Педагоги не одобрили проект своего профессионального свода правил "Учитель должен быть требователен к себе, стремиться к
самосовершенствованию”. А не должен, к примеру, "терять чувства меры и
самообладания”. Профессиональный кодекс учителя, разработанный
неизвестными авторами, сами педагоги уже окрестили "уголовным”. Слишком
уж жесткие в нем формулировки, из которых становится ясно: учитель
должен всем, ему — никто.
Образовательное сообщество обсуждает последнюю новинку Года учителя —
проект профессионального кодекса педагога. Живости дискуссии добавляет
интрига, закрутившаяся вокруг документа: анонимность авторов и жесткость
формулировок, более подобающих кодексу уголовному, чем
профессиональному.
Задача кодекса, как отмечается в преамбуле, "определить основные нормы
профессиональной этики в отношениях учителя с учениками и их родителями,
с педагогическим сообществом и государством”. Но дело не задалось.
Учитель, как оказалось, должен всем: это слово применительно к педагогу
встречается на каждом шагу. А вот ему не должен никто и ничего.
Так, среди обязанностей педагога — "стать положительным примером для
своих учеников”, "быть требовательным к себе, стремиться к
самосовершенствованию”, соблюдать "правила русского языка, культуру
своей речи”, "бережно и обоснованно расходовать материальные и другие
ресурсы”, "в процессе учебно-воспитательной деятельности активно
сотрудничать с психологами, врачами, родителями для развития личности и
сохранения психического, психологического и физического развития
учеников” и "дружелюбно общаться с родными учеников”. Ну просто — одна
прислуга за все. Не должен же он "заниматься противокультурной,
аморальной, неправомерной деятельностью”, "злоупотреблять своим
служебным положением”, "требовать от учеников дополнительного
вознаграждения за свою работу, за исключением случаев, предусмотренных в
законодательстве”, разумеется, брать взятки и много чего другого. При
этом права учителя ограничиваются получением у школьной администрации
информации, нужной для работы, да возможностью поощрений.
Имеется, правда, еще и "право учителя открыто выражать свое мнение по
поводу работы своих коллег”. Но с оговоркой: "не распространяя сплетни”,
сводящей на нет эту и без того не самую насущную привилегию. Ведь что
понимается под сплетней, в документе не уточняется. А значит, подвести
под нее можно любое критическое высказывание, тут же превратив "имеет
право” в "не должен”. В этом случае критикан становится нарушителем
кодекса. А это карается.
Проект предполагает, что при приеме на работу учитель даст
обязательство "действовать на основе кодекса”. Нарушение его положений
"рассматривается педагогическим коллективом и администрацией
образовательного учреждения, а при необходимости — более высокой
профессиональной организацией”. А это превращает профессиональный кодекс
в дополнительный уголовный, констатировали участники "круглого стола”,
созванного Всероссийским педагогическим собранием (ВПС). "Тотальный контроль
за каждым вздохом, новый вид надзора за учителем. Зачем столько
статей о непорядочности? Почему мы подозреваем учителя?” — изумились
они. При этом ничего против своего профессионального кодекса как
такового учителя, по их словам, не имеют, но считают, что разрабатывать
его должны сами учителя.
В итоге договорились, что переработкой кодекса займется само ВПС:
создаст и не позже начала апреля утвердит на своем пленуме рабочую
группу, которая и напишет новую редакцию.
Из высказываний учителей в блогосфере:
"...Пора придумать кодекс государственного чиновника и начать с пункта
1. Обязуюсь не заниматься казнокрадством, вымогательством и
взяточничеством. И больше не надо пунктов!”
"...Учитель имеет право быть должен! — интересная трактовка. В
министерстве работают истинные новаторы! Но я бы предпочла определение:
"Учитель имеет право...”, я не говорю о радикальном: "Учителю должны...”
"...Какой же учитель использовал имущество школы в личных целях? Что он
может использовать: мел с тряпкой или таблицы? Пусть тогда пропишут,
что школа не имеет права использовать личные вещи учителей в своих
целях! А то, понимаешь ли, носишь свои личные вещи в школу, начиная от
бытовой техники...”
источник :МКru |