Подготовительные курсы в вузе должны выполнять только функцию профориентации - об этом в конце августа заявила глава Рособрнадзора Любовь Глебова. Имеет ли смысл такое ограничение, в интервью РИА Новости рассказывает проректор по дополнительному, очно-заочному и заочному образованию РУДН Евгений Сженов.
- Евгений Станиславович, какие задачи выполняют сейчас курсы довузовской подготовки? Изменилось ли что-то с введением ЕГЭ?
- Задачи те же, что были и несколько лет назад – их никто не менял. Сейчас главная из них – устранить разрыв между уровнем школьного образования и тем, что необходим для получения высоких баллов на ЕГЭ.
Дело в том, что в течение многих лет контрольно-измерительные материалы (КИМы) для ЕГЭ готовят представители именно вузовского педагогического сообщества по требованиям, которые предъявляет вуз к абитуриентам. Таким образом, существует разрыв между требованиями, которые закладываются в КИМы, и тем, что дает школа. К примеру, учебник по обществознанию Боголюбова позволяет подготовить выпускника к сдаче госэкзамена не более чем на 30%. А на курсах в университете у нас используется 6-7 учебников – в том числе, по экономике, социологии, политологии – ведь в экзамене есть задания из всех этих областей.
Кроме того, ряд вузов имеет право на проведение дополнительных испытаний. Скажем, у нас на филологическом факультете, на специальности «журналистика» есть творческий конкурс. Многие школьники начинают готовиться к нему заранее – у нас есть даже трехгодичные подготовительные курсы, где ребята практикуются в написании статей, публикуются в ряде изданий, в том числе газете РУДН.
- В Рособрнадзоре считают, что вузовские подготовительные курсы должны заниматься только профориентацией…
- Профориентация – это, безусловно, важная задача курсов, но не основная. Если сейчас закрыть большинство вузовских подготовительных курсов, которые готовят именно к поступлению, или дать им возможность только профессиональной подготовки, на этом рынке останутся коммерческие структуры, которые уже показали себя не с очень хорошей стороны. Они привлекают преподавателей либо из школ, либо из вузов. Здесь априори не может быть чего-то революционно хорошего. Даже наоборот: результаты ЕГЭ в среднем по стране станут хуже.
Конечно, нужно добиваться организации адекватной подготовки в школах, но не везде это возможно. Известно, что в сельских школах существует проблема с кадрами. Представьте, что учитель проработал в школе уже 40 лет – и вот перед ним встает задача подготовить к ЕГЭ. А для этого ему самому нужно просмотреть массу литературы, выполнить задания КИМов...
На мой взгляд, ломать то, что создавалось десятилетиями и показало себя с хорошей стороны, не очень правильно. Тем более, что довузовская подготовка в вузах не финансируется государством. Если слушатели платят за курсы – значит, есть спрос. Если бы было плохое качество – они бы не платили. А лишать довузовские центры привычных функций или их закрывать – это решение, противоречащее экономическим законам спроса и предложения.
- Как абитуриенту определить, какие подготовительные курсы – действительно качественные?
- Во-первых, ему нужно обязательно потребовать у руководства курсов рейтинг – сколько выпускников за каждый год поступило в тот вуз, при котором эти курсы существуют. В вузы вообще, очень важная статистика – сколько поступило на бюджетные места.
Во-вторых, надо выбирать курсы при вузах, уже имеющих репутацию, то есть, если речь идет об учебных заведениях без длительной истории, успешно проходивших государственную аккредитацию хотя бы два-три раза.
Как показывает практика, лучше всего подготовка абитуриентов ведется в классических университетах. По тому же обществознанию в небольших вузах или автономных структурах довузовской подготовки занятия ведет, как правило, один преподаватель – экономист, политолог, социолог или кто-то еще. А классические вузы в учебный план ставят преподавателей с разными специализациями – абитуриенты учатся сначала у экономиста, потом у философа, потом у политолога и т.д. Вообще каждый предмет стараются преподнести с разных сторон – чтобы наиболее полно охватить материал всех трех частей госэкзамена.
Наш университет много лет подряд был экспериментальной площадкой по внедрению ЕГЭ – мы и сегодня проводим методические семинары и конференции по довузовской подготовке. В РУДН с наших подготовительных курсов поступает чуть больше 80% выпускников, и они занимают примерно половину бюджетных мест. Оставшиеся 20% - в другие московские вузы.
- Не все абитуриенты из регионов могут посещать курсы при московском вузе – ограничивает ли это их шансы при поступлении?
- С введением ЕГЭ возможности граждан России любого региона безграничны – КИМы едины по всей стране, а качественные подготовительные курсы можно найти в разных регионах. В РУДН число студентов из Москвы не увеличивается, напротив. Хотя, конечно, стобалльные результаты абитуриентов из некоторых регионов вызывают сомнения, нередки случаи их отчисления после первой сессии.