В апреле в российских школах вводится курс по изучению основ
религиозных культур и светской этики. Первые два года он будет
преподаваться в качестве эксперимента в 19 регионах страны. О подготовке
учителей для преподавания новых предметов рассказал в интервью РИА
Новости ректор Академии повышения квалификации и профессиональной
переподготовки работников образования Эдуард Никитин.
- Эдуард Михайлович, решение о введении нового курса было принято в
июле прошлого года, а уже в апреле этого года его начнут преподавать.
Нет ощущения, что предмет вводится слишком поспешно? И реально ли за
такой срок – меньше года – подготовить учителей?
- Все действительно чрезвычайно напряженно. Просится даже сравнение с
фронтовой ситуацией, когда лейтенантов готовили за три месяца. Но в
любом случае сроки уже определены, и остается лишь находить решения,
которые бы смягчили возможные последствия этой поспешности.
В январе на базе Академии мы начали подготовку тьюторов, которые уже в
марте станут обучать педагогов в регионах – за парты сядут 15 тысяч
учителей. Но обучением тьюторов свою работу мы не завершаем. Для нас
важно продлить отношения с ними на два года. В хорошем смысле это наши
агенты, которые вместе с нами смогут следить за экспериментом и
помогать учителям в их работе. Учителя смогут возвращаться на обучение и
общаться с нами в электронном режиме. Таким образом за два года,
надеюсь, будет создано профессиональное сообщество специалистов по
новому курсу.
- Известно, что были трудности с подготовкой учебников…
- Процесс их подготовки был непростым. Но главное, их писали не в
кельях, а в ситуации профессионального обсуждения. Чтобы согласовать
содержание и структуру материала, была создана рабочая
межконфессиональная группа с участием авторов. Они обязаны были
прочитывать каждый текст, давать друг другу рекомендации, оценки,
прислушиваться к совместной критике. В результате все согласовано
поурочно. Мы договорились о том, что первый урок у всех посвящается теме
родины, второй – понятию Бога, и через весь курс связующими пройдут
темы: любовь, добро, зло, милосердие, честность, семья, ряд других общих
моментов.
Важно заметить, что из 34 уроков курса – 6 уроков отведены на
совместные занятия всем классом. На этих занятиях появится у детей
возможность совместного обсуждения этих общих проблем, обмена полученной
информацией.
Редакторы издательства «Просвещение» сейчас продолжают работу над
учебными материалами, но обещают, что в марте все будет готово.
- Противники нового курса говорят, что он преследует миссионерские
цели. Что вы на это скажете?
- Новый курс - светский, как и любой другой школьный курс. Он должен
обеспечить вхождение детей в культурную традицию народа. Хотя я
понимаю: конфессии в конечном итоге стремятся увеличить число своих
последователей. Но наша задача – не быть их подручными, а решать свои
воспитательные задачи, направленные на формирование нравственных
ценностей и жизненной позиции.
Задача органов управления образованием – отделить церковь от
государства: постараться отстраниться от конфессий и сделать это
недекларативно. С представителями конфессий согласованы тексты
учебников, и этого вполне достаточно. Взаимодействие с конфессиями
допускается, но работать с детьми должен все же учитель.
- В рамках нового курса школьникам предлагают шесть предметов на
выбор. Учителей для каждого из предметов вы будете готовить по
отдельности?
- Чтобы не было конфессиональных перекосов, решено, что учителя
станут обучаться комплексно. Они должны владеть не только тем
материалом, который им предстоит излагать, но и всем курсом, ведь им
придется проводить совместные уроки, когда дети собираются вместе и
обмениваются полученными знаниями (из 34 уроков 6 – совместные).
- По вашей оценке, во всех ли школах у детей действительно есть
возможность выбрать один предмет из шести?
- Давайте будем реалистами. Представим себе малокомплектную сельскую
школу, где в классе, допустим, шесть человек. Не стоит думать, что все
шестеро учеников этой школы смогут выбрать разные предметы. Естественно,
эта школа будет проводить работу с родителями и подвигнет их к
согласованному решению. Вести же новый предмет может как
учитель-предметник, желательно гуманитарий, так и учитель начальных
классов.
- Уже известно, какие предметы курса будут наиболее востребованы?
- В регионах, которые будут участвовать в эксперименте, проводились
опросы школьников и их родителей. В центральной части России -
традиционно православной – около 40% опрошенных школьников выбрали
основы православной культуры, 30% – основы мировых религиозных культур и
еще 30% – основы светской этики. В южных территориях исламская
культура зачастую является региональным компонентом образовательных
программ, и ситуация выбора для них уже состоялась. В Еврейской
автономной области, которая также участвует в эксперименте, только 20%
выбрали иудаизм, остальные опрошенные практически поровну распределяются
между основами мировых религиозных культур и основами светской этики. |