Большинство четвероклассников с 1 апреля начнут изучать основы светской
этики. Об этом говорит статистика, предоставленная «Газете.Ru» в 16 регионах России. По мнению
экспертов, выбор родителей закономерен: большинство людей называют себя
православными только из-за национальности. Кроме того, родители еще не
видели учебника ни по по одному модулю, в том числе по светской этике, у
которого несколько раз менялись авторы.Предмет«духовно-нравственное
воспитание» появится в школьном расписании через две недели. Тысячи
детей начнут проходить обучение по одному из шести предложенных
министерством образования и науки модулей: основам православной,
исламской, иудейской, буддистской культур, истории и культуры мировых
религий и светской этики. У большинства округов заявления от родителей
школьников о зачислении их детей на тот или иной модуль были уже в
январе. Правда, чиновники предупреждают, родители могут еще передумать: у
всех есть шанс перезаписать ребенка на другой предмет.
Получать духовно-нравственное воспитание будут в 19 областях семи
федеральных округов: в Еврейской автономной области, Пензенской,
Вологодской, Калининградской, Новосибирской, Томской, Курганской,
Свердловской, Костромской, Тамбовской, Тверской областях, в Камчатском,
Ставропольском, Красноярском краях, Удмуртской, Чувашской, Чеченской,
Карачаево-Черкесской республиках, в Калмыкии. По подсчетам «Газеты.Ru», наибольшее количество заявлений родители
написали на модуль «основы
светской этики». В 16 областях ее будут изучать более 75 тысяч
школьников. На втором по
популярности месте основы православия; на третьем — история мировых
религий. Ислам подавляющее большинство жителей выбрало только в двух
республиках — Чечне и Карачаево-Черкесии. Буддистскую культуру будут
изучать больше 50% четвероклассников Калмыкии. Основы иудаизма спросом
не пользовались: в большей части регионов их не выбрали вовсе, в
оставшихся на этот урок пойдут меньше 1% школьников. Православие
лидирует среди четвероклассников Центрального округа. При этом в
Тверской, Тамбовской и Костромской областях основы иудаизма не захотел
изучать никто. В Тамбовской области с третьей четверти на «духовно-нравственное
воспитание», по данным областного управления образования и науки, пойдут
всего 8392 школьников. 55% начнут изучать основы православия, а 37% —
светскую этику. В Тверской области участвуют в эксперименте 10572
четвероклассников, сообщили в тверском департамента образования. 62,3%
их родителей подписали заявление на изучение основ православия, 31,6% —
светской этики. Учителя Костромской области будут преподавать новый курс
5450 школьникам. На основы православия пойдут около 75%
четвероклассников, 16,8% — на светскую этику. Костромская область стала
единственным регионам Центрального округа, где будет также преподаваться
буддизм. Правда, как сказали «Газете.Ru» в областном департаменте образования и
науки, только 0,2% учащимся, то есть примерно 11 четвероклассникам. На светской этике остановились
большинство семей Северо-Западного округа. В эксперименте от него участвуют две области. В вологодском
департаменте сказали, что от их области это 10300 учеников, примерно
57% из которых будут учить светскую этику и 25, 4% — основы православия.
Источник в министерстве образования Калининградской области сказал, что
осваивать новый предмет будут 7335 четвероклассников. 57% из них
выбрали светскую этику, 34% — основы православия. На
светскую этику основной поток детей пойдет и в Сибирской округе — одном
из самых многочисленных участников эксперимента. В министерстве
образования и науки Красноярского края сказали, что среди 25146 детей
этот модуль изучат 58,2%. Вторые по численности классы будут на истории
мировых религий — 21,5%. По данным же департамента образования
Новосибирской области, 1 апреля на духовно-нравственное воспитание
пойдут 27697 школьников: 67% — на светскую этику, 18,5% — основы
православия. В Дальневосточном округе в эксперименте
участвуют немного школьников. Из Еврейской автономной области, согласно
статистике регионального комитета образования, новый предмет будут
изучать 1714 четвероклассников, 61,26% которых выбрали основы
православия и 24,09% — историю мировых религий. На Камчатке в
эксперименте участвуют 2283 школьника. Почти 47% из них выбрали светскую
этику и 39% — основы православия. В Курганской
области, принадлежащей Уральскому округу, из 8554 заявлений 60% также
подано на модуль светской этики. 20% родителей здесь хотят, чтобы их
дети изучали православную культуру. Предпочтения
родителей в Приволжском округе разделились. Так, в Пензенской области сложилась уникальная в
ходе эксперимента ситуация. 10055
участвующих в нем человек выбрали только два, как заявляют эксперты, «самых нейтральных
модуля» — основы светской этики (62%) и мировых религий (38%). В министерстве образования Пензенской области
пояснили, что жители региона исторически толерантны в отношении людей
других религий. Возможно, отсюда и повышенный интерес именно к вере
народов, живущих рядом, и светской этике в целом. «Пензенская область является многонациональным и
многоконфессиональным регионом, — сказала «Газете.Ru» главный специалист-эксперт областного
минобра Ольга Дворянская. — У нас богатый опыт ведения факультативной
работы по преподаванию историй и культур разных религий. Потребность
родителей в изучении религиоведческих курсов в целом удовлетворяется (в частности, при
каждом культовом центре уже давно работают воскресные школы)». В школах Удмуртии большая часть четвероклассников также
прослушают курс по основам светской этики. Из 13939 человек, по
информации министерства образования и науки Удмуртской республики, его
выбрали 52%. А выбор родителей из Чувашии распределился практически
ровно по трем предметам: из 11285 школьников в итоге 34,8% пойдут на
основы православия, 32,8% — на историю мировых религий и 30,5% — на
светскую этику. Наиболее разноплановым в вопросе
вероисповедания оказался Южный округ. В его республиках лидерами стали
не православие и светская этика. Так, в Чечне, как и предполагали
специалисты, 99,64% родителей четвероклассников (20645 человек) отправили их изучать основы ислама.
