| Педагоги не одобрили проект своего профессионального свода правил "Учитель должен быть требователен к себе, стремиться к 
самосовершенствованию”. А не должен, к примеру, "терять чувства меры и 
самообладания”. Профессиональный кодекс учителя, разработанный 
неизвестными авторами, сами педагоги уже окрестили "уголовным”. Слишком 
уж жесткие в нем формулировки, из которых становится ясно: учитель 
должен всем, ему — никто.
 
 Образовательное сообщество обсуждает последнюю новинку Года учителя — 
проект профессионального кодекса педагога. Живости дискуссии добавляет 
интрига, закрутившаяся вокруг документа: анонимность авторов и жесткость
 формулировок, более подобающих кодексу уголовному, чем 
профессиональному.
 Задача кодекса, как отмечается в преамбуле, "определить основные нормы 
профессиональной этики в отношениях учителя с учениками и их родителями,
 с педагогическим сообществом и государством”. Но дело не задалось. 
Учитель, как оказалось, должен всем: это слово применительно к педагогу 
встречается на каждом шагу. А вот ему не должен никто и ничего.
 
 Так, среди обязанностей педагога — "стать положительным примером для 
своих учеников”, "быть требовательным к себе, стремиться к 
самосовершенствованию”, соблюдать "правила русского языка, культуру 
своей речи”, "бережно и обоснованно расходовать материальные и другие 
ресурсы”, "в процессе учебно-воспитательной деятельности активно 
сотрудничать с психологами, врачами, родителями для развития личности и 
сохранения психического, психологического и физического развития 
учеников” и "дружелюбно общаться с родными учеников”. Ну просто — одна 
прислуга за все. Не должен же он "заниматься противокультурной, 
аморальной, неправомерной деятельностью”, "злоупотреблять своим 
служебным положением”, "требовать от учеников дополнительного 
вознаграждения за свою работу, за исключением случаев, предусмотренных в
 законодательстве”, разумеется, брать взятки и много чего другого. При 
этом права учителя ограничиваются получением у школьной администрации 
информации, нужной для работы, да возможностью поощрений.
 
 Имеется, правда, еще и "право учителя открыто выражать свое мнение по 
поводу работы своих коллег”. Но с оговоркой: "не распространяя сплетни”,
 сводящей на нет эту и без того не самую насущную привилегию. Ведь что 
понимается под сплетней, в документе не уточняется. А значит, подвести 
под нее можно любое критическое высказывание, тут же превратив "имеет 
право” в "не должен”. В этом случае критикан становится нарушителем 
кодекса. А это карается.
 
 Проект предполагает, что при приеме на работу учитель даст 
обязательство "действовать на основе кодекса”. Нарушение его положений 
"рассматривается педагогическим коллективом и администрацией 
образовательного учреждения, а при необходимости — более высокой 
профессиональной организацией”. А это превращает профессиональный кодекс
 в дополнительный уголовный, констатировали участники "круглого стола”, 
созванного Всероссийским педагогическим собранием (ВПС). "Тотальный контроль
 за каждым вздохом, новый вид надзора за учителем. Зачем столько 
статей о непорядочности? Почему мы подозреваем учителя?” — изумились 
они. При этом ничего против своего профессионального кодекса как 
такового учителя, по их словам, не имеют, но считают, что разрабатывать 
его должны сами учителя.
 
 В итоге договорились, что переработкой кодекса займется само ВПС: 
создаст и не позже начала апреля утвердит на своем пленуме рабочую 
группу, которая и напишет новую редакцию.
 
 Из высказываний учителей в блогосфере:
 
 "...Пора придумать кодекс государственного чиновника и начать с пункта 
1. Обязуюсь не заниматься казнокрадством, вымогательством и 
взяточничеством. И больше не надо пунктов!”
 
 "...Учитель имеет право быть должен! — интересная трактовка. В 
министерстве работают истинные новаторы! Но я бы предпочла определение: 
"Учитель имеет право...”, я не говорю о радикальном: "Учителю должны...”
 "...Какой же учитель использовал имущество школы в личных целях? Что он
 может использовать: мел с тряпкой или таблицы? Пусть тогда пропишут, 
что школа не имеет права использовать личные вещи учителей в своих 
целях! А то, понимаешь ли, носишь свои личные вещи в школу, начиная от 
бытовой техники...”
 
 источник :МКru
 
 |