13 июля заместитель министра образования Игорь Реморенко заявил, что уже 50 регионов страны согласовали свои программы модернизации школ. В течение 2011–2013 годов Минфин перечислит в качестве субсидии 120 млрд рублей в региональные бюджеты на замещение расходов по улучшению условий обучения в школах. Высвобождающиеся средства местные власти обязаны направить на повышение зарплаты педагогам до уровня средних зарплат в экономике. А если это пока невозможно — минимум на 30%.
— Сейчас согласовываем с местными властями, что именно им предстоит улучшать и развивать, — пояснил Игорь Реморенко. — Кто-то направит средства на современное учебное оборудование, кто-то — на медицинские кабинеты и столовые, мультимедиацентры, библиотеки. Мы намерены регулярно отслеживать, как выполняются соглашения. Если работа саботируется, размер субсидии для региона уменьшится.
Чиновник подчеркнул, что возможные штрафы никак не должны затормозить модернизацию и рост учительских зарплат. «Ленивых» губернаторов заставят компенсировать урезанные дотации за счет местных бюджетов.
Мониторинг образовательных реформ будет проводиться по нескольким позициям: как растут зарплаты у педагогов, насколько успешно местные школы внедряют новые федеральные стандарты, активно ли педагоги повышают квалификацию, как развивается дистанционное обучение и наблюдается ли динамика энергосбережений.
Что касается последнего пункта — образовательные учреждения хотят приобщить к потребительской культуре.
— Мы не призываем оборудовать школы супердорогими энергосберегающими приборами, — пояснил Реморенко. — Достаточно установить за батареей светоотражающий экран — и вот уже 15–20% тепла сэкономлено.
Однако самый главный вопрос — насколько конкретно вырастут учительские зарплаты — остается открытым. В Минобразе дают понять, что совсем не обязательно всех российских учителей 1 сентября ждет прибавка жалованья. Возможно, у кого-то кошелек совсем не потолстеет. Все будет зависеть от того, какую «повышающую» схему изберут местные власти.
— В конце августа пройдут педсоветы, где этот вопрос станет одним из ключевых, — пояснил и.о. руководитель департамента Министерства образования Сергей Кравцов. — Регионы могут увеличить базовую часть зарплаты. Она зависит от обычного функционала: количество ученико-часов, классное руководство, воспитательные мероприятия и т.д. А могут дополнительные средства направить на рост стимулирующего фонда оплаты труда. Тогда уровень зарплат напрямую будет зависеть от качества работы, от успехов учеников.
Чиновники рекомендуют регионам такое соотношение зарплатных фондов: 70% — базовая часть, 30% — стимулирующая. Это позволит обеспечить стабильность оплаты труда педагогов, привлечь молодых специалистов и поддержать тех, кто стремится и способен улучшать образовательные результаты.
После завершения трехгодичных финансовых вливаний в школы достигнутый эффект обещают проанализировать. Если эксперимент окажется удачным и уровень жизни педагогов поднимется, будут внесены изменения в федеральный закон «Об образовании».
— Мы впервые приблизились к норме, которая бы фиксировала соотношение зарплаты учителей к средней по экономике региона, — пояснил замминистра образования Игорь Реморенко. — Хотя разговор об этом шел на протяжении последних двадцати лет. Если все получится, хотим эту норму сформулировать в качестве поправок в закон «Об образовании».
http://www.izvestia.ru/news/494509