Главная » 2009»Сентябрь»2 » Учителя: Новые образовательные методики – обычная показуха
Учителя: Новые образовательные методики – обычная показуха
16:57
Автор: Балтийское Информационное агентство
02.09.2009 09:03 В российской школьной системе образования постепенно вводятся Образовательные стандарты второго поколения. Чиновники убеждены, что новые методы должны пойти на пользу школьникам – снизится нагрузка и появится свобода выбора. Однако сами учителя считают, что снятые под копирку западные стандарты приведут к разрушению российской системы образования. Вместо образованных граждан, Россия получит узконаправленных специалистов с ограненными взглядами и интересами, но умеющих хорошо себя продавать. Образовательные стандарты второго поколения должны вступить в силу в 2010 году.
Сначала они должны коснуться начальных классов, а затем старших. В этом году учителя уже начнут проходить повышение квалификации, где они научатся методикам преподавания по новой образовательной системе. По словам проректора Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образование Ирины Муштавинской, введение новых стандартов вовсе не означает потерю традиций фундаментального российского образования.
«Вводятся новые технологии и методы преподавания, но общее ядро знаний, получаемых в школе, не уменьшится. Сокращение коснется только специальных знаний, например, по физике, химии», - отметила она в разговоре с корреспондентом «БалтИнфо».
Если ребенку интересно глубже изучать предмет, то он это сможет сделать на дополнительных занятиях, подчеркнула Муштавинская. Она также добавила, что новые методы преподавания сегодня заимствуются у западных коллег.
«Мы не перенимаем все систему образования, но мы ориентируемся на методы, которые как в Америке, так и в Европе схожи. У них цель не дать большой объем знаний, а правильно их преподнести. Методы направлены на развитие у детей умения учиться. Здесь вопрос не в сокращении объема знаний, а в смещении акцентов», - добавила она.
Перемены в системе образования поддерживает и писатель Мария Арбатова. В разговоре с корреспондентом «БалтИнфо» она отметила, что с одной стороны методы, сформированные еще в советское время, были неплохими, но с другой – сильно идеализироваными.
«Сегодня общеобразовательные программы идут навстречу возрасту ребенка. Не секрет, что наши дети перегружены, и на выходе из школы мы получаем больных и истощенных как физически, так и психологически детей. Ребенок в школе может быть загружен по 11 часов, а столько времени даже взрослые, согласно трудовому законодательству, не работают», - отметила она.
По мнению Арбатовой, сокращение объема информации по техническим предметам вовсе не потеря для образования.
«Я когда-то потратила напрасно кучу времени, занимаясь по этим предметам, так как я была абсолютно гуманитарно ориентированным ребенком», - заметила она.
В свою очередь сами учителя придерживаются противоположной точки зрения. «БалтИнфо» удалось пообщаться с преподавателями одной из петербургских школ, пожелавшими, правда, остаться неназванными. Учителя объяснили, что боятся петербургского комитета по образованию, который очень чутко реагирует на любую критику реформ со стороны преподавательского состава.
Учителя заметили, что не согласны со многими нововведениями. По их мнению, грядущие сокращения объема информации по ряду предметов значительно скажутся на уровне знаний школьников. Как отмечают педагоги, сейчас и так снизился объем преподаваемого материала, так как учителям не хватает часов. В результате те школьники, которым нужны полные знания, вынуждены ходить на факультативы.
Более того, убеждены педагоги, не каждая школа может позволить себе организовать дополнительные, факультативные занятия. «У нас не отработана методика преподавания предметов на факультативах. В школьных расписаниях возникают окна. Если два человека на факультативе по физике, трое – на химии, чем тогда занимаются остальные двадцать пять, не известно. Кроме того, во многих школах не хватает помещений для дополнительных занятий», - рассказали учителя.
Сомневаются преподаватели и в новых методах обучения. Как пояснили корреспонденту «БалтИнфо», в основном западные стандарты направлены на развитие общих навыков – умение общаться, отбирать информацию, работать с ней.
«С одной стороны, это неплохо, но тогда мы теряем академическое образование, на которое элементарно не хватает времени. В итоге, мы получаем человека с узким кругозором»,- отметили собеседники «БалтИнфо».
Впрочем, добавили преподаватели, нововведения в российских школах уже давно стали «обычной показухой».
«Нас ориентируют на новые технологии, на использование новомодных игрушек. Доказательства того, что все это применяется, требуют при аттестации учителей, лицензировании школы, в рамках национальных проектов, а о реальных знаниях школьников не задумываются», - рассказала собеседница «БалтИнфо».
Добавим, что по результатам исследования ВЦИОМ, сами россияне направлены на получение в первую очередь практических знаний. Так, большинство россиян считают самыми полезными предметами в школе русский язык и математику.
Всего лишь 25% респондентов убеждены, что история и иностранные языки не менее важные школьные уроки. В необходимости литературы уверены только 16% россиян. Обществоведение и культурология вообще попали в категорию наименее важных предметов.