В Министерстве образования и науки РФ прошло совещание, на котором объяснили, за счет чего регионы должны с 1 сентября повысить зарплату учителям на 30 процентов. Тонкости законодательства корреспонденту РС объяснил министр образования России Андрей Фурсенко.
Приблизить в каждом регионе зарплату учителей к средней региональной зарплате призвал Владимир Путин на недавнем заседании правительства. Для этого обещано в 2011-2013 годах выделить из федерального бюджета 120 млрд рублей. Но, как выяснилось, федеральные средства не попадут напрямую в учительский карман:
– Дело в том, что в России оплата труда учителей – обязательство субъектов федерации. Поэтому дополнительные миллиарды, которые планируется выделить из федерального бюджета, не могут пойти на учительскую зарплату: повысить ее должны регионы за счет собственных бюджетов. А федеральные средства, о которых идет речь, предназначены для того, чтобы заместить регионам часть других расходов: на оборудование, повышение квалификации, текущий ремонт, школьные автобусы, оснащение столовых и т. д. Благодаря этому регионы смогут высвободить деньги, необходимые на повышение оплаты труда учителей, – объясняет директор Центра прикладных экономических исследований Высшей школы экономики Татьяна Абанкина.
Предполагается, что к федеральным деньгам региональные власти добавят свои – примерно половину от объема субсидии.
Светлана Орлова, заместитель председателя Совета Федерации, член комитета Совета Федерации по бюджету на совещании в Министерстве образовании и науки призвала представителей регионов тщательно просчитать, как, за счет чего они найдут необходимые деньги. Действительно, зачастую в субъектах федерации просто не осваивают федеральные деньги, выделенные им на таких условиях (когда необходимо обеспечить софинансирование из региональных бюджетов). Принцип "средства в обмен на обязательства" кажется привлекательным далеко не всем.
Корреспондент Радио Свобода поинтересовался у министра образования и науки РФАндрея Фурсенко, не помешает ли федеральная поддержка проекта повышения учительских зарплат развитию финансовой самостоятельности учебных заведений. Ведь именно финансовая самостоятельность считается залогом создания нормальной конкуренции в сфере образования.
– Мы стараемся, чтобы это не помешало, – ответил министр. – Мы даем субсидии регионам, потому что сегодня экономика пошла вперед, а социальная сфера, как обычно, немножко отстает. Это ненормально. Нужно сделать некое вливание, чтобы подтянуть школьное образование, очень важный сектор социальной сферы, к уровню развития региона. – Каковы критерии выделения денег? Всем поровну?
– Нет, не поровну. Первый критерий: сколько ребят учатся в городских школах и сколько – в сельских (с учетом того, что в сельских учить дороже). Плюс к этому – какова бюджетная обеспеченность региона. Все! Никакого субъективизма. Собственно говоря, это абсолютно нормальная, честная поддержка, которая позволяет региону достаточно широко распоряжаться выделенными деньгами, понимая, что к этим деньгам они должны добавить свои.
– А смогут ли добавить?
– Почему не смогут? Если средняя зарплата по экономике растет, значит, растут и налоги. Если растут налоги и они остаются в регионах, значит, эти дополнительные средства на что-то расходуются. На что? Вопрос в приоритетах. Мы даем сигнал, что государство считает приоритетом учительскую зарплату. Если вы не считаете это приоритетом и отказываетесь софинансировать, значит вы отказываетесь от федеральной субсидии. Раз так, мы уменьшим субсидию. Но я думаю, что их на вилы поднимут, если они откажутся, – сказал Андрей Фурсенко.
Действительно, проект, подготовленный Министерством образования и науки, предусматривает сокращение размера субсидии в случае неисполнения регионом взятых на себя обязательств. В этом случае местной власти придется самой отвечать на неудобные вопросы о нищенской учительской зарплате.