке также получил ряд рекомендаций и предложений из 37 регионов накануне "парламентских слушаний". Об этом заявил председатель Комитета Хусейн Чеченов. Однако обсуждения законопроекта на этом не заканчиваются. Как рассказал сенатор, подобные заседания пройдут в Государственной Думе, Общественной палате, на площадке Союза ректоров и Торгово-промышленной палаты.
По итогам слушаний были приняты рекомендации в адрес Федерального Собрания РФ и Министерства образования и науки РФ. Комитет СФ по образованию и науке продолжит работу по обобщению поступающих из субъектов Федерации замечаний и предложений по законопроекту.
Министерству образования РФ рекомендовано провести по итогам общественного обсуждения проекта закона совещание с участием законодателей и представителей педагогической и вузовской общественности.