На уроки православной культуры здесь будут ходить только 73 ребенка.
Остальные модули жители Чечни проигнорировали. Во второй исламской
республике округа — Карачаево-Черкесии — мнения родителей разделились.
Из 4161 четвероклассников на основы исламской культуры пойдут 37%, а
основы светской этики будут учить 22,9%. Калмыкия же стала единственным
регионом, где больше половины учеников — 51% из 2992 человек — выбрали
модуль буддистской культуры. В министерстве
образования Ставропольского края сказали, что более 60% детей отправятся
на основы православной культуры. Подробные данные в Ставропольском крае
предоставлять отказались. Заместитель министра Ирина Кувалдина
пояснила, что «не
бросаться цифрами» регион попросило вышестоящее начальство из центра. По
мнению чиновников, закрытая статистика говорит о толерантности региона: «У нас каждый без
давления со стороны может идти куда хочет». Кроме того, в министерстве
подчеркнули, что цифры постоянно меняются, так как родители решают
переписать своих детей на другой курс. «Мы не препятствуем этому. Мы толерантный регион», —
еще раз подчеркнула собеседница. Не стали
предоставлять официальную статистику и чиновники Калининградской
области. Источник в министерстве, сообщивший «Газете.Ru», что осваивать новый предмет будут 7335
четвероклассников, 57% из которых выбрали светскую этику, также уточнил,
что цифры «не
рекомендованы для обнародования в прессе». При этом чиновники
регионального минобра ссылаются на некие устные распоряжения своего
руководства «о
морально-этической стороне данной статистики». По их мнению,
опубликованные данные могут подтолкнуть родителей к выбору тех модулей,
за которые проголосовало большинство. В минобре Свердловской области
сказали, что предоставят данные только в течение месяца, после
официального запроса. А в Томской области распределение учеников на
модули не подсчитывали, так как родители меняют свое мнение. «Есть старые сведения,
новые мы предоставим, как только уточним», — сказал один из сотрудников
ведомства. В
образовательных ведомствах считают, что популярность светской этики
обусловлена тем, что родители еще до сих не видели ни одного учебника. «Следующий
выбор родителями будет сделан осознанный, увидят учебники и
сориентируются. А сейчас боялись, что их детям начнут преподавать
религию, а не культуру. Родители уже немного успокоились, и многие в
последствие подали заявления на модуль основы православия», — сказал «Газете.Ru» ведущий
специалист отдела нормативно-правового регулирования и кадровой политики
Главного управления образования Курской области Елена Корнеевец. Доцент кафедры сравнительного изучения религий Российского
государственного гуманитарного университета Борис Фаликов считает, что
сложившаяся ситуация «была
предсказуемой». «В
общем, с моей точки зрения, этого следовало ожидать. Дело в том, что,
несмотря на социологические опросы, согласно которым у нас более 70%
называют себя православными, по-настоящему православных людей в России
мало. Положительно на вопросы о том, как часто вы ходите в церковь или
причащаетесь, отвечают 5—6%. Это больше национально-культурная
идентификация», — говорит независимый эксперт. При этом Фаликов отметил, что до сих пор неясно,
как будет преподаваться светская этика.
«Действительно, немного смешно, что в четвертом классе будут читать
основы светской этики. Не про Канта же рассказывать», — сказал он. По
мнению Фаликова, возможной причиной популярность светской этики за
Уралом может быть то, что «протестантские
церкви ведут там удачную деятельность». Кроме того, Фаликов напомнил,
что с разработкой учебника по светской этике были проблемы, в частности,
несколько раз у него менялись авторы. Автор же
одобренного Министерством образования учебника «Основы православной культуры» диакон Андрей Кураев
сказал, что статистика министерств неточная. «К примеру, в городе Железногорск Красноярского края
ноль людей выбрали ОПК. Потом мы выясняем, что просто в городе не было
родительских собраний, никто не голосовал, никого не оповещали. Сами
люди приходят и говорят. По нашей статистике, 60% родителей
заинтересованы в ОПК, но механизмы, предложенные Минобрнауки, дают около
20%», — пояснил он «Газете.Ru».
Диакон считает, что в школах «просто не хотят напрягаться: считают, что проще
преподавать один предмет, поэтому не извещают родителей». Кроме того, до
сих пор родители не увидели ни одного учебника ни по одному модулю. «Мы видим, что
Минобрнауки так и не обкатало механизм выбора того или иного предмета,
хотя у него было такое поручение. Хорошо, что в сентябре можно будет
переголосовать, чтобы эта жуткая статистика не стала вечной», — добавил
Кураев. Регионы
действительно признают: единственное, что им нужно, чтобы начать курс, —
партии учебников, которые Минобразование и издательство «Просвещение» до сих
пор не прислали. Как ранее
заявлял генеральный директор издательства Александр Кондаков, учебные
пособия должны поступить в регионы 20—25 марта. Но в некоторых из
образовательных ведомств «Газете.Ru»
сказали, что сроки доставки уже сдвинулись еще дальше. |